Урок литературы в 7-м классе "Будь судьбы своей капитаном" (по роману В.А. Каверина "Два капитана")

Разделы: Литература


Цель урока: всестороннее знакомство с романом В.А.Каверина “Два капитана”.

Задачи урока:

образовательная:

  • расширить познания учащихся о жанре романа, активизировать работу с литературоведческими терминами “сюжет”, “сюжетные линии”, “композиция романа”;
  • нацелить на создание отзыва о книге.

воспитательная:

  • настроить учащихся на размышления о нравственных категориях: “добро и зло”, “честность и предательство”, “дружба и вражда”, “любовь и ненависть”, “верность долгу”, “любовь к родине”.

развивающая:

  • направить процесс обсуждения на формирование умений логично и аргументировано строить высказывание;
  • включать свой жизненный опыт в урок литературы;
  • устанавливать межличностные отношения в процессе обсуждения.

Характер урока – урок-размышление.

Тип урока – комбинированный.

Способ усвоения – творческо-исследовательский.

Формы работы на уроке:

  1. Аналитическая беседа.
  2. Словарная работа с литературоведческими терминами.
  3. Анализ эпизодов.
  4. Составление исторической справки.
  5. Сравнительная характеристика героев.
  6. Составление схематичного конспекта урока.
  7. Игра “Столкновение мнений”.

Предварительная подготовка:

1. Чтение романа В.А.Каверина “Два капитана” и стихотворения Э.Асадова “Ледяная баллада”.

2. Поиск дополнительного материала для исторической справки “Освоение русского севера”.

3. Оформление выставки книг писателя.

4. Сочинение “Характеристика на героя романа В.А.Каверина “Два капитана”, который меня поразил” (на уроке русского языка).

5. Подготовка иллюстраций к роману (на уроках ИЗО).

Межпредметная связь:

Русский язык (развитие речи) – создание письменных работ “Отзыв на книгу”, “Характеристика на литературного героя”.

История – события с 1912 по 1944 года.

География – покорение русского севера.

Оборудование урока:

  • Выставка-витрина для книг;
  • книги В.А.Каверина;
  • физическая карта России с флажками, показывающими места, упомянутые в книге;
  • портрет писателя В.А. Каверина;
  • галерея иллюстраций учащихся к роману.

Теория литературы:

Роман (исторический, приключенческий, биографический, роман в письмах).

Эпистолярный жанр.

ХОД УРОКА

…Если на трудной стоишь ты дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда.

Э.Асадов “Ледяная баллада”

…Мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.

В.А.Каверин “Два капитана”

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим книге, которой в этом году исполняется 63 года, и ее автору – Вениамину Александровичу Каверину. Впервые мы встречаемся с этим автором на наших уроках, и эту несправедливость мы сегодня исправим.

Родился В.А.Каверин в 1902 году, прожил долгую интересную жизнь, стал свидетелем всех ключевых исторических событий, которые пережила наша страна в XX веке. Еще в молодости решил стать писателем. Первые его рассказы были замечены М.Горьким. За свою долгую жизнь был не просто писателем – военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, журналистом, писал литературные воспоминания, романы, повести, рассказы.

Обратимся к выставке книг этого писателя.

2. Краткий обзор книг дают двое учащихся класса, получившие это задание заранее.

3. История создания романа.

Библиотекарь: Роман “Два капитана” был задуман еще в 1937 году после встречи с интересным человеком, летчиком, который рассказал историю своей жизни. Этот герой в романе стал прототипом Сани Григорьева. Роман состоит из двух томов: первый был закончен в 1941 году, второй том – в 1944. Обратите внимание, автор продолжил работу над романом во время Великой Отечественной войны.

4. Обращение к содержанию книги через проблемный вопрос. Анализ содержания.

- Подумайте, почему В.А.Каверин не отложил написание второго тома до более подходящих времен?

(ожидаемые ответы: считал, что книга будет полезна читателям в такое трудное время; рассказывая о мужественных самоотверженных людях, хотел поддержать тех, кому трудно; настоящий писатель не прекращает своего труда ни при каких обстоятельствах; государство было заинтересовано в такой литературе и инициировало писателя на завершение книги).

Аналитическая беседа

а) Обмен впечатлениями, полученными после прочтения романа.

б) Обращение к сюжету романа.

Ключевые события (найдены письма, герой научился говорить, побег в Москву, Саня узнает историю капитана Татаринова и дает клятву его найти, становится летчиком, война, капитан Татаринов найден).

в) Если бы вам предложили разделить роман на несколько отдельных книг, кто бы стал главным героем в каждой из них? (Подходим к вопросу о двух сюжетных линиях, ожидаемые ответы: книга о Сани Григорьеве и его судьбе, книга о капитане Татаринове и его подвиге).

