Цель мероприятия: в игровой форме проверить знание учащихся изученных ранее на уроках литературе произведений и литературоведческих терминов.
Оборудование: презентация игры.
I. Назовите произведение и его автора.
1.
“На него она взглянула,
Тяжелехонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла”.
(А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).
2. “Между шумом этим слышен был также плач женщины и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему:
- Прощай, Алеша! Прощай навеки!”
(А.Погорельский “Черная курица или подземные жители”).
3. “Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами”.
(Виктор Астафьев “Васюткино озеро”).
4.
“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса”.
(А. С. Пушкин “Осень”).
5.
“Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя.
Богатыри – не вы”.
(М. Ю. Лермонтов “Бородино”).
6.
“Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…”
(И. А. Крылов “Волк на псарне”).
II. Узнайте героя, вспомните название произведения и его автора.
1. “Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
(Герасим. И.С.Тургенев “Му-му”).
2. “Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи …”
(Геракл. Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг)).
“…Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирилла Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина”.
(Андрей Гаврилович Дубровский. А.С. Пушкин "Дубровский").
III. По именам назовите произведение и его автора.
1. Лидия Михайловна, Тишкин, Вадик, Птаха, дядя Ваня, Федька.
(В.Г.Распутин “Уроки французского”).
2. Настя, Митраша, Травка.
(М.М.Пришвин “Кладовая солнца”).
3. Марья Кирилловна, Верейский, Владимир, Троекуров.
(А.С.Пушкин “Дубровский”).
4. Жеребцов, Кобылкин, Лошадкин, Пристяжкин, Гнедов, Меринов.
(А.П.Чехов “Лошадиная фамилия”).
5. Вакула, Солоха, Оксана, Чуб.
(Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”).
6. Платов, император Александр Павлович, Иван Москвин, Мартын Сальский
(Н.С.Лесков “Левша”).
IV. В каких произведениях встречается это?
1. Медведь, пистолет, дупло, кольцо, пожар.
(А.С.Пушкин “Дубровский”).
2. Макароны, три красных яблока, куски сахару, две плитки гематогена.
(В.Г.Распутин “Уроки французского”).
3. Опорочки, озямчик, буреметры, мерблюзьи ментоны, смолевые непромокабли.
(Н.С.Лесков “Левша”).
4. Урок математики, уколы, двенадцать подвигов Геракла.
(Ф.Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”).
V. Вспомните теоретические понятия.
- На какие роды делятся все произведения? (Эпос. Лирика. Драма.)
- Краткий рассказ нравоучительного характера с иносказательным аллегорическим смыслом. (Басня).
- Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма).
- Сильное преувеличение. (Гипербола).
- Главная мысль произведения. (Идея).