ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с творчеством поэта Эдуарда Асадова.
ЗАДАЧИ:
- обучение навыкам выразительного чтения и приёмам анализа стихотворного текста;
- развитие умения ориентироваться в тексте;
- воспитание положительных качеств характера: доброты, милосердия, человечности;
- коррекция поведенческих навыков при общении с домашними животными, коррекция речемыслительных процессов.
ОБОРУДОВАНИЕ : компакт-диск, музыка П.И. Чайковского «Времена года», отр. «Осень», «Весна», «Лето».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой «Верный друг».
– Здравствуйте, ребята! Урок чтения. (слайд 1) Настраиваемся на работу:
– Сядьте поудобнее и закройте глаза. (звучит спокойная музыка – приложение 2 у автора). Сделайте глубокий вдох и выдох.
Представь себе, что ты гуляешь по знакомой тропинке в своём саду. Идешь мимо деревьев, любимой беседки, и подходишь к колодцу с чистой и прозрачной водой. Ты останавливаешься и смотришь на своё отражение в воде. Это тебя успокаивает. И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть ещё кто-то неподалёку, и это тебя радует. Его отражение на воде появляется рядом с твоим. Ты чувствуешь, что этот кто-то очень хорошо к тебе относится и тебя понимает. Это может быть взрослый человек или какое-то животное. Но это неважно, главное, ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно тебя знает и которому ты можешь доверять. Поблагодари его в душе. Обещай добром отвечать на добро.
Медленно повернись и вновь пройди знакомым маршрутом по своей тропинке. Вернись в класс, здесь тоже твои друзья. Ты нужен им, а они нужны тебе. Ведь дружба помогает и учиться, и трудиться.
А теперь потянись, напряги и расслабь свое тело. Медленно открой глаза.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта Эдуарда Асадова (с элементами беседы).
(слайд 2)
С этой фотографии на вас смотрит красивый смуглый юноша с огромными чёрными глазами. Смотрит он с лёгкой полуулыбкой , доверчиво и пытливо. Взгляд у юноши прямой и открытый, полный доверия к людям, ко всему прекрасному в мире. Это фотография 1941 года,за несколько месяцев до войны.
(слайд 3)
А на этой фотографии мы видим человека сегодняшних дней, спустя 50 лет. Он знаменитый поэт, автор 50 книг и любимейший поэт миллионов читателей.
– Почему на фотографии он в черной повязке на глазах?
(слайд 4)
На этой фотографии Э.Асадов отдыхает на природе. Ведь известно, что красота вдохновляет поэзию. А человек, лишённый зрения, чувствует это особенно остро. Именно такие встречи с природой помогли поэту создать цикл стихотворений о наших четвероногих и крылатых друзьях. При этом автор не просто любит тех, о ком пишет. Он как бы проникает в душу каждого попугая, котенка или собачонка.
– Итак, над творчеством какого поэта мы продолжаем сегодня работать? (слайд 5)
3. Повторение ранее изученного.
а) беседа
– Скажите, кто такие дачники? Что такое дача? (слайд 6)
– В какое время года дачники выезжают за город, на дачи?
– По каким приметам вы узнаете, что действие происходит летом?
Докажите строчками из текста. (слайд 7)
– Какие слова и выражения помогают понять, что здесь говорится о радости, о весёлой жизни? (слайд 8).
– Что доставляет детям радость? (Кого родители дарят детям? Для чего?) (слайд 9, по щелчку 1, 2, 3 – ответы).
– Какой знак часто встречается в конце предложений в 1 части? О чём это говорит?
– А теперь определим, как будем читать 1 часть текста . Выберем правильные ответы (слайд 10 , по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Проверим себя. (слайд 11, по щелчку 1, 2, 3)
б) Конкурс чтецов . Чтение 1 части стихотворения.
– А теперь - конкурс чтецов. Читаем стихотворение бодро, весело, радостно! (учащиеся коллективно оценивают чтение товарищей).
Чтение сопровождает тихая музыка (на выбор учителя «Весна» или «Лето» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»).
4. Переход к изучению новой темы.
А) беседа.
– Как звучала музыка, под которую читали стихотворение? (мягко, мелодично, напевно).
– Послушаем ещё один музыкальный отрывок и поразмышляем, как меняется настроение музыки .
Б) слушание музыкального отрывка «Осень» П.И Чайковского из цикла «Времена года». (музыка звучит тревожнее, громче, выразительнее и т.д.) .
5. Изучение нового материала.
