Литература начинается со вторника

Разделы: Литература


Литературный Вторник… Если Вам знакомо это словосочетание, то Вы, без сомнения, так или иначе знакомы со школой 239. Литературные Вторники – старая и добрая традиция очень известной питерской школы, ныне физико-математического лицея №239.

Но, как говорил В. Набоков, «то, что не названо, не существует», – и, если попробовать дать определение, Вторником называют у нас литературно-музыкальную композицию, которую готовит каждый класс раз в год и показывает на одной – большой – перемене во вторник. Правда, последнее время Вторники готовят не все классы, проходят они и по средам, и по четвергам – но главное остается. С Литературного Вторника, как мне кажется, для многих моих соучеников, а теперь уже и для многих учеников, начинается любовь и интерес к Литературе, да, пожалуй, и ко всему Искусству в целом.

Так, уже больше 20 лет назад, я, поступив в школу 239, вдруг после многих уроков литературы моего учителя Я. М. Лебедевой, после первого Литературного Вторника – «Поэты о поэтах» – вдруг по-другому увидела свое будущее. И среди логарифмов и интегралов вдруг почувствовала жизнь Слова и то, что «Словом можно убить, Словом можно спасти»…

И вот теперь уже больше 20 лет я преподаю литературу, из них больше 15 лет – в своей любимой школе 239, и вижу, как меняется отношение к моему предмету у наших учеников именно после сотворчества, после содеянного, выношенного, выстраданного детища – Литературного Вторника.

Какие только Вторник мы ни ставили… Поэма «Шествие» по Иосифу Бродскому («гимн баналу», «персонифицированные» представления о жизни в виде романсов Короля, Лжеца, князя Мышкина, Гамлета), удивительно красивый декадентский Вторник по поэзам Игоря Северянина, печальный «Концерт на вокзале» (стихи о музыке), задорный и веселый Вторник – не Литературный, а скорее, посвященный Русскому Языку ,– о жизни фразеологизмов , очень петербургский Вторник о жизни знаменитого арт-кафе «Бродячая Собака», детский, трогательный, взрослый Вторник по сказке «Маленький Принц» Экзюпери. Вторники бывают о блокаде, ко Дню Победы, чаще памяти писателей и поэтов… Но всегда это – событие.

Посредством Литературного Вторника можно достичь многого – объединить класс во имя Искусства, заставить каждого преодолеть себя, научиться читать со сцены, привлечь к общению родителей, которые обычно так рады помочь, привлечь коллег, которые могут быть так чрезвычайно полезны, но главное, как мне кажется, другое – во-первых, ученики Лицея могут раз в неделю среди школьной суеты увидеть настоящий спектакль – и причаститься к обыкновенному чуду; во-вторых, каждый участник Вторника пропускает через свою Душу Слово – и остается раненным, опаленным Искусством – ведь он должен был заставить других услышать им произнесенное Слово великих Мастеров.

Мне кажется, что в этом отчасти и есть смысл нашего преподавания. Да, сделать так, чтобы твои дети после уроков литературы хотели читать, да, конечно, неплохо, если еще бы научились писать и говорить, и прекрасно, если будут знать что-нибудь вроде парцелляции или градации. Но ведь главное – сделать так, чтобы Полюбили изящную Словесность…
Ведь ничего не бывает без Любви, особенно у детей. Поскольку они, в силу возрастных особенностей, воспринимают только то, что касается их лично. И, становясь участниками Литературного Вторника, они невольно пропускают литературное произведение через себя. И после многочасовых репетиций, после споров и расстановки верных интонаций, после оваций или провала ты понимаешь что эти, прочитанные тобой строки, остаются с тобой уже навсегда.

Литературный Вторник – это не спектакль, это, прежде всего, актерское прочтение того или иного произведения. Дело по душе найдется всем. В последнее время лично я стремлюсь к тому, чтобы задействовать каждого ученика класса. Может, не на сцене, но ведь надо рисовать декорации, ставить танцы, подбирать музыку, делать костюмы, помогать с компьютерным сопровождением, работать со светом и микрофонами. И очень важный результат – явить школе одно большое совместное Произведение и понять, что тебя услышали.

Еще один важный момент – самореализация учеников. Каждый раз, начиная работу над Вторником, необходимо выяснить, каких талантов «не счесть в каменных горах», – так и появился во Вторнике по истории арт-кафе «Бродячая собака» Пьеро, играющий на банджо, и танцующая Коломбина. А недавно во Вторнике моего коллеги класс демонстрировал настоящие цирковые номера. А сколько нового узнаешь о детях… Ведь на уроке ты часто только видишь их, а здесь придется познать характер каждого, и через такое содружество, через совместное творчество несомненно рождается интерес к Литературе.

Вторник предполагает и большую исследовательскую работу. Создавая Вторник по истории арт-кафе «Бродячая собака», ученики 9 класса с удовольствием и легкостью постигли сущность футуризма, акмеизма и символизма, представив на сцене своеобразную дуэль между этими поэтическими течениями, много прочитали о судьбе О. Глебовой-Судейкиной, К. Бальмонта, Н. Гумилева. И все это не в рамках уроков, а по доброй воле и с большим желанием. Был класс, который среди всех русских поэтов любимым считал Маяковского – именно после удивительного Вторника по поэме «Облако в штанах». Четыре молодых человека держали на себе пространство поэмы-тетраптиха, донося о зрителей сущность четырех криков «долой!», содержащихся в «Облаке». А сколько было в их чтении и любви, и боли. И как многозначен был в конце танец ангелов или как дополнил восприятие поэмы танец «Пожар сердца».А как удивительно и красиво было появление в конце огромного облака из белых шаров…

Вот так, на мой взгляд, гениальная школьная традиция, придуманная уже почти 50 лет назад И.И. Славиной и литературным клубом «Алые паруса», помогает мне сейчас и работать, и творить, и пробуждать у моих учеников интерес к литературе. Приходите к нам в гости смотреть наши Вторники,а главное, попробуйте сами. Я думаю, вы получите истинное удовольствие.