ЦЕЛИ:
- Познакомить кадет с нравственной проблематикой сборника “Петербургские повести”;
- Жизненными условиями, обусловившими создание этих книг;
- Показать место и роль повести “Шинель” в русской литературе;
- Помочь почувствовать страдания “маленького человека” в повести “Шинель”;
- Совершенствовать умение стилистического анализа текста;
- Владеть навыками сопоставительного анализа;
- Развитие речевых умений и навыков;
- Воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека;
- Воспитание гуманистического мировоззрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, учебник, тексты, рабочие тетради, иллюстрации, мультимедийное оборудование.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)
II. МОУ: Определение цели занятия. (4 мин.)
III. ЗАПИСЬ ТЕМЫ И СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (2 мин.)
IV. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКА “ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ”. (5 мин.)
V. РАБОТА НАД ПОВЕСТЬЮ “ШИНЕЛЬ”. (15 мин.)
- История создания повести. Слайды № 7,8.
- Петербург Гоголя. Слайды № 9,10.
- Работа над образом Акакия Акакиевича. Слайды № 11,12,13.
- Анализ эпизода “Акакий Акакиевич у значительного лица”. Слайд № 14.
VI. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” И ПОЭМЫ А.С.ПУШКИНА “МЕДНЫЙ ВСАДНИК”. (10 мин.)
VII. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. (5 мин.)
Возвращение к теме урока, эпиграфу.
VIII. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (2 мин.)
- Учебник, стр.297-318.
- Вопросы 3,4, стр. 327.
- Чтение повестей “Невский проспект”, “Портрет”.
- Характеристика героев повестей.
- Ответить на вопросы:
- Каков Петербург в изображении Н.В.Гоголя?
- Можно ли героев названых повестей отнести к
литературному типу “маленького человека”?
- Как вы поняли литературный тип “маленького
человека”?
- Кого из героев русской литературы вы отнесете к
этому типу?
IХ. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)