Литература
-
"Только любовью держится и движется жизнь". Образы героев повести И.С. Тургенева "Первая любовь" 2010
Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» всегда вызывает у учащихся живой отклик. «Первая любовь» – это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя «первая любовь». Именно об этом мы ведём речь на уроке.
-
Урок литературы по теме "История любви как основа сюжета повести "Ася" И.С.Тургенева 2010
Комбинированный урок, цель которого – проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; пронаблюдать, как с помощью пейзажа автор передает психологическое состояние героев; продолжить развитие умений работать с учебным текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы; создать условия для воспитания нравственных качеств – гуманности, ответственности за свои поступки и чувства.
-
Учебный проект "Загадки судьбы Грибоедова" 2010
Организация совместной учебно-познавательной, исследовательской деятельности учащихся по овладению умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
-
Тест по чтению для 4-го класса 2010
Тест может быть использован для проверки уровня понимания (осознанности) художественного текста учащимися 4-го класса. Составлен по материалу учебника литературного чтения О.В. Кубасовой «Любимые страницы» УВК «Гармония».
-
"Казненная любовью". По страницам романа Л.Толстого "Анна Каренина" 2010
Наиболее успешными методом, который автор применяет на уроках, является метод разноцветных «мыслящих шляпок» Эдварда де Боно. Его суть в том, что каждый из участников получает роль мыслителя в шляпке одного из цветов. Раскрывая тему трагичности страстей в романе Льва Толстого «Анна Каренина», ученики с интересом следят за развязыванием узлов.
-
Особенности обучения литературе способных, талантливых, одарённых школьников в условиях лицея 2010
Работа учителя литературы по формированию у способных, талантливых, одаренных детей творческого, исследовательского поведения предполагает использование таких форм занятий, как уроки творчества, уроки-исследования, уроки-презентации, семинары, творческие отчеты, творческие практикумы, защиты проектов.
-
Разработка урока по литературе Восточной Сибири в 5-м классе по рассказу С.К. Устинова "Любопытный бурундук" 2010
Урок знакомит учащихся с произведением современного писателя, формирует знания о биографии писателя; учит выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка; учит выявлять авторскую позицию. Воспитывает внимательное отношение к окружающему миру и развивает мышление через выделение главного в тексте, через сравнение.
-
Интегрированный урок (физика + литература + русский язык) на тему "Влияние процессов испарения на формирование погоды" 2010
Интеграция данных предметов способствует активизации учащихся, росту познавательного интереса. Основная идея урока состоит в том, что если рассматривать погодные явления с точки зрения физики и поэзии вместе, то получается более полная картина окружающего мира, которая развивает ум и душу.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе "Тема грозы в творчестве Ф.Тютчева". Взаимосвязь зрительных и слуховых образов" 2010
Представленный урок сможет помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе.
-
"Поговори со мною, мама! (Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню матери) 2010
Влияние матери на творчество многих писателей велико. Именно любовью к матери озарено литературное творчество таких писателей и поэтов, как Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, М. Горький, Ф.М. Достоевский и многих других. Безмерна наша ответственность перед матерями. Задумаемся: достаточно ли внимательны, добры мы к своим мамам.
-
Конспект урока и презентация к произведению Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок" 2010
Урок раскрывает идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выясняется понятие внутренней и внешней красоты человека; указывает на нравственные уроки произведения.
-
Урок по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова" 2010
Представлен урок обобщения и закрепления изученного материала по произведениям А.П. Чехова.
-
"Город N в комедии "Ревизор" и петербургские миражи героев". 8-й класс 2010
Данный урок - урок обобщения изученного материала. Работа построена так, чтобы учащиеся в игровой форме систематизировали изученный материал и пришли к выводу, что деятельность чиновников и благополучная жизнь города взаимосвязаны; учащиеся вскрывают пороки людей и открывают глубинный смысл гоголевского произведения.
-
Обучение грамоте в 1-м классе: "Твердый согласный звук {ж}. Буква Ж, ж" 2010
Поскольку учащиеся допускают ошибки при идентификации согласных звуков, необходимо на уроках значительное место уделять фонетическому анализу слов и позиции анализируемого звука, а также способам проверки при обозначении звуков буквы.
-
"Горит его звезда". Урок по творчеству Н.М. Рубцова. 6-й класс 2010
Ученики знакомятся с трагической судьбой поэта, учатся понимать его "тихую" лирику, чувства лирического героя. Работа в группах для изучения стихов по методике Ривина помогает развивать воображение учеников, позволяет за короткое время запомнить стихотворный текст. Коллективный способ обучения имеет большое воспитательное значение.
-
Использование компьютерных программ в создании дидактического материала и КИМов для уроков татарского языка и литературы 2010
Обзор программного обеспечения, позволяющего легко создавать учебные компьютерные курсы без использования программирования.
