Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по теме «Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире"» 2010
Технология развития критического мышления помогает ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, реализовать свой творческий потенциал. Урок литературы строится на основе использования элементов (приемов) технологии развития критического мышления: денотатный граф, эссе, синквейн.
-
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Сравнение как изобразительное средство языка" 2010
Цель этого урока - научить учащихся распознавать сравнение среди других изобразительно-выразительных средств языка, находить его в литературном произведении, понимать его функцию, использовать в собственной речи. Эта цель достигается на материале поэзии И.Никитина и произведений А.С. Пушкина: стихотворения «Осень» и поэмы «Руслан и Людмила».
-
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М. Цветаевой на тему "Но душу Бог мне иную дал…" 2010
На уроке продолжается знакомство с особенностями художественного мира М.Цветаевой на основе стилистического анализа стихотворения «Между воскресеньем и субботой…». Проверяются навыки аналитической работы учащихся, умение распознавать элементы стилевого своеобразия поэта, выделять и толковать словообразы поэтической речи, видеть и понимать подтекст произведения. Наряду с индивидуальной, используется групповая форма работы.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе. "Истинные и ложные ценности в сказках Г.Х. Андерсена" 2010
На уроке-исследовании создаются условия для философского осмысления сказок. Для этого решаются следующие учебные задачи мировоззренческого аспекта (через построчную рефлексию «от образа – к мысли» помочь учащимся прикоснуться к понятиям «истинная красота», «истинная радость», «истинная любовь»; ответить на вопрос: что в этом мире ценно, а что имеет ложную ценность), литературоведческого аспекта (помочь учащимся увидеть стилистические особенности текста) и др.
-
Урок литературы в 11-м классе. В.В. Маяковский. "Я хочу быть понят моею страной" 2010
Данный урок литературы в 11-м классе является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся познакомятся с этапами его творческого пути, основными темами его творчества. Материал урока позволит ребятам познакомиться с личностью поэта и показать на примере стихотворений острое стремление поэта быть услышанным и понятым будущими поколениями.
-
Тема урока "А счастье было так возможно… Права ли Татьяна?" (Анализ 8-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин") (9-й класс) 2010
Этот урок последний, завершающий изучение романа «Евгений Онегин». За основу урока взята тема маски, за которой прячется подлинная сущность человека. Отсюда построение структуры. В первой части тема маски связана с Онегиным, во второй части – с Татьяной. Эта структура помогает соединить воедино те знания и умения анализа образов главных героев, которые были получены на предыдущих уроках.
-
Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей" 2010
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны.
-
Мастер-класс "Движение от простого к сложному" 2010
Демонстрируются отдельные приемы и формы работы, соответствующие конкретному заявленному методу и характерные для малочисленной школы. Представлены фрагменты уроков в 5, 8,11-х классах. Выделены следующие направления педагогической деятельности: развитие творческих способностей, личностно-ориентированное обучение, использование современных технологий и средств ИКТ.
-
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов" 2010
Рассказ О. Генри «Дары волхвов» – это рождественская история, история любви, самопожертвования, чистоты отношений. Данное произведение предлагается для изучения по программе А.Г. Кутузова, по времени изучения оно как раз приходится на декабрь. Эта книга учит добру, искренности, взаимопониманию, говорит не о материальных ценностях, а о духовных. Она как никогда актуальна для современного ученика.
-
"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского) 2010
Игровая методика – один из принципов разработанной М.В. Осмоловским модели современного урока литературы в школе. Предлагаемый вариант проведения зачёта в форме командной игры по творчеству В.В. Маяковского – это урок словесности, наглядно демонстрирующий возможности и эффективность использования игровой методики на уроках обобщающего повторения и контроля знаний.
-
"Нет, весь я не умру…" 2010
Методическая разработка урока литературы ориентированна на учащихся 9-го класса и представляет собой итоговое занятие по творчеству А.С. Пушкина в форме научно-исследовательской конференции.
-
Преподавание литературы. Открытый урок. Презентация. "Русские писатели о России" ("Пушкин – это Россия, выраженная в слове") 2010
Указом президента был утвержден Пушкинский день России (1997 г.). В стихах Пушкина Россия обрела свой голос. Истинная поэзия не устаревает, не устарел и Пушкин, хотя восприятие его в разные эпохи было разным…. Каждое поколение находит в его произведениях что-то свое, он человек на все времена.
-
Урок-исследование "Лагерная тема в русской литературе XX века" 2010
На уроке пойдет разговор о трудном, тоталитарном времени в нашей стране, когда многие люди за политические убеждения на долгие годы были отправлены на каторгу. Среди них были писатели – В.Т. Шаламов и А.И. Солженицын. Им чудом удалось остаться в живых и рассказать об этом страшном времени читателям.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор" 2010
На данном уроке учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учатся выделять и осмыслять авторскую позицию, развивают умение видеть приёмы актуализации художественного слова. Урок сопровождается презентацией с использованием программы PowerPoint.