г) Вернемся к вопросу о прототипах. В начале урока мы говорили о том, что В.А.Каверин встретил человека, судьба которого его заинтересовала, и благодаря этому появился Саня Григорьев. А есть ли в романе другие герои, имеющие в реальной жизни прототипов? (Ученики должны самостоятельно сопоставить факты, полученные после знакомства с поэмой Э.Асадова “Ледяная баллада” о капитане Георгии Седове)

д) Обратимся к названию романа.

Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название? (Ожидаемые ответы: судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану)

5. Главные герои романа. Сравнительная характеристика героев.

Александр Григорьев Капитан Татаринов
1. Характеристика героя (чтение домашних сочинений).
2. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик Ч., тетя Даша.
3. Враги: Ромашов, Н.А. Татаринов.
1. Внесюжетный персонаж.
Как писатель знакомит нас с героем, который ни разу не появится на страницах романа? (Через письма; воспоминания Кати; книги, которые он читал; через описание его кабинета, через его дела).
2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля.
3. Враги: брат Н.А.Татаринов.

Герои – двойники.
Их объединяет стремление жить ради великой цели: открыть новые земли, разведать новые морские пути, восстановить доброе имя героя.

Продолжение аналитической беседы:

- Почему у таких хороших людей есть враги? (Ожидаемые ответы: в жизни всегда есть завистники, которым не дают покоя чужие успехи, идя к своей светлой цели, герои затрагивают чьи-то низменные интересы)

- Есть ли еще в романе герои-двойники? (По аналогии ученики должны сравнить Ромашова и Н.А.Татаринова)

6. Обобщение знаний через работу над жанром романа.

Игра “Столкновение мнений”

Правила проведения игры: играем парами, каждая пара учащихся получает карточку, в которой дано определение одного из типов романа. Им необходимо доказать, что книга “Два капитана” именно того жанра, который указан в их карточке.

Карточка № 1

Исторический роман

Рассказывается о реальных исторических событиях (примеры из текста ______).

Конкретные временные границы(______).

Упоминаются реально существовавшие люди(______).

Ожидаемые ответ: 1912–1944 гг., экспедиции по освоению севера, реальные географические места и открытия, война в Испании, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, реальный исторические личности – Г.Седов, Брусилов, В.Чкалов.

Карточка № 2

Приключенческий роман

С героями происходят удивительные вещи(______).

Много путешествий(______).

Интрига(______).

Ожидаемые ответы: побег из дома, чудесное выздоровление Сани, совпадения, враги, стремление добиться своей мечты и т.д.

Карточка № 3

Биографический роман

В основе повествования лежат судьбы героев, у которых есть реальные прототипы(______).

Ожидаемые ответы: Саня Григорьев, капитан Татаринов.

Карточка № 4

Роман в письмах

Роман в романе – письма капитана Татаринова к жене и письма Александра Григорьева к Кате. Целый мир в этих письмах.

 

Карточка № 5

Любовный роман

Основная интрига – любовная, любовный треугольник.

Ожидаемые ответы: Любовные треугольники – капитан Татаринов, его жена, его брат. Саня Григорьев, Катя Татаринова, Ромашов. Н.А.Татаринов, мама Кати, Кораблев.

После выступления каждой группы приходим к выводу, что в романе присутствуют все эти черты. Предлагаем ученикам обратиться за подтверждением к самому автору.

Цитирование:

“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.

Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.

7. Подведение итогов урока (беседа).

- Обратимся к названию нашего урока и эпиграфам. Правильно ли подобраны эпиграфы к уроку? (Отражают идейный смысл романа и наших рассуждений)

- А можно ли эти слова взять эпиграфом к целой жизни? (Особую ценность приобретают слова Асадова, когда ребята узнают, что еще совсем молодым поэт потерял зрение, но не потерял веры в людей, мечту, любовь)

- Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо? (Собственную жизнь нужно строить самостоятельно, находить друзей, справляться с трудностями, иметь светлую цель, и тогда жизнь будет прожита не зря…)

- Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа? (Капитан Татаринов: “ Все для России!”, Капитан Григорьев: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”)

8. Домашнее задание (творческое, по развитию речи).

Осмыслите все то, что мы говорили о романе, его авторе, героях и напишите отзыв на книгу “Два капитана”. Для этого можно использовать форму письма к писателю.

9. Результаты урока.

Оцениваем умение ориентироваться в тексте романа, давать полные аргументированные ответы, активность в обсуждении проблемы, умение сопоставлять, сравнивать, группировать, обобщать.

Литература.

1. Каверин В.А. “Два капитана”.

2. Асадов Э. “Ледяная баллада”.

3. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967, стр. 595.

4. Литературная газета. № 24, 1988. Уже написана первая фраза.

5. Комсомольская правда. Уходят капитаны.  № 61, 1988.