Конкурсный урок в 5-м классе, посвященный 210-летию А.С. Пушкина, на тему "Игра-путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Образовательные цели:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;
  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;
  • Проверить средства художественной изобразительности, проверить умение отличать их друг от друга;
  • Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;
  • Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;
  • Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки трудового общения, живописи.

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
  • Развивать навыки выразительного чтения;
  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
  • Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;
  • Вдохновить кого-либо начать писать собственные сказки или стихи.

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;
  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;
  • Воспитывать чувство прекрасного;
  • Укреплять на уроке дух соревнования;
  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Оформление класса:

  • Портрет А.С. Пушкина;
  • Стенды: "Мы рисуем", "Мы сочиняем".

Плакат:

В класс пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

"Памяти Пушкина":

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
А. Плещеев.

"Парад сказочных героев" (под музыку входят ученики в сказочных костюмах).

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, родители и все, кто пришел сегодня к нам на урок. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наша встреча будет для вас интересна и полезна, станет настоящим праздником.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: "Как бы я хотела сейчас оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты". Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Итак, представьте:

Сценка.

(На фоне мелодии ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)

Ведущий.

Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что не всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.

Няня. - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночек. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?

Ведущий.

Она быстро досказала сказку.

Няня. - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".

Ведущий.

Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.

Слово учителя.

Ребята! Догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (О сказках).

Молодцы, догадались. А чьи сказки мы будем вспоминать? (Сказки А.С. Пушкина).

Какое приближается большое для России событие и будет отмечаться 6 июня 2009 года? (210-гая годовщина со дня рождения А.С.Пушкина).

Правильно! 210-годовщина со дня рождения А.С.Александра Сергеевича Пушкина, счастливыми свидетелями которого будем и мы с вами.

Почему о сказках? - спросите вы. Ведь в них много выдумки, фантазии, и вы давно уже не верите ни в какие сказки. А я вам скажу так. Сказки с детства любят все: взрослые и дети, и вы, и ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. Правда, для них эти произведения сегодня называются несколько иначе: мифы, фантастика, мистика, детективы. Но как бы они ни назывались, через эти сказки мы постигаем жизнь. Сказки нас учат тому, что добро всегда должно победить зло. Сказки бывают, как и их герои, добрыми и злыми, но всегда интересными. Тем более, если эти сказки пушкинские. Потому наш урок называется "По страницам сказок А.С. Пушкина". И проведем мы его в форме путешествия. Почему путешествия? Да потому, что эта традиция народных сказок. Путешествуют сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, царевич на Сером волке, Иван - крестьянский сын: А так как вы все любите игры, песни, загадки и пляски, это будет необычное, игровое путешествие в удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Но, прежде чем мы отправимся в путь, я хочу рассказать вам о событии, которое произошло недавно. В село Михайловское пришло удивительное письмо. Его прислал (кто бы вы думали?) Кот ученый. Он обратился в музей с просьбой помочь восстановить некоторые детали сказок, которые подзабыл. А так как у сотрудников перед юбилеем много работы, они попросили помочь коту вас, ребята, и переслали это письмо сюда, в школу №150. Хотите, зачитаю текст?

(Учитель читает текст).

Многоуважаемые господа!

Долгие годы мои сказки были самым любимым развлечением всей российской детворы. В Лукоморье шли нескончаемым потоком люди. Я, не останавливаясь ни днем ни ночью, рассказывал и рассказывал сказки, пришедшие к нам из глубины веков от дедов и прадедов. Дети, слушавшие мои сказки, вырастали, становились мамами и папами и, в свою очередь, приводили ко мне своих детей.

Но я постарел, а мир изменился. Сейчас все меньше детей готовы слушать певучие народные сказки, их все больше интересуют телевидение и компьютеры. Школьники готовы часами играть с заморскими чудищами, все чаще выказывают неуважение родному языку, наследию устного народного творчества. Все меньше их приходит ко мне, в Лукоморье, на полянку сказок, все реже они готовы слушать, а тем более читать сказки. И я, старый и больной кот, ничего не могу с этим поделать.

