1. Постановка проблемы.
Проблема взаимодействия человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека.
2. Гипотеза.
Среда поглощает человека, подавляя в нем все индивидуальное. Доктор Старцев становится жертвой пошлой обывательской среды губернского города С.
3. Планирование деятельности по реализации проекта.
Подготовка к уроку проводится заранее, класс делится на группы, каждая из которых исследует свой вопрос и делает его презентацию, затем группы перераспределяются, так, чтобы во вновь образовавшейся группе было по одному представителю из предыдущих. Таким образом, каждый ученик класса сможет ознакомиться с материалом по проекту.
1 группа - исследователи семьи Туркиных.
2 группа - рассматривает образ доктора Старцева и выясняет причины нравственного падения Ионыча.
3 группа - изучает способы выражения авторской позиции.
План работы 1-й группы.
Туркины- "самая образованная и талантливая семья в городе С"
1. Иван Петрович:
- позерство, глупость (неправильно произносит слова, считая это оригинальным: "большинский", "покорчило вас благодарю", "бонжурьте", "не имеете никакого римского прав" и т.п).
- повторяющиеся шутки (Пава: "Умри, несчастная!").
2. Вера Иосифовна:
- кокетство
- графоманство (пишет бездарные романы и охотно их читает).
3. Котик:
- наивность (думает, что она пианистка);
- легкомысленность (читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества автора, которое кажется ей смешным);
- кокетство (назначает свидание на кладбище и не приходит, в саду делает вид, что не понимает, о чем с ней хочет говорить Старцев).
4. Выводы:
- детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к героям (в их доме пахнет луком; говорящая фамилия и т.п.)
- если эта семья самая талантливая в городе, то какие же тогда остальные?
План работы 2-й группы
"Дмитрий Иванович Старцев - путь к Ионычу"
1. Доктор Старцев в первый раз у Туркиных.
Понимает, что они бездарны (роман веры Иосифовны о том, чего никогда не бывает в жизни, игра Котика напоминает камнепад), но вместе со всеми хвалит хозяев, потому что, как большинство интеллигентов - излишне совестлив).
После года работы в Дялиже (больница, мужики, грязь) в доме Туркиных ему кажется уютно и спокойно.
2. Доктор старцев и Котик.
Сцена в саду.
Сцена на кладбище( на короткий миг душа Старцева воспряла, ему хочется любви, он как бы возвышается над всем земным; деталь- могила Деметти - итальянской певицы, как символ возможного возрождения, но.... "занавес закрылся". Когда старцев уходит с кладбища, у него уже совсем другие мысли: "Эх, не надо бы полнеть".
Сцена предложения Котику. (Детали: мысли доктора, пока он ждет Котика: "Приданое дадут, заведем обстановку.." и т.п. Переживание отказа).
Встреча через 4 года: "А хорошо, что я тогда не женился".
3. Дмитрий Иванович Старцев и обыватели города С.
"Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: "Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?" А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе "поляк надутый", хотя он никогда поляком не был." - доктор Старцев становится Ионычем еще и потому, что не может один противостоять среде, и она его поглощает, делает себе подобным".
4. Доктор Старцев - Ионыч.
Внешность.
Поведение (кричит на своих пациентов, стучит палкой об пол, если чем-то недоволен).
Скупает дома (для Чехова это крайняя степень жестокости) - разрушение чужих семейных гнезд: "...и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: - Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот".
План работы 3-й группы
"Способы выражения авторской позиции"
1. Детали (запах в доме Туркиных, могила Деметти, запах сирени - за окнами дома Туркиных и др.).
2. Упоминание литературных произведений и народных песен:
"Лучинушка" (Ты гори, догорай моя лучина, догорю с тобой и я..." - символ гибели души доктора Старцева).
А.Ф.Писемский "Тысяча душ" (серьезный роман, в котором много трагичного, а Котик воспринимает после прочтения только кажущееся ей смешным отчество автора - Феофелактович, она не способна задумываться над серьезным, слишком увлечена собой, своими мечтами о карьере певицы).
Романс М.Л. Яковлева на слова "Элегии" А. Дельвига: " Когда еще я не пил слез из чаши бытия...", романс "Ночь" на слова А.С.Пушкина " Мой голос для тебя, и ласковый и нежный...". (Эти романсы напевает доктор старцев, что говорит о нем, как о человеке, образованном и развитом, который не может не замечать окружающей его пошлости).
Список использованной литературы
- Бердников Г. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Худож. литература, 1984.
- Ермилов В. Чехов 1860-1904. М.: молодая гвардия, 1951.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Флинта. Наука, 1999.
- А.Ф. Писемский. Тысяча душ. М.: Худож. литература, 1980.
- Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. - М.: Просвещение, 1983.
- Турков А. А.П.Чехов и его время.- М.: Худож. литература, 1980.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Том 10. - М.: Наука, 1986.
- Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. - М.: Сов. писатель, 1986.