-
Цикл уроков по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На данном уроке учащиеся овладевают новыми путями изучения художественного произведения и учатся анализировать текст. Проверяется знание текста и понимание логики развития событий в жизни Гринева. Повесть имеет важное нравственное значение и высокое педагогическое содержание, которое отражается в словах: «Береги честь смолоду».
-
Урок-аукцион по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина" 2010
Интересной формой урока, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач, является аукцион. В качестве примера предлагаются вопросы для аукциона по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина".
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету 2010
В данной статье учитель найдёт материал по подготовке уроков литературы по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: интересные факты биографии, сведения из истории сатиры как жанра; особенности сказок писателя. Афоризмы Салтыкова-Щедрина разной тематики помогут в работе классного руководителя, учителя литературы, в подготовке и написании сочинений разных жанров.
-
Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо 2010
Знакомство с биографией Дефо. Эксперимент в романе и его этапы (1 – «Познание самого себя», 2 – «Усвоение Библии», 3 – «Покорение природы»). Возможности человека, его предназначение в огромном мире, природе, в обществе.
-
Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс 2010
Тип урока: изучение содержания сказки, исследование текста. В ходе занятия идёт отработка умения анализировать, вступать в диалог по прочитанному произведению. Ребята учатся грамотно и полно давать ответы на поставленные вопросы; делают выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки. Учатся отвечать за свои поступки.
-
Подготовка к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века 2010
В условиях модернизации образования современному школьнику необходимо получить не только теоретические знания, но и практические навыки, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Ребята должны уметь задавать вопросы, правильно и грамотно отвечать на них. Сочинение-интервью относится к жанрам, которые требуют выработки собственной позиции.
-
Урок литературы на тему: "Позорные дни России" в дневниках Л.Андреева 2010
В данной статье приводится анализ публицистики Л.Андреева (его дневников и писем 1917–1919 гг.) как основы для перехода к изучению русской литературы после 17-го года. Бескомпромиссная позиция писателя, подкрепленная исторической справкой, дает учащимся более широкое понимание сложной литературной ситуации в начале ХХ века.
-
Знакомство с творчеством В.М. Шукшина "Нравственность — есть Правда" (Анализ рассказов "Алеша Бесконвойный", "Срезал", "Обида") 2010
Урок помогает дать представление о "деревенской" прозе, познакомиться с художественным миром В.Шукшина, сформировать представление о характерных героях писателя – "чудиках". Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве.
-
Интегрированнй урок русского языка и литературы "Зима в изображении русских поэтов" 2010
Интегрированные уроки – одна из форм проведения открытых уроков, которые, несомненно, приходится хотя бы раз в год давать учителю. Введение интеграции предметов русского языка и литературы в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой, а именно: всестороннее развитие личности учащихся, формирование, закрепление, углубление знаний.
-
Урок внеклассного чтения по журналу "Миша" 2010
Не секрет, что дети сейчас мало читают. Поэтому цели данного урока: вызвать у учащихся интерес к журналу «Миша», другим детским журналам, газетам; пробудить жажду к чтению, воспитывать бережное отношение к журналам, книгам; развивать речь учащихся.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе "Салтыков -Щедрин. Сказки писателя. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок" 2010
В общей системе уроков по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина это первый урок. Здесь приведены краткие сведения из биографии писателя с целью показать его непримиримое отношение к крепостному праву, проводится параллель между жанрами сказки и басни, из которой он берёт и создает иносказательные образы своих героев. Это начальный этап работы с текстом сказки «Премудрый пискарь».
-
Профессионализм учителей как фактор эстетического воспитания на уроках литературы 2010
Данная работа показывает, что слово является важнейшим средством воспитания эстетических чувств. Урок литературы в современной школе должен быть уроком высокой нравственности. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача — формировать гармонически развитого человека. Учитель-словесник воспитывает чувство прекрасного, и преподавание литературы становится неотъемлемой частью такого воспитания.
-
Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2010
Урок-исследование построен в соответствии с основными критериями уроков данного типа. Урок основан на индивидуальном и совместном творческом поиске учащихся для решения поставленных задач. Сочетание самых разных приёмов работы с учащимися, чередование эмоциональных моментов и моментов мышления активизирует учащихся, формирует умение анализировать эпическое произведение. Урок воспитывает чувство ответственности за выбранную «дорогу», стремление к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе.
-
Использование метода проектов на уроке литературы по теме «Раскрытие характеров героев повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" под влиянием "благих намерений"» 2010
Урок по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" является творческим типом проекта. Такие уроки, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Результат — план сочинения о своем персонаже; рисунок героя в одежде тех цветов, которые отражают его сущность.
-
Урок литературы по теме "М.Ю. Лермонтов. «Родина». Лингвистический анализ текста" 2010
Вид урока можно определить как урок-исследование с применением ИКТ, в ходе которого определяются особенности патриотизма М.Ю. Лермонтова путём лингвостилистического анализа текста. Обращается внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения. Применяется групповая, индивидуальная работа учащихся.
-
А. Твардовский и А. Солженицын. История создания и публикации рассказа А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2010
Урок внеклассного чтения по книге Л. Сараскиной "А. Солженицын" (третья и четвертая глава пятой части книги).