Многоуважаемые господа, помогите мне! Не дайте погибнуть в сердцах детей любви к доброй, милой, лукавой русской сказке! Помогите восстановить в памяти их все подробности, все мельчайшие детали самых лучших из сказок - тех, что стали бессмертными, благодаря легкому поэтическому перу Александра Сергеевича Пушкина.

С надеждой и уважением к Вам, Кот ученый.

P.S. Вот такие сказки я рассказываю ребятам сейчас.

Старуха Салтану: ":Дурачина ты, простофиля! Не сумел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось:"

Салтан (возмущенно) ":Какое корыто?! Что я царь или дитя?..."

Слово учителя.

Ребята! Вы поняли, какую сказку рассказал нам Кот? Можно ли назвать одну сказку? (нет, сначала прозвучали слова из "Сказки о рыбаке и рыбке", а затем из "Сказки о царе Салтане:").

Значит, действительно, у Кота проблемы, много он подзабыл. Вы готовы помочь ему вспомнить все? Тогда отправляемся в наше путешествие по пушкинскому. Условия нашей игры: на столе у вас два листка, один рабочий - здесь вы будете письменно отвечать на вопросы, а на втором, итоговом, к концу второго урока вы должны составить аппликацию - цветок, который и станет вашей своеобразной оценкой. Вы будете честно зарабатывать лепестки и прикреплять их на сердцевинки. Итак, проверьте, всё ли вы взяли с собой? Не забудьте фантазию, смекалку, хорошее настроение, а главное, желание поиграть. Чтобы нам сопутствовала удача, мы с вами будем проговаривать заветные слова: "Ура! Ура! Начинается игра!" или "Ура! Ура! Продолжается игра!" Давайте прочитаем слова, которые записаны на объявлении:

В класс пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся
И в игру скорей включайся!

Мы перед воротами пушкинского "Читай-города". Как видите, нас встречает грозная стража. (Стража преграждает путь).

В чем дело? - удивляется учитель.

Дело? Дело в шляпе! - совсем не сердито отвечает один из стражей.

Нам можно пройти?

Другой страж поясняет:

Вы можете пройти в наш город в том случае, если ответите на наш вопрос. Мы просим вас рассказать, откуда произошло выражение дело в шляпе.

Учитель спрашивает:

Ребята! Кто-нибудь из вас знает, откуда произошло это выражение? (Варианты ответов).

Давайте обратимся за правильным ответом в "Копилку для любознательных" (проводится своеобразная словарная работа).

Ученица: сообщает:

Очень давно, когда почты и железных дорог еще не было, все важные документы из одного города в другой или из одной страны в другую перевозили специальные люди - гонцы. Помните, как в одной из сказок Пушкина говорится:

А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.

Иногда гонцы хранили эти письма в сумке, но их, как вы убедились, легко было найти и подложить другие. Гонцы старались спрятать документы так, чтобы они не потерялись, чтобы их нельзя было найти сразу, и в пути хранили их часто в шляпах. Вот отсюда и пошло выражение дело в шляпе.

Из какой сказки Пушкина прозвучали строки? ("Сказка о царе Салтане:")

Учитель спрашивает:

Мы ответили на ваш вопрос? Мы можем пройти в город?

Нет, ответил стражник.

Первый стражник останавливает:

Нет. Сейчас мы вам устроим своеобразный экзамен-экспресс, другими словами, отборочный тур. Может, вас и пропускать нельзя, разгадайте кроссворд, чтобы узнать ключевое слово к замку города.

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Дядька тридцати трех богатырей. (Черномор).
  2. Королевич, ожидавший мертвую царевну. (Елисей).
  3. Коварная сватья баба: (Бабариха).
  4. Царь, которому царица родила богатыря. (Салтан).
  5. Работник попа. (Балда).
  6. Князь, владыка острова Буян. (Гвидон).
  7. Царь, который "над златом чахнет". (Кащей).
  8. Царь - обладатель золотого петушка. (Дадон).

В выделенных клетках по вертикали: сенная девушка злой царицы. (Чернавка).

Учитель снова спрашивает:

Мы правильно разгадали ваш кроссворд?

Стражи:

Да.

Учитель:

Нам можно пройти?

Стражи (вместе):

Нет.

Второй стражник поясняет:

Еще вам предстоит разгадать шифр к замку города. Для этого предлагаю задачки, решить которые вы сможете, если внимательно читали тексты сказок А.С. Пушкина.

