Цель урока:
- познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”;
- формировать у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- раскрывать особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;
- развивать память, внимание, творческие способности.
Воспитывающие:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
- воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Вид урока: объяснение нового материала.
УМК:
- Учебники по литературе: Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.2. / Авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова. – М.: Мнемозина, 2005.
- Распечатки текста “Осенний вечер” для каждого ученика.
- Грамоты для “юных знатоков поэзии Ф. И. Тютчева”.
ТСО: DVD, записи: музыкальная композиция “Музыка осени” (34 секунды – учитель может самостоятельно отснять осенний пейзаж и смонтировать его под подходящую классическую музыку, или же можно воспользоваться готовыми музыкальными видео); аудиозапись стихотворения “Есть в осени первоначальной” (А. Смирнов – из архива библиотеки Интернета; 1 мин.); видеозапись стихотворения “Осенний вечер” на фоне природной зарисовки (учитель может самостоятельно сделать такую видеозапись с помощью видеокамеры или фотокамеры; 45 секунд).
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя (установка на восприятие видеофрагмента):
- Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока сегодня я предлагаю посвятить осенней музыкальной композиции. Будьте внимательны: пейзажная зарисовка длится недолго, а мне бы хотелось, чтобы вы после ответили на вопрос: какое настроение передаёт эта композиция? Что вам сразу бросилось в глаза?
2. Создание положительной мотивации.
Просмотр. Ответы учащихся на вопрос о настроении.
Вопросы к беседе по выявлению первичного восприятия:
- Ребята, какую музыку вы услышали: медленную или быструю? Грустную или весёлую? Что нарисовала нам музыка? (Осенний пейзаж, задумчивый умолкший лес и пр.) Как бы мы озаглавили эту композицию? (“Музыка осени”, “Осенняя песня”, “Осенняя грусть” и т. д.) Что изменилось бы в нашем восприятии, если бы музыки не было?
Ещё раз продемонстрировать без звука.
(Делятся результатами рефлексии).
А какой осенний пейзаж нарисовали бы вы под эту музыку? (Устное словесное рисование).
Итак, чтобы передать всю необычайную и чудесную красоту какого- либо пейзажа в полной мере, кроме зрительных образов (красок, деталей и пр.) важны также музыкальные и словесные.
Вот и образ осени мы с вами увидели, услышали и описали с помощью красок, музыки и слов. И что бы перед нами не представало: музыкальное ли произведение в чистом виде, картина ли или стихотворение, эти три средства поэтизации, одухотворения неразлучны, дополняют друг друга: музыка, слова, краски.
Эвристическая беседа по картине И.И.Левитана:
Так, рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана “Золотая осень” (см. цветную вклейку в учебниках):
- Какую музыку вы слышите? Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза? Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях (золотые берёзки; величественные и нарядные деревья; широкое и бездонное небо; спокойная и светлая река …)
Вывод: сейчас вы, ребята, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: “Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт”.
Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями. Может радоваться и грустить лес, веселиться солнце, сердиться и бушевать дождь. Сегодня мы не случайно заговорили об осени. Любуясь ею, каждый из нас слышит свою музыку, рождающуюся под шелест листьев, барабанную дробь дождя, курлыканье журавлей. Искусно слагают поэты под эти ритмы рифмы, одухотворяют и преображают картины осенней природы неповторимыми образными словами и выражениями и являют миру свои шедевры. Так, в стихотворениях об осени Ф. И. Тютчева, с которыми настало время познакомиться, живёт красивая музыка.
3. Новый материал.
Объявление темы и цели урока:
- Итак, на этом уроке мы познакомимся с “осенней” лирикой Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”. Мы “почувствуем” эти стихотворения, “услышим” их музыку, “исследуем” художественные средства и слово за словом нарисуем каждый для себя неповторимые осенние пейзажи и образы. Самые активные и впечатлительные из вас будут вознаграждены не только замечательным настроением, но и положительными оценками за свои успехи. А также по результатам творческой беседы грамоты получат все одарённые старатели, знатоки осенней поэзии Ф. И. Тютчева”.
Запишем дату и тему урока.
Как вы заметили, эпиграф нашего урока:
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык… - слова Ф. И. Тютчева о природе.
В конце занятия мы снова обратимся к этим словам.
Установка на восприятие текста:
- Сейчас пригласим тишину и прослушаем один из осенних шедевров Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
Прослушивание аудиозаписи “Есть в осени первоначальной…” (А. Смирнов).
- Выявление первичного восприятия:
Поделитесь своими впечатлениями:
- опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное…)
- опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение…)
Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).
- При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения.
4. Анализ текста.
Эвристическая беседа:
А теперь представьте себя в роли видеорежиссёра. Вам предстоит отснять осенний пейзаж, нарисованный Тютчевым в этом стихотворении.
