Литература
-
Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения по теме "Г.К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»" (4-й класс) 2010
Урок литературного чтения в 4-м классе с применением технологии здоровьесбережения, с использованием ИКТ. Второй урок по теме "Паустовский Г.К. "Корзина с еловыми шишками", тема урока "Волшебник и великий музыкант". В ходе урока учащиеся приходят к выводу, что великие мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
-
Урок по теме: «Образ Петра в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"» 2010
Урок посвящен изучению образа Петра в романе Алексея Толстого «Петр Первый». Важно дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований, выявить идейно-художественную задачу А.Н. Толстого – показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; выявить роль художественных средств в создании образа Петра.
-
Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить характер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории.
-
Конспект открытого урока по теме «Философская новелла А.П. Чехова "Студент"» 2010
Обязательный минимум содержания в системе уроков литературы в 10-м классе предполагает изучение творчества А.П. Чехова, в том числе его рассказов. В ходе изучения рассказов выявляются особенности данных произведений, своеобразие их тематики и стиля, лаконизм, философская глубина, роль подтекста и другие особенности.
-
Игра по творчеству А.С. Пушкина для учащихся 9-х классов "Звездный час" 2010
Представленная здесь игра по литературе поможет проверить знания и эрудицию учащихся по творчеству А.С. Пушкина. «Звёздный час» – индивидуальная игра, но при желании её можно использовать, как и командную. Игра состоит из трёх туров и финала. Каждый тур помогает выявить знатока по той или ной теме: «Друзья Пушкина», «Жанры», «Художники» «Композиторы».
-
Урок-диспут в 6-м классе "Ш.Галиевнец "Минем беренче гомерем" 2010
Бу дәрес эшкәртмәсендә Ш. Галиевнең “Минем беренче гомерем” әсәрендә халык педагогикасы” темасына дәрес-диспут тәкъдим ителә. Автор новелла-хикәяләрдән төзелгән истәлек китабында халык әйтемнәренә, мәкальләргә зур игътибар биргән. Борынгы бабаларыбыздан сакланган гыйбрәтле әйтемнәрне балалар белән бергәләшеп ачыклау, анализ ясау киләчәк көннәрендә аларны күп ялгыш адымнар ясаудан саклап калыр дигән теләктә калам. (Материал на татарском языке.)
-
"Язык как средство характеристики героя" 2010
Язык художественного произведения — это материал литературы, форма, через которую выражается ее содержание. Писатель Геннадий Степанович Ларкович из всего богатства общенародного языка отбирает такие элементы, которые необходимы ему для выполнения поставленной художественной задачи. Тщательная работа над словом - основа мастерства писателя как художника слова.
-
Урок: "Поэзия времён ВОВ" 2010
Основной целью урока является ознакомление учащихся с творчеством поэтов военных лет, рассмотрение роли поэзии и ее влияния на события военной поры; развивать активность и самостоятельность мышления, воспитывать чувство любви к своему Отечеству.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература): "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Двусоставные предложения" 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу; показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме «Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире"» 2010
Технология развития критического мышления помогает ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, реализовать свой творческий потенциал. Урок литературы строится на основе использования элементов (приемов) технологии развития критического мышления: денотатный граф, эссе, синквейн.
-
Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Сравнение как изобразительное средство языка" 2010
Цель этого урока - научить учащихся распознавать сравнение среди других изобразительно-выразительных средств языка, находить его в литературном произведении, понимать его функцию, использовать в собственной речи. Эта цель достигается на материале поэзии И.Никитина и произведений А.С. Пушкина: стихотворения «Осень» и поэмы «Руслан и Людмила».
-
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М. Цветаевой на тему "Но душу Бог мне иную дал…" 2010
На уроке продолжается знакомство с особенностями художественного мира М.Цветаевой на основе стилистического анализа стихотворения «Между воскресеньем и субботой…». Проверяются навыки аналитической работы учащихся, умение распознавать элементы стилевого своеобразия поэта, выделять и толковать словообразы поэтической речи, видеть и понимать подтекст произведения. Наряду с индивидуальной, используется групповая форма работы.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе. "Истинные и ложные ценности в сказках Г.Х. Андерсена" 2010
На уроке-исследовании создаются условия для философского осмысления сказок. Для этого решаются следующие учебные задачи мировоззренческого аспекта (через построчную рефлексию «от образа – к мысли» помочь учащимся прикоснуться к понятиям «истинная красота», «истинная радость», «истинная любовь»; ответить на вопрос: что в этом мире ценно, а что имеет ложную ценность), литературоведческого аспекта (помочь учащимся увидеть стилистические особенности текста) и др.
-
Урок литературы в 11-м классе. В.В. Маяковский. "Я хочу быть понят моею страной" 2010
Данный урок литературы в 11-м классе является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся познакомятся с этапами его творческого пути, основными темами его творчества. Материал урока позволит ребятам познакомиться с личностью поэта и показать на примере стихотворений острое стремление поэта быть услышанным и понятым будущими поколениями.