Задача №1:

Сколько торговых городов и теремов приготовил царь-отец в приданое молодой царевне? (Ответ: 7 торговых городов да 140 теремов).

Задача №2:

Сколько раз закидывал старик невод в море? (Ответ: 3 раза).

Задача №3:

Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Ответ: 30 и 3 года).

Задача №4:

Сколько богатырей защищали мертвую царевну? (Ответ: семеро).

Задача №5:

За какую плату нанялся Балда в услужение к попу? (Ответ: три щелчка по лбу).

Задача №6:

Сколько раз разговаривала царица с зеркалом в "Сказке о мертвой царевне:"? (Ответ: пять раз).

Задача №7:

Сколько дней царь Дадон из "Сказки о золотом петушке" не получал вестей о своих сыновьях? (Ответ: восемь).

Задача №8:

Сколько девиц-сестриц сидело под окном? (ответ: три).

Задача №9:

Сколько раз князь Гвидон летал к Салтану? (Ответ: три раза).

1. Комар

2. Шмель

3. Муха

Учитель:

Мы правильно решили ваши задачи?

Стражи:

Да! Путь открыт! - говорят довольные ответом стражи и разрешают пройти в город.

Учитель:

И вот мы в городе. Первое место, куда мы попадаем - это "Аллея знатоков". Здесь нам придется ответить на вопросы сказочной викторины. (Условия: за каждый правильный ответ вы имеете право приклеить один лепесток). Готовы? Повторим наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Первая часть викторины. "ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?" (Назовите произведение Пушкина, из которого приведены строки).

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
:::::::::::::::::::.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
("Сказочная поэма "Руслан и Людмила")

Какая сказка начинается этими строками? О каком времени года идет речь в начале этой сказки?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи,
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", о зиме).

Демонстрация видеофрагмента по которому ребята сверяют свой ответ.

Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь уводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
("Сказка о золотом петушке").

Как продолжение этого описания, зачитываю другое. Из какого оно произведения?

Вдали все пусто; здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит;
Травой оброс там шлем косматый,
И старый череп тлеет в нем;
Богатыря там остов целый
С его поверженным конем
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает:
Ничто безмолвной тишины
Пустыни сей не возмущает,
И солнце с ясной вышины
Долину смерти озаряет.
(Сказочная поэма "Руслан и Людмила").

(Так описывает поле перед горами, замками Черномора. Русское поле. Описание его стало знаменитым.).

Ребята, кто из вас может объяснить смысл слова остов? Обратимся за правильным ответом в "Копилку для любознательных".

Ученица сообщает:

Остов - то же, что и скелет.
Поверьте мне друзья мои:
Кому судьбою непременной
Девичье сердце суждено,
Тот будет мил назло вселенной;
Сердиться глупо и грешно. Чьи это слова?

(Это слова автора, который незримо присутствует во всем, его отношение к своим героям нельзя не почувствовать. Он переживает за них, сочувствует им, негодует по поводу их поступков. Поэма "Руслан и Людмила").

Вторая часть викторины. "УЗНАЙ ГЕРОЯ".

О ком написан этот отрывок, из какой он сказки?

Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
(О царе Дадоне "Сказка о золотом петушке").

В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").

Ребята, знаете ли вы, что такое кичка?

Обратимся за правильным ответом в "Копилку для любознательных".

Ученица сообщает:

Кичка - старинный женский головной убор.

Княжны испуганной бледнее;
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется:
(Черномор из сказочной поэмы "Руслан и Людмила").

Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
(Царевич Елисей "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях").

И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина,
Ах, витязь, то была (Наина - коварная колдунья из поэмы "Руслан и Людмила").

В уныньи, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые
И брашна неприятна им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один - Рогдай, воитель смелый:
Другой - Фарлаф, крикун надменный:
А кто третий соперник Руслана в поэме "Руслан и Людмила"?
(Молодой Хазарский хан Ратмир).

Расшифруйте значение слова - имени Ратмир (рать и мир - антитеза, противоречивый, непостоянный герой).

"Копилка для любознательных" (Брашна - брага - слабоалкогольный напиток, род домашнего пива).