1. Давайте мысленно проиллюстрируем это стихотворение. Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим? (Голубая – потому что “лазурь”, жёлтая - “лучезарны”, коричневая - “борозда”, а также гибкое и тонкое смешение этих красок).
2. Теперь прогуляемся по строфам и выпишем необходимые художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина:
“первоначальная осень” (“самое начало осени”) – время съёмок.
“Дивная пора” - эпитет
“Короткая, но дивная пора” - объясните смысл этой строчки.
Эта осенняя пора мимолётна, быстротечна. Всю прелесть и хрупкость этого “дива” автор утончённо и описывает далее. А союз “но” усиливает восприятие короткой, но необычайно дивной поры осени.
“Лучезарные вечера” (“ясные вечера с красивыми закатами”) У Ожегова С. И. в “Толковом словаре русского языка” - “сверкающий, сияющий” - лекс. значение “лучезарный” - эпитет
“День как бы хрустальный” - эпитет
Как много этот эпитет может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит “хрустальный”? (Хрупкий, прозрачный, красивый). Он передаёт хрупкость, недолговечность и красоту этой “дивной поры”.
“Бодрый серп гулял” - олицетворение + эпитет (“имеются в виду жнецы”)
Обратите внимание на противопоставление (антитезу в литературе):
“где бодрый серп гулял” (кипела работа, была горячая пора) - “теперь уж пусто всё - простор везде” (тишина после работы). Далее мы наблюдаем “пустеет воздух, птиц не слышно боле” перед “бурями”. На какие размышления наводят нас эти противопоставления? Природа у Тютчева динамична, изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В ней нет застывшего “слепка”. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Вот только что “гулял бодрый серп”, кипела работа, а теперь одна тонко подмеченная деталь – “паутины тонкий волос” - которую на борозде мы изобразим крупным планом в своём видео. Сколько смысла в этом “тонком волосе” паутины! Поясните! (Хрупкость, недолговечность, ценность и великолепие каждого знака в природе, даже паутинки).
Обратите внимание, этот “волос” “блестит” “на праздной борозде” - эпитет. Объясните значение слова “праздный”. (Полоса, “ничем не занятая” - словарь Ожегова). Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие ). Даже борозда в поле рада “хрустальному” “дивному” осеннему дню, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за неё, он так внимателен к борозде, что даже заметил “паутины тонкий волос”, украшающий её своим блеском. Поэтому “праздная борозда” - эпитет, т. е. художественное определение.
“И льётся чистая и тёплая лазурь” - метафора + эпитеты (светло – синий цвет; “воздух над полем кажется голубым и сливается с небом”). Это небо можно сравнить с океаном. Но не просто небо, а чистое, тёплое. Нет в нём ничего пугающего, беспокойного. Его лазурь согревает, очищает “отдыхающее поле” - олицетворение.
Вдумайтесь в эти слова! Кажется, что поле дышит, как дышит любое живое существо, отдыхая после работы: размеренно, неторопливо, глубоко. Заметьте, какая торжественная красота и бесконечное восхищение в этих строках!
Итак, подведём итоги: все вышеперечисленные художественные средства (тропы) воссоздают неповторимую, великолепную пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчева. Каждое слово или выражение значимы, имеют в стихотворении глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью и вместе с тем вызывают в нас различные ассоциации, ощущения, образы. Тютчев не рисовал каких-то фантастических, неземных красот. Он изображал только то, что не однажды видел всякий человек. Но в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.
Вслед за автором каждый из нас в своём воображении нарисовал осенний пейзаж. Пришло время вам снова рассказать о своих впечатлениях, размышлениях, о том, что бы вы показали на экране.
Ученики предлагают собственные зарисовки:
н-р, строки 1-2 – общий вид леса, желтеющих деревьев; затем – даль, лес на горизонте; закатное пламенеющее небо; план сужается, остаётся только поле; предельное сужение: очень крупно – паутинка на борозде; предельное расширение – земля сливается с небом на фоне леса).
Мы “посмотрели” картину, нарисованную поэтом. Давайте теперь вслушаемся в неё. Что можно услышать в этом стихотворении?
(Тишину). Доказывают: “теперь уж пусто всё – простор везде”…,
“пустеет воздух, птиц не слышно боле”. Однако и тишина необычайно музыкальна. Найдите в словах тому подтверждение:
“хрустальный”, “лучезарны”, “блестит”, “льётся”, “лазурь”. Не правда ли все эти слова необычайно певучи, звучат?! А о какой музыке свидетельствуют длинные фразы в строке (до 7 слов)? (Медленной, неторопливой, неспешной. Ощущается спокойствие в природе).
Давайте запишем эпитеты о музыке этого стихотворения. (Ласковая, отзывчивая, восторженная, торжественная, тихая, кроткая, мелодичная, спокойная, загадочная).
- А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире? (О неспешном любовании, недосказанных раздумьях, величии красоты). Иначе: “Ни в сказке сказать, ни пером описать!”.