-
Тема урока "А счастье было так возможно… Права ли Татьяна?" (Анализ 8-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин") (9-й класс) 2010
Этот урок последний, завершающий изучение романа «Евгений Онегин». За основу урока взята тема маски, за которой прячется подлинная сущность человека. Отсюда построение структуры. В первой части тема маски связана с Онегиным, во второй части – с Татьяной. Эта структура помогает соединить воедино те знания и умения анализа образов главных героев, которые были получены на предыдущих уроках.
-
Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей" 2010
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны.
-
Мастер-класс "Движение от простого к сложному" 2010
Демонстрируются отдельные приемы и формы работы, соответствующие конкретному заявленному методу и характерные для малочисленной школы. Представлены фрагменты уроков в 5, 8,11-х классах. Выделены следующие направления педагогической деятельности: развитие творческих способностей, личностно-ориентированное обучение, использование современных технологий и средств ИКТ.
-
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов" 2010
Рассказ О. Генри «Дары волхвов» – это рождественская история, история любви, самопожертвования, чистоты отношений. Данное произведение предлагается для изучения по программе А.Г. Кутузова, по времени изучения оно как раз приходится на декабрь. Эта книга учит добру, искренности, взаимопониманию, говорит не о материальных ценностях, а о духовных. Она как никогда актуальна для современного ученика.
-
"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского) 2010
Игровая методика – один из принципов разработанной М.В. Осмоловским модели современного урока литературы в школе. Предлагаемый вариант проведения зачёта в форме командной игры по творчеству В.В. Маяковского – это урок словесности, наглядно демонстрирующий возможности и эффективность использования игровой методики на уроках обобщающего повторения и контроля знаний.
-
"Нет, весь я не умру…" 2010
Методическая разработка урока литературы ориентированна на учащихся 9-го класса и представляет собой итоговое занятие по творчеству А.С. Пушкина в форме научно-исследовательской конференции.
-
Преподавание литературы. Открытый урок. Презентация. "Русские писатели о России" ("Пушкин – это Россия, выраженная в слове") 2010
Указом президента был утвержден Пушкинский день России (1997 г.). В стихах Пушкина Россия обрела свой голос. Истинная поэзия не устаревает, не устарел и Пушкин, хотя восприятие его в разные эпохи было разным…. Каждое поколение находит в его произведениях что-то свое, он человек на все времена.
-
Урок-исследование "Лагерная тема в русской литературе XX века" 2010
На уроке пойдет разговор о трудном, тоталитарном времени в нашей стране, когда многие люди за политические убеждения на долгие годы были отправлены на каторгу. Среди них были писатели – В.Т. Шаламов и А.И. Солженицын. Им чудом удалось остаться в живых и рассказать об этом страшном времени читателям.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор" 2010
На данном уроке учащиеся развивают навыки самостоятельного анализа прозаического произведения, учатся выделять и осмыслять авторскую позицию, развивают умение видеть приёмы актуализации художественного слова. Урок сопровождается презентацией с использованием программы PowerPoint.
-
Цикл уроков по литературе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На данном уроке учащиеся овладевают новыми путями изучения художественного произведения и учатся анализировать текст. Проверяется знание текста и понимание логики развития событий в жизни Гринева. Повесть имеет важное нравственное значение и высокое педагогическое содержание, которое отражается в словах: «Береги честь смолоду».
-
Урок-аукцион по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина" 2010
Интересной формой урока, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач, является аукцион. В качестве примера предлагаются вопросы для аукциона по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина".
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. Штрихи к портрету 2010
В данной статье учитель найдёт материал по подготовке уроков литературы по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина: интересные факты биографии, сведения из истории сатиры как жанра; особенности сказок писателя. Афоризмы Салтыкова-Щедрина разной тематики помогут в работе классного руководителя, учителя литературы, в подготовке и написании сочинений разных жанров.
-
Урок литературы в 5-м классе "Роман Воспитания" Д. Дефо 2010
Знакомство с биографией Дефо. Эксперимент в романе и его этапы (1 – «Познание самого себя», 2 – «Усвоение Библии», 3 – «Покорение природы»). Возможности человека, его предназначение в огромном мире, природе, в обществе.
-
Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс 2010
Тип урока: изучение содержания сказки, исследование текста. В ходе занятия идёт отработка умения анализировать, вступать в диалог по прочитанному произведению. Ребята учатся грамотно и полно давать ответы на поставленные вопросы; делают выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки. Учатся отвечать за свои поступки.
-
Подготовка к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века 2010
В условиях модернизации образования современному школьнику необходимо получить не только теоретические знания, но и практические навыки, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни. Ребята должны уметь задавать вопросы, правильно и грамотно отвечать на них. Сочинение-интервью относится к жанрам, которые требуют выработки собственной позиции.
-
Урок литературы на тему: "Позорные дни России" в дневниках Л.Андреева 2010
В данной статье приводится анализ публицистики Л.Андреева (его дневников и писем 1917–1919 гг.) как основы для перехода к изучению русской литературы после 17-го года. Бескомпромиссная позиция писателя, подкрепленная исторической справкой, дает учащимся более широкое понимание сложной литературной ситуации в начале ХХ века.