Коль заговорили об именах собственных, то поговорим о названиях сказок. Как правило, в названиях сказок обозначены главные герои, им, этим героям, автор отдавал предпочтение, они ему нравились, он им сочувствовал. Дайте полное название "Сказки о царе Салтане:".

(Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди").

Перечислите за одну минуту всех героев "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Молодцы! Многих героев сказок узнали! Сейчас будет задание посложней.

Третья часть викторины "ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ ЧИТАТЕЛЬ?".

Ребята, скажите, как надо читать любое литературное произведение? (Ответы детей: медленно, выразительно, с карандашом, осознанно). Правильно, обычно вас, детей, интересует сюжет (что же будет дальше?), поэтому читаете вы быстро, "глотая" страницы, пропуская абзацы. При таком чтении вы не видите текста, его отдельных деталей, выражений, слов. Потому надо читать медленно и, главное, внимательно, желательно пользоваться карандашом, при этом по ходу чтения подчеркивая, оставляя пометки на полях, то есть фиксировать свои ощущения и наблюдения. Если систематически будете придерживаться этого правила, будете сверхвнимательно, бережно относиться к слову, станете настоящими, знающими читателями. Сейчас мы и проверим, насколько подробно вызнаете текст (содержание) пушкинских сказок. Не упущены ли какие-либо детали?

Вы хорошо помните "Сказку о царе Салтане:". По жестокой несправедливости царицу и ее сына посадили в бочку, которую выбросили в море, но "пленники" обратились с мольбой к волне.

И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько.
Как "освободились" из своего плена царица и ее сын?
Ответ ребят, уточнение учителя
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся;
Поднатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвит он,
Вышиб дно и вышел вон.

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет:

Что делают из скорлупок золотых орешков, которые грызет белка в "Сказке о царе Салтане"?

Ответ:

:Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.

Три раза закинул старик невод:
В первый раз пришел невод с тиной,
В третий раз с золотой рыбкой.

А во второй раз, с чем пришел невод в "Сказке о рыбаке и рыбке"?

Ответ:

С травою морскою.

"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе:"

Так сказал старик золотой рыбке, отпустив ее на свободу, но его старуха захотела воспользоваться умением золотой рыбки исполнять желания.

Кем хотела стать старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина?

Ответ: столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою. "Копилка для любознательных" (Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода).

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Вступление к какому произведению прозвучало? Что означает слово лукоморье?

Ответ: поэма в шести песнях "Руслан и Людмила".

"Копилка для любознательных" (лукоморье - морской залив).

Молодцы! Внимательно читаете сказки! Доказали ли мы коту, что можем и в компьютеры играть, и на роликах кататься, и не забываем сказки А.С. Пушкина. Ребята, сейчас была сложная интеллектуальная игра, мы прошли длинную "Аллею знатоков" и теперь отправляемся дальше. Давайте скажем: Ура! Ура! Продолжается игра.

Чему нас могут научить сказки Пушкина? (Доброте, трудолюбию, вежливости). Правильно, итак, стрелка привела нас на "Улицу вежливости". Ребята, что это за слова я вам назвала? ("Здравствуй, князь ты мой прекрасный", "ясный сокол", "краса моя":).

Ответ: вы назвали обращение.

Задание классу: найдите в произведениях Пушкина всевозможные обращения. (Самостоятельная работа учащихся с текстом).

О чем можно судить по обращению? (Можно догадаться о взаимоотношениях между героями сказки, об их настроении, воспитанности, социальном положении). Только что прозвучали красивые пушкинские обращения. Многие из них автор употребляет не только в своем творчестве, но и в письмах к друзьям, к родителям, к любимой жене. Друзей он называет так: милый мой, любезный, мой ангел, родителей - мои горячо любимые родители, жену - мой ангел, душа моя (можно предположить, что эти слова самые любимые у поэта). Какой задушевностью, проникновенностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Своим личным примером Пушкин учит нас отзывчиво и вежливо относится к людям. Испанскому писателю Сервантесу принадлежат слова: "Ничто не обходится так дешево и не ценится так дешево, как вежливость. Настоящая вежливость полна добродушия:".

