План-конспект урока по литературе в 5-м классе. Тема: "Устный рассказ по картине, близкой к изучаемому произведению" ("Бежин луг" И.С. Тургенева и картина "Ночное" В.Е. Маковского)

Разделы: Литература


Цель: углубить и расширить знания учащихся по произведению И.С. Тургенева "Бежин луг".

Задачи:

  • развитие внимания к художественной стороне текста, к деталям изображения;
  • пробуждение интереса к произведениям искусства;
  • совершенствование навыков логического мышления, развитие внимания;
  • развитие речи учащихся.

Первая часть урока.

Несмотря на то, что картина "Ночное" навеяна художнику рассказом "Бежин луг", она не является прямой иллюстрацией к данному произведению, что вызывает определенную трудность их совместного восприятия.

Поэтому целесообразно в начале задать классу вопрос: "Полностью ли картина отражает текст рассказа?"

Затем учитель просит учеников медленно прочитать тургеневское описание мальчиков (Феди, Павлуши, Илюши, Кости).

Далее работа проводится методом беседы по вопросу: "Кого из мальчиков "Бежина луга" напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?" В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, - это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.

Большой интерес у детей вызовет поиск в тексте произведения того места в речи Илюши, которое вызвало такое внимание слушателей.

Вторую часть урока следует посвятить выявлению учениками сходства и различий в пейзаже, являющемся фоном рассказа и картины.

Дети читают первую пейзажную зарисовку И.С. Тургенева: ": Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря:"

Вывод, к которому должны прийти ученики: пейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: ":полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света".

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель задаёт следующие вопросы:

  1. В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?
  2. Что не совпадает на картине и в тексте?
  3. Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.

В домашнем задании учащимся предлагается самим попробовать сделать иллюстрацию к понравившемуся отрывку из рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг".