Цели урока: развивать у учащихся интерес к чтению на основе мотивирующего примера;
формирование эстетического вкуса, осознанного чтения.
Оформление кабинета:
- выставка новинок детской литературы;
- выставка рисунков «По страницам детской литературы»;
- стенгазеты.
ЭПИГРАФ
В книгах – своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.
Слово учителя:
Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада, что сегодня мы вместе будем путешествовать по удивительному миру книг. Тема нашего урока «Приглашение к чтению».
«Чтение - вот лучшее учение»,- восклицал А.С.Пушкин. Роль книги сегодня, как и много веков назад, очень велика. Книга – наш друг и советчик. С помощью книг мы путешествуем по миру, узнаем новые страны и города, знакомимся с новыми людьми. Вместе с героями книг мы переживаем невероятные приключения, вместе грустим и радуемся, учимся сопереживать, помогать друг другу.
Книга – это целый мир, мир открытий и познаний, мир доброты и мир поиска.
Да здравствуют книги! Книги маленькие и большие, книги детские и взрослые, книги обо всем!
Ученик. Бумагу сделали для нас
В бумажном комбинате,
Но разговор идет сейчас
О мастерах печати.
Взяла машинка лист простой
И наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет
И вот пред вами - книга!
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
И требует учебы.
(С.Маршак)
Учитель. Ребята, а вы знаете, кто помогает книге выйти в свет? (авторы, редакторы, художники, писатели, поэты, рабочие типографии)
Как мы видим, над созданием книги трудится большой коллектив людей. С.Я. Маршак в своем стихотворении рассказал нам, как в типографии делают книги, о том, как нелегко их создавать. Поэтому мы с вами должны их беречь. А о том, как надо обращаться с книгами нам расскажет плакат « ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГАМИ»
1. Не писать, не рисовать ничего в книгах.
2. Не вырывать листы, не вырезать картинки.
3. Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы.
4. Не читать книги во время еды.
5. Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок.
6. Пользоваться закладкой.
В жизни каждого из нас есть любимые книги. Это книги, которые хочется перечитывать еще и еще. Они помогают нам в трудную минуту, поддерживают и наставляют нас. О любимых книгах, любимых литературных героях и роли чтения в жизни человека нам расскажет наш гость, замечательный человек, книголюб – Заслуженный работник культуры РТ, подполковник в отставке Зотагин Петр Александрович.
Дорогим нашим книгам посвящаем стихотворение Валентины Телегиной « У книжных полок»:
Ученик. Вот полки. Книги. Переплеты.
Знакомцы давние мои,
Предмет вниманья и заботы
И возрастающей любви.
Строка в тиши заговорила –
Вне времени и вне границ.
О, притягательная сила
Раскрытых на столе страниц!
Глаголы движутся, влечет
Архитектура предложенья.
А там - и леденит, и жжет
До слез, до спазм, до потрясенья.
Но вот мгновенно ощущаю
Беду прозренья своего:
Как мало вижу! Мало знаю!
Да нет, не знаю ничего!
Что знаю о звезде, стоящей
Над изголовьем с детских лет?
А что – о травянистой чаще,
Поющей, на ветру гудящей,
А по ночам в себе таящей
Все тот же непонятный свет?
А что о рыбах? Что - о птицах?
А что – о тайнах хромосом?
Как в водопаде, жизнь дробится,
Клубится, мчится колесом.
И каждый миг ее достоин
Стать поэтической строкой,
И слово самое простое –
Смысл обретает непростой.
И переплет за переплетом,
Где по соседству с прозой стих,
Как поворот за поворотом
На карте судеб мировых.
Как разговор тысячелетий,
Ушедших поколений зов…
И вы и я – мы только дети
Пред этой мудростью веков.
Учитель. Уважаемые гости, ребята предлагаем вашему вниманию презентацию «В мире удивительных книг».
Стихотворение Семена Воскресенского «Сельская библиотека».