Кого из литературных персонажей пушкинских сказок вы назвали бы вежливыми, деликатными, воспитанными, благородными? Запишите их имена. (Ответы: золотая рыбка, молодая царевна, царевна Лебедь, царевич Елисей, старый Финн, князь Владимир, Руслан, Людмила, Гвидон:). Давайте еще раз насладимся прекрасными пушкинскими строками (специальная подборка видеофрагментов с обращениями).

Понравилось ли вам, ребята, как обращаются герои друг к другу, какие приятные слова они произносят:? Оцените свою вежливость. Как вы обращаетесь к друзьям во дворе, в классе? Нравится вам обращение соседа по парте: "Колька, дай карандаш", "Вовка, ты умеешь играть в шахматы?". Приятно слышать такие обращения от товарищей по классу? Объясните, как нужно обращаться в таких ситуациях. Какой сделаем вывод? (Давайте будем учиться у пушкинских героев быть вежливыми, воспитанными и поступать только красиво).

Ребята! Как еще можно обращаться друг с другом? (С помощью жестов, мимики лица, телодвижения:). Люди обращаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга, поделиться впечатлениями, передать какую-либо информацию помогают и другие средства. Например, мама улыбнулась, учительница укоризненно покачала головой, дедушка нахмурился - и ты понял, одобряют они или нет твои слова, твое поведение.

РАССМОТРИТЕ ЭТИ РИСУНКИ (демонстрация рисунков)

В школьной библиотеке мальчик взял книги. Как вы думаете, интересные ли они? Что вам помогло определить, какая книга ученику нравится, а какая нет?

Ответ ребят.

Внимательно рассмотрите рисунки. Вкусный ли получился у повара суп? Как вы догадались? А удался ли пирог? Если бы художник не нарисовал пирог, вы могли бы сказать, что повар доволен приготовленным блюдом? Почему?

В школе состоялось состязание по шахматам. Наступил ответственный момент - должен был определиться обладатель первого приза. Посмотрите на рисунок. Можно ли догадаться, кто оказался победителем, а кто проиграл? Что помогло вам прийти к такому заключению? Как болельщики отнеслись к поражению одноклассника? Почему вы так думаете? (Ответы ребят).

Как называют людей, которые общаются с помощью жестов? (Мимы).

Сейчас мы с вами попадаем на бульвар "Веселых мимов". Задание для всех: с помощью пантомимы изобразите содержание какого-либо отрывка из любой сказки Пушкина. А ребята попытаются назвать сказку. Одним словом, мы поиграем с вами в игру "Пойми меня", чтобы это происходило веселее, повторим снова наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!".

РЕБЯТА ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ, а те, кто догадался, приклеивают лепесток.

Молодцы! На этой веселой ноте мы расстаемся с нашими друзьями-мимами и отправляемся в путь дальше.

Теперь мы попадаем в необыкновенное место города - на улицу "Забавных недоразумений". Здесь все таинственно, необычно. Всем нам предстоит применить фантазию и смекалку, чтобы справиться с этими непростыми заданиями. Готовы? Ну, давайте, рискнем. И чтобы нам сопутствовала удача, давайте снова повторим "Ура! Ура! Продолжается игра!".

Сейчас прозвучат вопросы под рубрикой "Пушкинская сказка на новый лад".

Задание: Узнайте, какие пушкинские герои могли прислать такие телеграммы?

Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! (Ответ: Балда!).

Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Ответ: корабельщики).

Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно! (Ответ: молодая царевна).

Приеду с подарками, так как на весь мир одона наткала я полотна. (Ответ: вторая сестрица).

Очень жаль, приехать не могу:
"Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла".
(Ответ: царь Дадон).

Догадайтесь, герои каких сказок Пушкина могли бы дать такие объявления?

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как:

Укусы правого и левого глаза,
Волдыри на носу. (Ответ: Гвидон)

Тем, кто интересуется квартирой! Недорого сдаю на лето свою гостиницу в аренду.
В горнице имеются:
Кругом лавки, крытые ковром,
Стол дубовый,
Печь с лежанкой.
(Ответ: семеро богатырей).

Помните сказочный терем, к которому приходит царевна: лающий пес, тишина на подворье, в светлой горнице - лавки, крытые ковром, печь, полати.