– Послушайте 2 часть стих-я и определите, в какое время года происходит действие? (чтение стихотворения учителем).
– В какое время года происходит действие? (слайд 12).
– Самостоятельное чтение 2 части стихотворения уч-ся (жужжащее чтение).
– Проведём словарно-орфоэпическую работу «Правильно читай слова». (учитель показывает образец ответа на примере слова « воя». (слайд 13, по щелчку – 14 раз).
– Чтение 2 части стихотворения уч-ся (работа в парах).
– Чтение текста вслух, по цепочке.
– чтение целого текста учащимися (2-3 уч-ся).
– словарная работа. (слайды 14, 15, 16, 17).
– Объясните, как понимаете значение слов и выражений.
6. Анализ стихотворного текста.
– Прочитайте строчки, в которых описывается осенняя погода. Какие слова говорят о наступлении ненастья? (слайд 18)
– Что стало с животными, с которыми дети забавлялись летом? (слайд 19, по щелчку – 1, 2)
– Какие строчки вызывают у вас чувство жалости и сочувствия к брошенным животным? (слайд 20)
– В каких строчках автор осуждает людей, бросающих животных? (слайд 21, по щелчку – 6 раз)
Я дословно выписала из текста фразы. В каких из них скрыты плохие поступки людей? (т.е. те, которые несут плохую энергетику).
А в каких скрыты добрые поступки, с положительной энергетикой?
– Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3, 4, 5, 6 – слайд 22)
– Я желаю вам, ребята, чтобы вам в жизни как можно реже приходилось сталкиваться с плохими делами, поступками, а как можно чаще - с хорошими.
– Какую мысль хотел выразить автор этим стихотворением? Что он хотел сказать читателю? (выслушать все варианты ответов детей).
– Каждая часть стихотворения заканчивается одинаковой фразой. Прочитайте их. (слайд 23)
– Как понимаете выражение «добрый человек»? Какие поступки совершают добрые люди? Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3)
Почему во 2 части фразы слово «добрых» написано в кавычках?
Какие поступки совершают такие люди? (слайд 24) Проверим себя. (по щелчку 1, 2, 3)
7. Итог урока. Релаксация.
(слайд 25)
– Ребята, а как вы относитесь к животным? Не изменится ли ваше мнение в дальнейшем?
– А теперь, закрыв глаза, мы вновь перенесёмся в сад. Он большой, красивый, яркий, как сама жизнь. Какой будет ваша жизнь, кто будет рядом с вами, решать вам. А я желаю вам быть добрыми и человечными! (слайд 26)
9. Резерв.
– А теперь, ребята, поговорим о чувствах . Как вы думаете, умеют ли собаки радоваться, улыбаться? (выслушать варианты ответов детей). Как они выражают это чувство?
– Послушаем стихотворение «Улыбка и слеза»
Улыбка и слеза.
Как людям улыбаются собаки?
Виляют им приветливо хвостом,
Хорошим улыбаются. Не всяким,
Повизгивая радостно притом.
Случается, обидишь ты собаку –
Она не упрекнёт тебя, однако.
Забьётся только в дальний уголок,
Чтоб слёз её увидеть ты не смог.
– О чём думает брошенный пёс? Какие чувства в его душе возникают к человеку? (выслушать варианты ответов детей).
– Послушаем стихотворение Н. Никабадзе «Когда-то должен ты узнать…»
Когда-то должен ты узнать,
Как я тебя люблю.
Я за тебя могу отдать
Бездумно жизнь свою…
И вот теперь сижу один
И думаю о том,
Что жизнь моя прошла как дым…
Что ждёт меня потом?
Мне жаль тебя, мой человек,
Хоть ты силён и крут.
Я дам тебе один совет:
Друзей не предают!
Ты наслаждаешься теплом,
А я сейчас дрожу,
Ты и не думаешь о том,
Что я в окно гляжу.
И буду я глядеть в тебя
Сквозь мёрзлое стекло.
И , ухо лапой теребя,
Вздохну: «Прошло, прошло…»
Но и сейчас, пора бы знать,
Тебя люблю! Смотри:
Лишь пожелай – готов отдать
Собачью жизнь. Бери!
– Ребята, какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?
– Чтение стихотворения Романа Сефа (хором):
Кто любит собак
Или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла,
Тот людям вовеки не сделает зла!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- З.Ф. Малышева Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение». 2004.
- «Досуг в школе» 4/2000 . Стихотворения из урока доброты и милосердия «Поговорим о собаке» Е.А. Чернышовой.