Ученица. Изба снаружи не красавица –
В четыре стенки теремок,
Но сразу комната понравится,
Едва лишь ступишь на порог.
В углу часы бегут – торопятся
По черной россыпи минут;
Назло морозу печка топится,
И розы в баночках цветут.
А книги, тощие и полные,
Стоят смиренно – ни гу – гу…
Возьми, открой – и ярче молнии
Зажгутся мыслями в мозгу.
Не потому ль, борясь со стужею,
Издалека и стар и мал
Сюда идут, как за оружием
В неистощимый арсенал.
Томимый жаждою великою,
За книгой тянется народ,
И дверь, приветливо мурлыкая,
Встречать гостей не устает.
А сейчас, ребята, я хочу предоставить слово нашему библиотекарю Галине Ивановне. Она ознакомит вас с новинками школьной библиотеки, подведет итоги «Книги рекордов читателей».
Наш юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!
Награждение лучших читателей библиотеки в номинациях:
«Самый толстый формуляр»
«Самый активный читатель»
«Самый лучший чтец стихов»
«Самая зачитанная книга»
«Лучший художник»
О книгах, учебе, знаниях народ сложил много пословиц и поговорок. С ними нас познакомит Лейсан.
Книга-лучший подарок.
Одна книга тысячу людей учит.
Ученому и книги в руки.
Книга мала, а ума придала.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книга-друг человека.
Книги читать-не в ладушки играть.
Кто знает аз да буки тому и книги в руки.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Читай, книгочей, не жалей очей.
Кто много читает, тот много знает.
Все мы любим сказки. Они с нами с самого раннего детства, давайте вспомним любимые сказки и сказочных персонажей.
ВИКТОРИНА
- Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой. («Репка»)
- Живой, а смерть не страшна. (Кощей Бессмертный)
- Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом. («Молодильные яблоки»)
- Два богатыря в одной сумке. (« Двое из ларца»)
- Одноместный летательный аппарат без мотора и тяжелее воздуха. (Ступа Бабы – Яги)
- Избушка – чемпионка по прыжкам на месте. (Избушка на курьих ножках)
- Мастер воздушных пируэтов. (Змей Горыныч)
- Гонщик на печи. (Емеля)
СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ
Ребята, какая книжка приходит вам на ум при упоминании имени Алексея Николаевича Толстого? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
БЛИЦ – ТУРНИР « ВСПОМНИТЕ…»
- Сколько стоит входной билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)
- Как зовут кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
- Как зовут лису из сказки «Золотой ключик»? (Алиса)
- Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
- Кому принадлежит густая нечесаная борода? (Карабасу Барабасу)
- В каком королевстве жили герои сказки? (В Тарабарском)
- Кто из героев сказки сочинял песенки о несчастной любви? (Пьеро)
- «Полдюжины превосходных пиявок» - это сколько? (6)
ПО ДОРОГЕ СКАЗКИ
- Кого спас Буратино от злой крысы? (Цыпленка)
- Вспомните магическое заклинание лисы Алисы и кота Базилио («Крекс, пекс, фекс»)
- Что предложила жаба в качестве лекарства для Буратино? (Касторку)
- Какое прозвище было у столяра Джузеппе? (Сизый нос)
- Как называлась харчевня, которую посетили Буратино, кот и лиса? («Три пескаря»)
- Какой мудрый совет дал Буратино старый Сверчок? (Ходить в школу)
- Кого из персонажей сказки можно назвать долгожителем? (Черепаху Тортилу)
Своими впечатлениями о любимых книгах, любимых литературных героях с нами поделятся Гулюза, Ландыш, Эльвира.
Подведение итогов урока.
Уважаемые гости, ребята. Я благодарю вас за сотрудничество и надеюсь, что ваша жизнь всегда будет связана с книгой, с источником человеческой мудрости и доброты. А закончить урок я хочу стихами:
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое книгой зовут!