I. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Сегодня на уроке мы впервые будем говорить о жизни и творчестве русского самобытного поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930), поэтому тему обозначим просто и понятно. (Записывается тема урока, которая обозначена на доске)
/В тетради постоянно ведутся краткие записи, на доске они даны в виде плана. Записи дополняются учащимися в ходе урока.
1) Автобиография Маяковского (“Я сам”, 1920, 1928 годы).
2) Работа в “Окнах РОСТА” (1919-1921 г.)
3) Стихотворение “Необычайное приключение…” (1920 г. Маяковский говорит о великом назначении поэта: если ты настоящий поэт, то должен своими стихами нести свет людям).
4) Используются тропы: метафора, гипербола; вводятся неологизмы, грубая, разговорная лексика./
– А может, я ошибаюсь, это никак не первая встреча? Что вспоминается, когда вы слышите это имя? (Учащиеся вспоминают маленького героя Маяковского – кроху и стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо”, цитируют строчки)
– А что помнят наши родители о Маяковском, его творчестве? (На данном уроке присутствуют родители учащихся, они тоже подключаются к общей работе. Они говорят, что Маяковский – самый советский поэт, что он писал о Ленине, революции, партии, о строительстве нового молодого государства)
– Конечно, вспоминаются строки из стихов Маяковского. Уважаемые родители, я начну строчку, а вы продолжите:
1) “Партия и Ленин – (близнец- братья)…”.
2) “Мы говорим Ленин, (подразумеваем – партия),
Мы говорим партия, (подразумеваем – Ленин)”.
/“В.И. Ленин”. Поэма. 1924 г./
3) “Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвесть,
когда (такие люди в стране советской есть!”).
/“Рассказ Хренова О Кузнецкстрое и людях Кузнецка”. 1929 г./
4) “Читайте, завидуйте,
я – (гражданин Советского Союза”).
/“Стихи о советском паспорте. 1928 г./
В течение десятилетий в СССР знали Маяковского как самого советского поэта. Этот ярлык уже прочно прикрепился к его имени в 20-е годы XX века. Для поэта это стало большой трагедией, и, как считают, именно этот факт – одна из главных причин его загадочной смерти. Маяковский ушёл из жизни в самом расцвете творческих сил – в 37 лет.
Сегодня мы откроем для себя другого, нового, молодого, дерзкого поэта Владимира Маяковского.
II. О личности В. Маяковского.
Когда впервые знакомишься с человеком, начинаешь с ним общаться, у тебя невольно складывается впечатление о нём. Ты обращаешь внимание на внешность (учитель показывает портрет и фотографии, где запечатлён Маяковский), на то, что он говорит и как говорит. Это впечатление может быть разным: тебе приятен человек или, наоборот, несимпатичен, а может, что-то так и не раскроется.
– Сейчас вы услышите отрывки из автобиографии Маяковского (сообщение двух учащихся), которую поэт назвал “Я сам”. Работал над ней он два раза в 1920 и в 1928 годах. Самостоятельно прочитаете цитаты из его стихов, обратите внимание на их названия и поделитесь своими первыми впечатлениями о В. Маяковском. (Учащимся выдаётся печатный материал со стихами поэта)
Послушайте отрывки из автобиографии В. Маяковского “Я сам”, познакомьтесь с цитатами из стихов поэта, обратите внимание на названия произведений. Поделитесь своими первыми впечатлениями о В. Маяковском (Что он любит? Что ищет? Как оценивает себя в этом мире? Какие вопросы его тревожат? Какие человеческие качества свойственны ему? Какой он поэт? и т.д.)
(Учащиеся говорят о неординарности личности Маяковского, видят в нём самобытного поэта, который ищет свою дорогу в литературе: он придумывает свои слова (занимается словотворчеством), по-особенному оценивает знакомое, лирический герой в поэзии маштабен и очень схож с самим поэтом, он способен бросить вызов мирозданию, но в то же время он одинокий и в этом одиночестве искренний, нежный, открытый, ранимый).
III. Знакомство со стихотворением “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” и его анализ.
1. Вы дома прочитали данное стихотворение и, наверное, обратили внимание на строчки (написаны на доске):
1) “… а тут – не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!”
2) “Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста.”
Чтобы было всё понятно, обратимся к яркому факту из биографии поэта “Работа Маяковского в “Окнах РОСТА” (сообщение учащегося).
2. Инсценированное чтение наизусть стихотворения В. Маяковского “Необычайное приключение…” (читают подготовленные учащиеся).
3. Анализ стихотворения “Необычайное приключение…”. Тема, идея, образы.
– В основе стихотворения лежит один эпизод. Маяковский назвал его “необычайное приключение”. В чём его “необычайность”?
(В гости к поэту пришло солнце, которое ведёт беседу с поэтом и даже даёт ему советы, учит. Необычный сюжет предлагает и необычного героя – солнце очеловечено)
– Этот эпизод придаёт стихотворению некую сказочность, фантастичность. Однако эта история правдоподобна, и читатель в этом не сомневается. С помощью каких деталей автор делает эту историю реалистичной, правдивой?
(Второй герой – сам Маяковский, не придуманный персонаж; описана деятельность поэта: он работает в “Окнах РОСТА”; точно указано место действия, используются непридуманные названия)
– Как ведёт себя поэт во время встречи? Ответьте цитатами и прокомментируйте их.
(Сначала дерзкий, потому что его злит, что солнцу положен отдых; потом испуган, робеет, сконфужен; затем освоился, преодолев неловкость, смущение, и уже ведёт себя просто, непринуждённо – с солнцем на дружеской ноге).
– Почему поэт и солнце, такие разные, нашли общий язык?
(Поэт и солнце похожи: они выполняют одну миссию – несут свет, только солнце в буквальном смысле освещает мир, а поэт в переносном: он освещает человеческие души)
– В каких строчках звучит этот призыв-единство поэта и солнца?
(Последние строки стихотворения)
– Сравнивая себя с солнцем, Маяковский говорит о великом назначении поэта. Письменно сформулируйте эту мысль. (Смотри запись выше под пунктом 3 в плане урока)
4. Поэтический язык стихотворения “Необычайное приключение…”.
– Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику. (Запись в тетради 4 пункта плана). Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.
– Вспомним, что такое метафора?
(Метафора – это скрытое сравнение)
– У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим. Объясните смысл этих метафорических образов. (Запись на доске)
1) “… а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою”.
2) “Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала”.
3) “Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца…”
– Зачем поэт вводит метафорические образы?
(Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)
IV. Объяснение домашнего задания.
Исследовательскую языковую работу по данному стихотворению вы продолжите дома. (Задания даются по рядам, формулировка задания отпечатана на карточках и выдаётся каждому)
1. Вспомните, что такое гипербола. Найдите примеры гиперболы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, зачем автор использует данный приём?
2. Вспомните, какие слова называются неологизмами. Найдите неологизмы в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно ответьте на вопрос: “Как такие слова характеризую поэтический язык Маяковского и самого поэта?”
3. Как вы понимаете смысл понятий – грубая лексика, разговорная лексика. Найдите грубую, разговорную лексику в стихотворении Маяковского “Необычайное приключение…”. Письменно объясните, с какой целью Маяковский использует такие слова в поэтическом тексте?