Разгадайте загадку:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменишь,
Сибирской стану я рекой.
(Ответ: Елисей - Енисей).

Будьте внимательны. Ответьте на такие необычные, завуалированные вопросы.

В какой сказке говорится о коварстве красивой девушке? Об устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимых больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?

В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип "от каждого по способностям, каждому по труду" и присвоило заработную плату трудящегося. А последний учинил самосуд, причинил должностному лицу тяжкие телесные повреждения. (А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде").

Молодцы! И с этим заданием справились!

Ну, а такого вы не ожидали. Супер игра. "Черный ящик"

Вам необходимо определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь. (Отвечают все, правильный ответ - лепесточек).

  1. Балда с помощью этого предмета доказал бесенку свое превосходство. (Палка).
  2. Предмет, перед красотою которого не устояла царевна. (Яблоко).
  3. Предмет, с помощью которого Людмила определенное время находилась в безопасности в замке Черномора. (Колпак).
  4. Балда с помощью этого предмета хотел "море морщить", "проклятое племя" бесов корчить. (Веревка).
  5. С помощью этого предмета царица-мачеха пыталась узнать о своей красоте. (Зеркальце).

И все-то вы знаете: может, вы сильны и в музыке?

Мы с вами так увлеклись разгадыванием тайн, что не заметили, как очутились на перекрестке "угадай мелодию". Вам известно о том, что прекрасные поэтические строки Пушкина явились источником вдохновения композиторов XIX-го века. Чтобы нам беспрепятственно двигаться дальше, вы должны выполнить следующее задание.

Сейчас зазвучит в записи музыкальный отрывок из сказки. Определите композитора и произведение Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция.

"Марш Черномора" (М.И. Глинка - "Руслан и Людмила") - одна из лучших отечественных опер.

Вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова - "Сказка о золотом петушке".

Как Глинка относится к Черномору? (Если для характеристики главных героев он использует арии, то Черномор в опере - немой персонаж. Какой жанр музыки избирает композитор, чтобы раскрыть образ Черномора? (Марш). Удается ли Глинке создать образ коварного, злого сказочного существа? Какими средствами музыкальной выразительности он пользуется? (Ответ: духовые инструменты, колокольчики, ударные - тарелки, арфа; мелодия повторяется, музыка отрывистая, прозрачные легкие аккорды). Первая же фраза рисует образ грозный и в то же время причудливый. Необычный состав инструментов оркестра усиливает фантастичность и сказочность Черномора. Кто еще из героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился? (Фарлаф). Как вы думаете, заслуживают наказания Черномор и Фарлаф? (Да). А как складывается их судьба в поэме? (Да, они прощены, помилованы). Кем? (Русланом и Пушкиным:). Какое же качество проявляет автор? (Человеколюбие, гуманизм). Таков Пушкин! Высокочеловечен, гуманен.

Мы с вами подошли к "Дому актера". Рассмотрите его повнимательней. Этот дом многоэтажный. На каждом этаже своя студия, попадая в любую из них, мы должны будем выполнить определенные задания.

Студия "СЕКРЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА".

От средств музыкальной выразительности переходим к средствам художественной изобразительности.

Ответьте на вопросы:

Чем одна сказка отличается от другой (учитель демонстрирует два рисунка).

а) К "Сказке о золотом петушке";

б) К сказке "Царевна-лягушка".

Ответ: первая сказка авторская, сказка А.С. Пушкина, вторая - народная.

Найдите разницу в прозвучавших отрывках:

а) "Разнеслась в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить:"

б) И молва трезвонить стала:

"Дочка царская пропала!"

Ответ: первая сказка написана прозой, вторая - в стихотворной форме, строчки мерные, рифмованные).

Ребята! А как вы думаете, сложнее писать прозу или стихи? (Ответы ребят).

Давайте это проверим. Кто из вас знает, что нужно для того, чтобы стихи получились красивыми? (Ответы ребят).

Чтобы сочинять стихи надо много знать, тонко чувствовать: Вы заметили - настоящие стихи не только интересно читать и слушать, они легко произносятся и запоминаются, они складные. А вот что делает стихи складными, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам сыграть со мной в игру "Поймай рифму". Например, я вам бросаю слово "Чебурашка", а вы мне возвращаете "промокашка", "букашка" и т.д.

