Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература". Тема: "Базаров — нигилист?"

Разделы: Литература


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. План открытого урока.
  3. Конспект урока.
  4. Список используемой литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).

Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель учителя на данной лекции. Применение иллюстративного материала (портреты Базарова, Павла Петровича), ТСО (DVD, пластинка) для того, чтобы дать курсанту опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ учителя, затем задаются вопросы, заполняется таблица.

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки курсантов. Согласно Государственному образовательному стандарту профессионального образования, Примерной программы для средних специальных учебных заведений. М.: ИПР СПО, 2003, авторы Калганова Т.А., Кутузов А.Г., Романичева Е.С., Секерина Н.Ф., разработанной Институтом проблем развития среднего профессионального образования в 2003 году, рабочей программы

Курсант должен знать художественную летопись жизни русского общества в романе “Отцы и дети”, понятие нигилизм.

Курсант должен уметь анализировать эпизод романа, давать трактовку образу Базарова, писать сочинение на заданную тему.

Дидактические единицы урока

  • Проблемы поколений в романе “Отцы и дети”, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей.
  • Утверждение непреходящих духовных ценностей дворянской культуры.
  • Поиск “сознательно-героической” натуры как ответ на противоречия эпохи.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, а также заполнение таблицы “Характеристика Базарова”.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение. Курсанты учатся монологическому высказыванию.

Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово учителя), наглядные (просмотр эпизода DVD-фильма “Отцы и дети”), практические (выразительное чтение), проблемно-поисковые (выделить в эпизоде линии спора Базарова и Павла Петровича, дать характеристику Базарову, Одинцовой); проверочная работа. (Дать свою трактовку образа Базарова, обосновать, почему роман заканчивается смертью главного героя.)

По типу данный урок является комбинированным, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, повторение предыдущего материала, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов, задание на дом.

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: “Базаров – нигилист?”

Цели:

Образовательная (познавательная):

а) дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова;

б) проанализировать линии споров главных героев (Базарова и П.П. Кирсанова);

в) раскрыть суть отношений героев (Базарова и Одинцовой);

г) понять, какие отношения сложились у Базарова с родителями.

Развивающая (практическая):

а) развитие логического мышления, внимания, памяти;

б) развивать умение анализировать изучаемое;

Воспитательная:

а) развивать культуру монологического высказывания.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

  1. Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  2. Пластинка, фонохрестоматия по литературе для 9-го класса, И.С.Тургенев “Отцы и дети”.
  3. DVD, “Отцы и дети” телесериал.
  4. Стенды о творчестве И.С.Тургенева.

Структура урока:

№ п/п Название этапа Деятельность преподавателя Деятельность учащихся

Время
(мин.)

1. Организационный момент Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач Построение, приветствие. Подготовка к уроку

3

2. Повторение ранее изученного материала Задаются вопросы, контроль ответов Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку

10

3. Изучение нового материала Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом Слушают, смотрят, читают роман “Отцы и дети” (эпизоды). Заполняют таблицу “Характеристика героя”

65

4. Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы (дать свою трактовку образа Базарова, обосновать, почему роман заканчивается смертью главного героя) Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые курсанты смогли написать проверочную работу Отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу в форме письменного ответа

10

5. Итоги урока Подводит итог занятия, объявляет оценки  

1

6. Задание на дом Объявляет домашнее задание, срок сдачи  

1

ПЛАН УРОКА

Дата Группа Тема урока: Базаров – нигилист?
    Распределение времени на основные этапы урока
    Организ. момент Анализ письмен, лаборат.
и практ. работ
Повт.
предыдущ.
материала
Изучение
нового материала
Упраж.
для
закрепления
пройденного
материала
Задание на дом Итоги урока
3   10 65 10 1 1
Цель урока 1. Образовательная (познавательная):

а) дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова;

б) проанализировать линии споров главных героев (Базарова и П.П. Кирсанова);

в) раскрыть суть отношений героев (Базарова и Одинцовой);

г) понять, какие отношения сложились у Базарова с родителями

2. Развивающая (практическая):

а) развитие логического мышления, внимания, памяти;

б) развивать умение анализировать изучаемое;

3. Воспитательная:

а) развивать культуру монологического высказывания.

Наглядные пособия к уроку
  • Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
  • Пластинка, фонохрестоматия по литературе для 9 класса, И.С.Тургенев “Отцы и дети”.
  • DVD, “Отцы и дети” телесериал.
  • Стенды по творчеству И.С.Тургенева.

