Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  1. Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.
  2. Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.

Технология: развитие критического мышления, использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Вызов

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.

II. Осмысление содержания

– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, причем, чем больше, тем лучше.

  • 1 группа – дружба и цветок.
  • 2 группа – дружба и стол.
  • 3 группа – кошка и надежда.
  • 4 группа – кошка и лампочка.

(см. Приложение 1)

Варианты ответов:

  • Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.
  • Кошка и надежда: обе успокаивают.
  • Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
  • Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

Слово учителя. 

Что же мы с вами обнаружили? Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их. Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.

– А чем же метафора отличается от сравнения? Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:

  1. Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
  2. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.

(Приложение 1)

Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Но мы догадались, ведь листья кленов очень похожи на сердечки. Такой прием в литературе называется метафорой. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.

– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.

– Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, нам надо понять механизм их составления. Сейчас мы с вами попробуем сами их составлять. У вас на партах лежит алгоритм составления метафоры, внимательно прочитайте его.

Алгоритм составления метафоры. 

  1. Берётся объект 1 (например, радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У этого объекта выделяется специфическое свойство (радуга разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (например, цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна – небо после дождя).
  6. Составить предложение с этими словами (Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Задание. Составление метафор.

    1. Метафора про дождь.
    2. Метафора про закат. (Приложение 1)

Обсуждение.

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
    Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
    Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
    Предложения:
    Осенью тучи часто льют свои слёзы.
    Слёзы туч были очень грустными и холодными.

  2. Про закат.
    Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
    Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
    Словосочетание: «костёр вечернего неба»
    Предложение:
    За лесом пылал костёр вечернего неба.

– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка» (на фоне музыки И. Штрауса)

Задание группам:

– найти яркую метафору, сделать необходимые пояснения, подумать, какова роль метафоры.

(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.) (Приложение 1)

– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)

– Понравилось вам стихотворение? Давайте ещё раз прочитаем это замечательное стихотворение. Что будем стараться выразить интонацией? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)

III. Рефлексия.

– Продолжите, пожалуйста, каждое предложение:

  • На уроке мне было легко…
  • На уроке мне было трудно…
  • На уроке мне было интересно… (ответы пишут на листочках индивидуально)