Литература
-
Конспект урока и презентация к произведению Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок" 2010
Урок раскрывает идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выясняется понятие внутренней и внешней красоты человека; указывает на нравственные уроки произведения.
-
Урок по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова" 2010
Представлен урок обобщения и закрепления изученного материала по произведениям А.П. Чехова.
-
"Город N в комедии "Ревизор" и петербургские миражи героев". 8-й класс 2010
Данный урок - урок обобщения изученного материала. Работа построена так, чтобы учащиеся в игровой форме систематизировали изученный материал и пришли к выводу, что деятельность чиновников и благополучная жизнь города взаимосвязаны; учащиеся вскрывают пороки людей и открывают глубинный смысл гоголевского произведения.
-
Обучение грамоте в 1-м классе: "Твердый согласный звук {ж}. Буква Ж, ж" 2010
Поскольку учащиеся допускают ошибки при идентификации согласных звуков, необходимо на уроках значительное место уделять фонетическому анализу слов и позиции анализируемого звука, а также способам проверки при обозначении звуков буквы.
-
"Горит его звезда". Урок по творчеству Н.М. Рубцова. 6-й класс 2010
Ученики знакомятся с трагической судьбой поэта, учатся понимать его "тихую" лирику, чувства лирического героя. Работа в группах для изучения стихов по методике Ривина помогает развивать воображение учеников, позволяет за короткое время запомнить стихотворный текст. Коллективный способ обучения имеет большое воспитательное значение.
-
Использование компьютерных программ в создании дидактического материала и КИМов для уроков татарского языка и литературы 2010
Обзор программного обеспечения, позволяющего легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования.
-
Страница рабочей тетради по литературе в 5-м классе. К уроку по стихотворению К. Бальмонта "Золотая рыбка" 2010
Предложенный материал – страница авторской рабочей тетради по литературе для 5-го класса, созданной для работы на уроке и домашней подготовки учеников.
-
Система уроков по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2010
Система уроков "Песнь о купце Калашникове" поможет учителю в рамках двух уроков рассмотреть образы произведения, понять его народно-поэтическую основу, причины обращения поэта к далекому прошлому и его роль в современном Лермонтову настоящем. Учитель предлагает также сравнительный анализ отрывков былины и "Песни" и сравнительный анализ рисунков В. Васнецова к "Песни".
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты" 2010
Урок проводится в 5-м классе перед изучением романа Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо" и направлен на создание условий для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком. В процессе обсуждения проблемных вопросов у младших подростков формируются нравственные понятия, появляется чувство сопричастности миру природы.
-
Интегрированный урок "Что за прелесть эти сказки" 2010
Интегрированный урок (музыка + литература) с целью обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина и познакомить с отрывками из сказки-оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В ходе урока учащиеся анализируют образы героев и записывают их характеристики в таблицу.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературный бал "Любовью дорожить умейте" 2010
Предметные месячники стали в нашей школе традиционными. В рамках месячника литературы учителями-словесниками проводятся игры, викторины, выпускается стенгазета. Месячник заканчивается проведением литературного бала для учащихся 9–11-х классов. Тематика литературных вечеров разнообразна: «Любовью дорожить умейте», «Россия – Родина моя», «Наполним музыкой сердца», «Войны священные страницы» и др.
-
Урок-конкурс знатоков басни в 5-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова" 2010
На занятии учащиеся выполняют различные задания с целью ознакомления с баснями и выделения основной мысли, морали. Урок сопровождается презентацией.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме: "А.П.Чехов. Рассказ "Мальчики" 2010
Урок с целью углубления познаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, развития выразительного чтения, навыков анализа текста.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Как же это?" (По "Донским рассказам" М.Шолохова) 2010
Цель урока: показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшего правду о Гражданской войне как о трагедии народа; проанализировать художественные особенности рассказов; проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
-
Урок литературы по теме " История чести и предательства в повести Н.В .Гоголя "Тарас Бульба" и в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе" 2010
Вашему вниманию предлагается статья в которой сравниваются два героя из двух произведений – Андрий и Фортунатто. Рассматриваются сходства и различия в их характерах и поступках.
-
Вечер памяти Б.Окуджавы "Давайте понимать друг друга с полуслова" 2010
Современные школьники мало интересуются бардовской песней, плохо знакомы с известными поэтами-песенниками. Поэтому основными задачами вечера были: знакомство с творчеством и биографией Б.Окуджавы, пробудить интерес к прекрасной поэзии, развивать творческие способности учащихся.