-
Страница рабочей тетради по литературе в 5-м классе. К уроку по стихотворению К. Бальмонта "Золотая рыбка" 2010
Предложенный материал – страница авторской рабочей тетради по литературе для 5-го класса, созданной для работы на уроке и домашней подготовки учеников.
-
Система уроков по произведению М.Ю. Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2010
Система уроков "Песнь о купце Калашникове" поможет учителю в рамках двух уроков рассмотреть образы произведения, понять его народно-поэтическую основу, причины обращения поэта к далекому прошлому и его роль в современном Лермонтову настоящем. Учитель предлагает также сравнительный анализ отрывков былины и "Песни" и сравнительный анализ рисунков В. Васнецова к "Песни".
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро": "Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты" 2010
Урок проводится в 5-м классе перед изучением романа Д. Дефо "Приключения Робинзона Крузо" и направлен на создание условий для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком. В процессе обсуждения проблемных вопросов у младших подростков формируются нравственные понятия, появляется чувство сопричастности миру природы.
-
Интегрированный урок "Что за прелесть эти сказки" 2010
Интегрированный урок (музыка + литература) с целью обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина и познакомить с отрывками из сказки-оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». В ходе урока учащиеся анализируют образы героев и записывают их характеристики в таблицу.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературный бал "Любовью дорожить умейте" 2010
Предметные месячники стали в нашей школе традиционными. В рамках месячника литературы учителями-словесниками проводятся игры, викторины, выпускается стенгазета. Месячник заканчивается проведением литературного бала для учащихся 9–11-х классов. Тематика литературных вечеров разнообразна: «Любовью дорожить умейте», «Россия – Родина моя», «Наполним музыкой сердца», «Войны священные страницы» и др.
-
Урок-конкурс знатоков басни в 5-м классе. Тема: "Басни И.А. Крылова" 2010
На занятии учащиеся выполняют различные задания с целью ознакомления с баснями и выделения основной мысли, морали. Урок сопровождается презентацией.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме: "А.П.Чехов. Рассказ "Мальчики" 2010
Урок с целью углубления познаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, развития выразительного чтения, навыков анализа текста.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Как же это?" (По "Донским рассказам" М.Шолохова) 2010
Цель урока: показать гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одним из первых сказавшего правду о Гражданской войне как о трагедии народа; проанализировать художественные особенности рассказов; проверить умение учащихся самостоятельно делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
-
Урок литературы по теме " История чести и предательства в повести Н.В .Гоголя "Тарас Бульба" и в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе" 2010
Вашему вниманию предлагается статья в которой сравниваются два героя из двух произведений – Андрий и Фортунатто. Рассматриваются сходства и различия в их характерах и поступках.
-
Вечер памяти Б.Окуджавы "Давайте понимать друг друга с полуслова" 2010
Современные школьники мало интересуются бардовской песней, плохо знакомы с известными поэтами-песенниками. Поэтому основными задачами вечера были: знакомство с творчеством и биографией Б.Окуджавы, пробудить интерес к прекрасной поэзии, развивать творческие способности учащихся.
-
Формирование основ нравственности в воспитательном и образовательном пространстве современного образовательного учреждения 2010
Настало время судить о литературе с позиций не только традиционных идеалов, но прежде всего с высоты самых насущных и жестких требований дня. Учитель должен выпустить из школы нравственного человека, знающего, что в мире есть не только силы добра, но и силы зла и мрака, которые постоянно посягают на гуманистическую природу человека, уродуют его душу.
-
Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов" 2010
Урок построен на основе местного саратовского материала. Авторы попытались соединить лирику Н.А. Некрасова с творчеством саратовских поэтов на основе сравнения образа Волги. Материал урока позволяет продолжить обучение сопоставительному анализу лирических стихотворений, дает возможность обучающимся более широко познакомиться с творчеством саратовских поэтов.
-
Урок по литературе "Светлые души" чудиков по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Чудик" 2010
Урок включает в себя литературную композицию о жизни В.М. Шукшина: рассказ об Алтае, чтение стихов о селе Сростки; беседу по рассказам, проводимую в виде фронтального опроса, сопоставление поведения героев, их чувств, состояний. Проводится беседа с учащимися о том, как повлияло на учащихся чтение двух рассказов. На уроке также используются стихотворения, написанные ученицами 7-х классов.
-
"Связало нас страдание…" (Ф.М. Достоевские и М.Д. Исаева). Региональный компонент в преподавании литературы 2010
В маленьком городке Кузнецке Томской губернии Фёдор Михайлович Достоевский провёл лишь несколько недель, но здесь свершилось важное событие в его жизни: женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой. О развитии их отношений, венчании и совместной жизни рассказывает данная статья. Материал может быть использован во внеклассной работе или при изучении биографии писателя.