5. Выразительное чтение стихотворения.
Читать выразительно это стихотворение мы также будем неторопливо, спокойно, размеренно. Давайте попробуем!
Выразительное чтение стихотворения учащимися (2 человека).
6. Новый материал.
- Послушайте теперь стихотворение “Осенний вечер” - тоже ярчайший пример мастерства Тютчева-пейзажиста.
Осенний вечер.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест.Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю.
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,Ущерб, изнеможенье - и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Воспроизводящая беседа.
Подробно анализировать это произведение мы не будем – вы остановитесь на нём в старших классах, продолжив знакомство с творчеством поэта. Вы узнаете, что Тютчев не просто изображал природу, но и старался понять, что такое вообще природа, как связана она с жизнью человека, какое влияние оказывает на него.
Мне бы хотелось, чтобы вы кратко поделились своими впечатлениями:
1. Какие краски вы отметите (“светлость”, пестрота”, “блеск”, “багряных”, “лазурь”) – те же, что и в предыдущем произведении.
2. Что общего в том и другом стихотворении? (Восхищение осенней природой, подчёркивает её величие, красочность, музыкальность, одухотворённость и т. д.).
3. Найдите противопоставление в этом произведении:
“зловещий блеск и простота дерев”
“туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землёю” (Земля грустно сиротеет, но лазурь над ней “туманная и тихая”)
“ущерб, изнеможенье – и на всём та кроткая улыбка увяданья”…
В каких словах звучит музыка? (“листьев томный, лёгкий шелест”, “предчувствие сходящих бурь”, “порывистый ветр”).
Итак, оба стихотворения красочны, музыкальны, богаты разнообразными художественными средствами. Оба выражают авторскую почти божественную любовь к осенним пейзажам. В “Осенних вечерах” уже нет такого откровенного спокойствия, необычайных деталей (как, н-р, паутинка на борозде). Здесь больше авторских раздумий, скорее движение, нежели созерцание спокойствия, чувства, как и полотна, сменяются одно за другим ( “туманная и тихая лазурь” и “предчувствие сходящих бурь”; “тихая лазурь” и “грустно – сиротеющая земля” и т. д.)
Обратим внимание на то, как Тютчев мастерски мог изобразить абсолютно разные пейзажи на одну и ту же тему, передать неповторимую гамму мелодий, разные состояния природы и через них разнообразные чувства человека.
6. Выразительное чтение стихотворения.
Я предлагаю выразительно почитать “Осенний вечер” (1 человек).
7. Домашнее задание:
Комментирующее слово учителя:
Дома вам предлагается выполнить обязательные задания:
1. Выучить наизусть “Есть в осени первоначальной…” (11вопрос учебника, стр. 87)
2. Прочитать статью в учебнике “Я более всего в мире любил отечество и поэзию” (стр.83-84) – краткие сведения из биографии Ф. И. Тютчева. Отметьте самые важные из них, необходимые для восприятия поэзии Тютчева о природе. Ведь на следующем уроке мы продолжим разговор о его стихотворениях, посвящённых остальным временам года.
И одно на выбор (творческое):
Нарисовать красочные пейзажи осени с помощью: акварели или гуаши, слов (в своём стихотворении) или музыки ( если кто-то из вас уже пробовал себя в роли композитора и занимается в музыкальной секции). Если кто-то из вас снимал на видео осенние пейзажи, путешествуя по лесу, отдыхая на даче и т. д., мы будем рады их увидеть.
Изобразить пейзаж стихотворения “Есть в осени первоначальной”.
За каждое задание вы получите отметки в журнал. А лучшие творческие работы войдут в наш электронный сборник “Творческие работы учащихся среднего звена” и будут представлены на различных конкурсных мероприятиях.
8. Награждение.
Сейчас бы мне хотелось поблагодарить самых ответственных и старательных учащихся.
9. Выводы.
Итоговое слово учителя:
Закончу наш урок я словами известного поэта, критика и публициста В. Я. Брюсова “Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы…”
(Из очерка “Поэзия Тютчева”)
И пусть каждый из вас теперь, ещё раз прочитав эпиграф к уроку, собрав в единое целое крупицы наших обсуждений, добавит к этому сообщению своё: “Тютчев – в своих стихах об осенней природе…”,
Или “Осенняя природа в стихах Тютчева (представлена, заставляет нас…)”
Делают свои выводы, делятся впечатлениями от урока.
(Резерв: выразительное чтение одного из 2-х представленных стихотворений на выбор).
Литература.
- Лазаренко Г. П. Тютчев в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2003. -256 с. (С. 118-119).
- Литература в школе, 10, 2007. (С. 43-44).
- Литература в школе, 12, 2007. (С.12-13).
- Ф.И. Тютчев. Лирика. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения /авт.-сост. Н. Ю. Буровцева. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. - 91с. (С. 43-53).