-
Формирование основ нравственности в воспитательном и образовательном пространстве современного образовательного учреждения 2010
Настало время судить о литературе с позиций не только традиционных идеалов, но прежде всего с высоты самых насущных и жестких требований дня. Учитель должен выпустить из школы нравственного человека, знающего, что в мире есть не только силы добра, но и силы зла и мрака, которые постоянно посягают на гуманистическую природу человека, уродуют его душу.
-
Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов" 2010
Урок построен на основе местного саратовского материала. Авторы попытались соединить лирику Н.А. Некрасова с творчеством саратовских поэтов на основе сравнения образа Волги. Материал урока позволяет продолжить обучение сопоставительному анализу лирических стихотворений, дает возможность обучающимся более широко познакомиться с творчеством саратовских поэтов.
-
Урок по литературе "Светлые души" чудиков по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Чудик" 2010
Урок включает в себя литературную композицию о жизни В.М. Шукшина: рассказ об Алтае, чтение стихов о селе Сростки; беседу по рассказам, проводимую в виде фронтального опроса, сопоставление поведения героев, их чувств, состояний. Проводится беседа с учащимися о том, как повлияло на учащихся чтение двух рассказов. На уроке также используются стихотворения, написанные ученицами 7-х классов.
-
"Связало нас страдание…" (Ф.М. Достоевские и М.Д. Исаева). Региональный компонент в преподавании литературы 2010
В маленьком городке Кузнецке Томской губернии Фёдор Михайлович Достоевский провёл лишь несколько недель, но здесь свершилось важное событие в его жизни: женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой. О развитии их отношений, венчании и совместной жизни рассказывает данная статья. Материал может быть использован во внеклассной работе или при изучении биографии писателя.
-
Урок географии в 8-м классе на тему: "Кавказ" 2010
Разработка комбинированного урока географии с использованием межпредметных связей. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Урок проходит с мультимедийным показом слайдов.
-
Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Второй круг жизненных испытаний Базарова. Правописание суффиксов прилагательных" 2010
На уроке были использованы следующие формы: для объяснения нового материала по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» - аналитическая беседа, для обобщения по написанию суффиксов имён прилагательных – самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы по русскому языку взяты из текста романа. На уроке используется дифференцированный подход к обучающимся.
-
Литературная игра "Знаете ли вы жизнь и творчество А.С. Пушкина?" для учащихся 9-х классов 2010
Игра проходит в форме соревнований двух команд и включает 5 конкурсов: «Разминка», «Из каких произведений А.С.Пушкина эти строки?», «Поэтический», «Экзамен», «Блиц на двоих». Цель урока – обобщить материал, изученный на уроках по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»; развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к творчеству поэта и желание изучать его.
-
Использование технологии творческой мастерской на уроках литературы 2010
Педагогическая творческая мастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской построения знаний она представлена так: творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного с достижениями культуры – коррекция деятельности – новый продукт.
-
Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова (10-й класс) 2010
Урок анализирует стихи Лермонтова на данную тему, раскрывает особенности изображения войны и природы в лирике поэта, отношение Лермонтова к войне. Урок сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок "Красота и величие русской природы в поэзии, живописи и в музыке" 2010
Уроки такого характера позволяют экономить время,так как дают возможность не дублировать материал на разных предметах. Создаётся больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала. Они развивают творческую фантазию учащихся, обогащают их речь, повышают эрудицию и познания, воспитывают культуру и вкус.
-
Анализ лирического произведения по опорным "ключевым" образам на примере стихотворения М. Лермонтова "Парус". 6-й класс. 2010
Урок состоит из двух частей. В первой половине учащиеся знакомятся с биографией М.Ю. Лермонтова, во второй проводится подробный анализ стихотворения. Рассматривается каждое четверостишие по пунктам.
-
Сценарий литературного праздника "Со страниц на сцену" 2010
В рамках подготовки к празднику классы получают задание инсценировать любую сказку, басню И.А. Крылова, рассказ А.П. Чехова, отрывок из пьесы А.Н. Островского и подготовить песню В. Высоцкого к живому исполнению.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Роль пейзажа в "Донских рассказах" М.А.Шолохова" (по рассказу "Жеребенок") 2010
Урок проводится в рамках регионального компонента синхронно рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Тема пейзажа уже изучена на примере рассказа К.Г. Паустовского. Анализ пейзажных зарисовок на примере рассказа М.А. Шолохова "Жеребенок" у учащихся не вызывает затруднений.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Сергей Есенин – душа России" 2010
Литературно-музыкальная гостиная, на которой учащиеся вспоминают страницы жизни и творчества С.Есенина, отмечая своеобразие его лирики. Ученики читают стихотворения поэта, звучат песни, написанные на его стихи.