Давайте снова произнесем наши заветные слова: "Ура! Ура! Продолжается игра!"

Слова для игры:

подушка дорожка карандаш
лягушка окошко ералаш
плюшка лукошко шалаш
ватрушка обложка гуашь
игрушка окрошка экипаж
подружка мираж

кто - флот, белки - тарелки, утка - дудка, гагара - гитара, баран - барабан, рыбка - скрипка, миска - ириска, киска, соседи - медведи, сыночек - дружочек, жужжит - дрожит, скрипит.

Поняли, почему слова звучат складно? Произнесите еще раз карандаш - ералаш. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами. Но, чтобы сочинять не просто стихи, а сказочные, надо знать сказкино слово и в том числе разные средства художественной изобразительности, то есть тропы. Вы их знаете, назовите, пожалуйста.

(Ответы ребят): метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, эпитет:

Я предлагаю сыграть в одну игру "Вспомни сказкино слово". Условия: я называю существительное, а вы подберите к ним постоянные эпитеты, встречающиеся только в сказках.

Попробуем теперь определить средства художественной изобразительности в произведениях А.С. Пушкина.

Сват приехал, царь дал слово
А приданное готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов.
Ответ: гипербола. (А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне:").

Ты что, сразиться хочешь с ним?
Куда тебе, не хватит духу,
Ведь Черномор непобедим.
Раздавит он тебя, как муху.
Ты ж на коне сидишь едва.
Ответ: гипербола, сравнение. ("Сказочная поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила").

: Яблоко, оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось!
Ответ: эпитет, сравнение. (А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне:").

А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Ответ: сравнение (А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане:").

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий закрывает,
Ночью землю освещает.
Ответ: гипербола, сравнение (А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане:").

Ядра - чистый изумруд:
Ответ: метафора (А.С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане:").

Мы только что почувствовали с вами роль выразительных средств языка. Неправда ли красивые строчки, мелодичные, напевные, легкие. Хочется слушать и слушать. А у вас есть любимые строки Пушкина, которые вы знаете наизусть?

Ответы ребят: есть.

Итак, мы с вами в студии "Выразительное чтение". Прочитайте наизусть законченный отрывок из любой сказки А.С. Пушкина и объясните свой выбор. (Выступление ребят).

Молодцы, красиво читаете, а теперь давайте посмотрим фрагмент фильма "Руслан и Людмила" и послушаем, как читают профессионалы, мастера художественного слова, и поучимся у них. (Видеофрагмент х/ф "Руслан и Людмила").

А сейчас мы попадаем на третий этаж, в студию "Актерского мастерства". Наши ребята покажут инсценированный отрывок из "Сказки о царе Салтане:".

СЦЕНКА

Понравилась ли вам наша игра-путешествие? (Да). Интересны пушкинские сказки? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Пушкина: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" (слова на доске) (да).

У кого возникло желание еще раз перечитать пушкинские сказки. (Д/З)

Вот и наступила торжественная минута - вы выполнили последнее свое задание. Грустно становится от мысли, что мы расстаемся с Пушкиным, но мы знаем твердо, что Пушкин жив для тех, кто так любит его, ценит его бессмертные произведения.

На празднике (а ведь у нас урок - праздник) всегда много цветов. Говорят, цветы дарят людям радость. А мы подарили Пушкину нашу память, о которой он так мечтал. Прочитаем строки на листке:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа:

Итогом нашей работы на уроке станет прекрасный цветок, который вы составили. Он будет не только своеобразной оценкой за урок, но и нашей благодарностью великому поэту за его несравнимые произведения. Поднимите ваши листки и покажите, какие цветы мы дарим сегодня Александру Сергеевичу Пушкину. Прочитаем строки Ф.И. Тютчева, посвященные Пушкину. (Строки на листке):

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет:

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы - дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов - Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что "Солнце" русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.

Наш урок я хочу закончить словами А. Плещеева (чтение эпиграфа к уроку №2)

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорого нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Спасибо за ваше участие на уроке, вашу смекалку, фантазию, за нарядные сказочные костюмы. Наш урок завершен.