Цель:
- Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.
- Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.
- Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.
Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Вызов
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.
II. Осмысление содержания
– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.
- 1 группа – дружба и цветок.
- 2 группа – дружба и стол.
- 3 группа – кошка и надежда.
- 4 группа – кошка и лампочка.
(см. Приложение 1)
Варианты ответов:
- Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.
- Кошка и надежда: обе успокаивают.
- Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
- Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.
Слово учителя.
– Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.
– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:
- Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
- Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.
(Приложение 1)
Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.
– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.
– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.
Алгоритм составления метафоры.
- Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена метафора.
- У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).
- Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).
- Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна – небо после дождя).
- Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Задание. Составление метафор.
- Метафора про дождь.
- Метафора про закат. (Приложение 1)
Обсуждение.
-
Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
Предложения:
Осенью тучи часто льют свои слёзы.
Слёзы туч были очень грустными и холодными. -
Про закат.
Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
Словосочетание: «костёр вечернего неба»
Предложение:
За лесом пылал костёр вечернего неба.
– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» (на фоне музыки И. Штрауса)
Задание группам:
– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль метафоры.
(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.) (Приложение 1)
– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)
– Понравилось вам стихотворение? Давайте ещё раз прочитаем это замечательное стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)
III. Рефлексия.
– Продолжите, пожалуйста, каждое предложение:
- На уроке мне было легко…
- На уроке мне было трудно…
- На уроке мне было интересно… (ответы пишут на листочках индивидуально)