 

Основные вопросы для повторения
№№ п/п Содержание вопросов Методы опроса

Фамилия учащихся,
намеченных к опросу

1 История создания романа. Фронтальный опрос  
2 Смысл названия    
3 Жанр романа    
4 Композиция романа    
5 Характеристика Николая Петровича    
6 Характеристика Павла Петровича    

 

 

Изучение темы (узловые вопросы)

 
№№
п/п
Содержание вопросов Методы
1 Подготовка к лекции Записи в тетради
2 Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем Чтение, беседа
3 Занятия Базарова Чтение, беседа
4 Базаров – нигилист Чтение, беседа
5 Идеологический конфликт Просмотр фильма, лекция с элементами беседы
6 Любовь к Одинцовой Лекция, чтение
7 Встреча с родителями Базарова Чтение, беседа
8 Смерть Базарова лекция с элементами беседы с использованием ТСО

Краткое содержание узловых вопросов

Сегодня мы продолжаем работу над романом и рассмотрим образ главного героя – Базарова. Подготовка к лекции. Запись темы урока: “Базаров – нигилист”, рисуем таблицу, если не успели на предыдущем уроке.

Характеристика Базарова.

    1 Внешность
    2 Происхождение
    3 Воспитание
    4 Образование
    5 Взгляды
    6 Отношения с окружающими
    7 Речь, лексика

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

  1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
  2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
  3. Как представляется Базаров? Почему?
  4. Чем занимается Базаров?
  5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?

Заполнение таблицы п.1, 2, 4.

2. Занятия Базарова.

Чтение эпизода (с.73)

Работа над следующими вопросами:

  1. Чем же занимался Базаров в первое утро?
  2. Как он ведет себя с крестьянскими мальчишками?

Заполнение таблицы п.4.6, 7.

3. В отсутствие Базарова Павел Петрович поинтересовался “… ну а сам господин Базаров, собственно, что такое?”

Чтение эпизода (с.78).

4. Работа над следующим вопросом:

  1. Кто же такой Базаров?
  2. Как восприняли всё это Николай Петрович и Павел Петрович?

Лекция

Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

  • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
  • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

Работа над следующими вопросами:

  1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

Заполнение таблицы п. 5.

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре?

Перед просмотром DVD курсанты получают задание: выделите основные вопросы спора.

После просмотра эпизода студенты называют их. (Основные линии спора: об отношении к аристократии; о принципе деятельности нигилистов; об отношении к народу;)

Запись лекции.

Идеологический конфликт

1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие — ничегонеделание

2. Спор о принципах нигилистов. Базаров –   “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.

Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.

3. Третья линия спора о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Заполнение таблицы п. 7

4. Преподаватель дополняет четвертую линию спора - расхождения во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

5. Огромное влияние оказала на Базарова А.С. Одинцова.

Рассказ преподавателя с чтением эпизодов (с123, 124, 127), просмотром DVD о первой встрече Базарова и Аркадия с Одинцовой.

Работа над следующими вопросами:

  1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
  2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
  3. Кто же такая Одинцова? (Читают самостоятельно с.127 и пересказывают)

Спустя время Базаров с Аркадием посещают имение Одинцовой с. Никольское и именно там происходит что-то неладное с Базаровым, он влюбляется.

Чтение эпизода, где Базаров признаётся в любви (с. 151)

Работа над следующими вопросами:

  1. Каков здесь Базаров?
  2. Похож ли он на прежнего?

Запись лекции

Любовь к Одинцовой. С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве.

Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Чтение эпизодов (с. 162, 175)

Работа над следующими вопросами:

  1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
  2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?

Заполнение таблицы п. 2

Запись лекции

Отношение к родителям. Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

Рассказ преподавателя о втором круге композиции романа, новых встречах с Николаем Петровичем, Павлом Петровичем, Одинцовой; отход Аркадия от нигилистических учений.

Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Прослушивание пластинки с эпизодом смерти Базарова.

Работа над следующими вопросами:

  1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
  2. Остаётся ли он нигилистом?

Запись лекции

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Закрепление

Контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы.

Работа над следующими вопросами:

  1. Кто же такой Базаров? Характеристика Базарова. Проверка заполнения таблицы.
  2. Можно ли назвать Базарова нигилистом?
  3. Правильно ли поставить точку в названии темы? Может быть, вопросительный знак?

Примерное заполнение

1 Внешность

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

2 Происхождение Разночинец, отец – полковой лекарь
3 Воспитание Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”
4 Образование Университет, естественные науки, будущий доктор
5 Взгляды Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”
6 Отношения с окружающими Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор
7 Речь, лексика Резкость в суждениях, нет иностранной речи

Проверочная работа.

Дать свою трактовку образа Базарова, обосновать, почему роман заканчивается смертью главного героя.

Итоги урока. Задание на дом.

Итоги урока, выставление оценок.

Домашнее задание. Самостоятельная работа № 3.

Список используемой литературы:

  1. Тургенев И.С. Отцы и дети: Роман/ Статья Д.И.Писарева; Послесл. П.Пустовойта; Рис. И. Архипова. Переизд. – М.: Дет. Лит., 1984. 270 с.
  2. Золотарёва И.В., Т.И. Михайлова Поурочные разработки по литературе XIX в. 10-й класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. И доп. Обновлённый комплект уроков. М.: “Вако”, 2004. 336 с.
  3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч.1, 2, 10 кл. М.: Просвещение, 2002.
  4. Интернет.