Урок литературы в 11-м классе "Не отрекаются любя…" (По рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары")

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с художественным миром писательницы,
  • отработать навык самостоятельного анализа текста.

Слово учителя. В огромной массе современной литературы есть имена, которые вызывают неподдельный интерес у читателей нового поколения. Сложный и удивительный мир этих авторов открывается лишь тому молодому читателю, кто в наше время "клипового" мышления и агрессивной безвкусицы, хит-парадов и шоу-бумов способен остановиться, оглянуться, задать себе вопросы, которые всегда волновали думающих людей. Что такое человек? Для чего он живёт? В чём смысл его бытия?

Знакомство с настоящей литературой - это всегда открытие: открытие для себя автора, открытие самого себя как умного и вдумчивого читателя. И мне хочется, чтобы наш сегодняшний урок был открытием. Пусть маленьким, пусть даже не самым важным в жизни, но всё-таки настоящим открытием в прямом смысле этого слова.

"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух", - сказал великий классик. Так давайте же откроем для себя удивительное явление современной литературы, попытаемся постичь тайну писательского мастерства, внимательно прочитав, или точнее сказать, перечитав, небольшой рассказ Людмилы Улицкой.

Знакомо ли вам было это имя до сегодняшнего урока?

Тогда нелишни будут несколько слов о писательнице. Людмила Улицкая - автор ряда замечательных произведений, таких как "Сонечка", "Медея и её дети", "Весёлые похороны". В последние годы её творчество стало одним из ярчайших явлений современной прозы. Её повести привлекают к себе и внимание читателя, и внимание критики.

Людмила Улицкая из вполне хорошей семьи. Она помнит времена, когда за стол в семье садилось 11 человек. Помнит своего прадеда и прабабушку. Оба её деда репрессированы. Один, учёный-экономист, полагал, что Ленин недостаточно хорошо толкует Маркса, за что и сидел. Другой часто повторял: почему я не люблю эту власть? И за это тоже сидел.

По образованию Улицкая - генетик. Выбор профессии был определён яркими впечатлениями детства. Жалкая лаборатория в старом помещении бывшего приюта для сирот, в которой работала её мать, представлялась Людмиле храмом науки. До сих пор она обожает лабораторную посуду, все эти мензурки, колбы, пробирки:

Как вспоминает сама писательница, ей всегда самым интересным из всего, что есть на свете, казался человек, ибо "человек есть мера всех вещей". Её гражданская позиция может быть выражена словами Игоря Северянина: "Жизнь человека одного значительней, прекрасней мира". В каком-то смысле Улицкая и не меняла профессии, сменила только методику и инструментарий исследования.

Ко всему творчеству Людмилы Улицкой можно отнести подзаголовок "семейная хроника", так как все её повести и рассказы - это своего рода хроника человеческих судеб, которые вершатся в самом простом и самом важном на свете кругу - в кругу дома, семьи. Улицкая знает наверняка: ценности частной жизни более значительны и более существенны, чем ценности внешнего мира. Поэтому и привлекает писательницу семья, большие проблемы, которые решаются в этом малом кругу.

Всё это и нашло отражение в её рассказе "Дочь Бухары", о котором пойдёт разговор на сегодняшнем уроке.

Вспомните свои первые ощущения после прочтения рассказа? Кто-то был ошарашен, кого-то рассказ заворожил, кому-то он показался страшным. Но так или иначе он не оставил вас равнодушным, заставил задуматься.

Читать рассказ "Дочь Бухары" нужно очень внимательно, так как этот рассказ чрезвычайно знаковый. И слова-символы, слова-знаки обнаруживаются с первых же фраз. Сама писательница считает, что первое предложение, первые фразы, первое движение авторской мысли - это очень ответственный момент. У первой фразы должна быть отличная пластика, и тогда читательская мысль тоже должна сразу включаться.

Прочитаем начало рассказа. Чем была примечательна "архаическая" московская жизнь?

Что значит "архаическая"? Старинная.

Попробуйте определить ключевое слово, слово-знак. "Не существовало тайны".

А флигель доктора - таинственное сооружение? Нет, самое обычное, и хотя отгорожен он от всего двора, но изгородь эта "условно существующая, сквозная".

Как Улицкая вводит в рассказ героев? "Жил во флигеле старый доктор. Однажды среди бела дня:" На что похоже? На сказочный зачин. Вот оно, появление чего-то таинственного.

Как появляется герой?

Как он выглядит?

Как появляется героиня?

Как выглядит она?

Есть разница в появлении героев? Их внешности? Да, и эта разница задана с самого начала: он - "русо-русский", она - азиатка.

С кем из героев в рассказ приходит мотив тайны?

Появление героев сопровождается светом. Какой это свет? Неземной.

Что изменяется в жизни двора с приездом майора и его жены? Появляется новый глухой забор, т.е. появляется тайна.

Почему соседи по двору, полуголодные и нищие, прощают жильцам флигеля жизнь наособицу, такую красивую, богатую?

Почему прозвище получила молодая женщина, а не её муж? Потому что ту тайну, которую внесла в жизнь московского дворика таинственная незнакомка, жильцы ни принять, ни разгадать не могли.

Что в этом прозвище - Бухара? Как вы думаете, какой смысл вкладывали в него соседи? Чужая, инородная. Город Бухара - это воплощение древней цивилизации со своей системой ценностей, со своими традициями. И героиня рассказа - носительница этих ценностей, носительница древнейшей житейской мудрости.

А старый доктор, какими глазами он смотрит на невестку? Замечает ли он эту таинственность? Нет, это взгляд врача, оценивающий, ставящий диагноз - не более.

Зачем в рассказе нужно повествование о поколениях докторской семьи? Что достигается этим? В рассказ вводится ещё один элемент тайны. Судьба как указание свыше, т.е. сама судьба ведёт эту семью.

Как чувствует себя Бухара в новой семье? Как складываются её отношения с мужем, со старым доктором, с Пашей?

Почему Пашино недовольство Бухарой вдруг исчезло, почему Паша растаяла? Бухара очень точно определила самую суть Пашиной роли в жизни семьи доктора.

Отец Бухары, кто он был? А ведь она его дитя.

Зарождение новой жизни - это всегда тайна, рождение ребёнка - всегда чудо. С появлением в рассказе Милочки мотив тайны начинает звучать с особой силой.

Почему ребёнок сразу насторожил старого доктора? "Желтолицая", "желтоволосая" - кто так воспринимает девочку? Жёлтый цвет - цвет болезни, т.е Андрей Иннокентьевич смотрит на ребёнка как доктор, как врач.

А в чём тайна? В жилах девочки течёт рафинированная кровь. Но судьба вновь делает крюк, и родившееся дитя не только единственное, но и неполноценное.

Имя девочки? Людмила - "милая людям". Но от имени останется только часть - Мила, Милочка.

Значит, мила не людям, а кому?

Вспомните сцену осмотра ребёнка в Институте педиатрии. Что она напоминает? Эстрадный номер, выступление иллюзиониста. Докажите текстом?

Сколько времени потребовалось, чтобы поставить диагноз? Почему так мало? Все явные признаки налицо. Академик не просто произнёс диагноз, а "провозгласил". Т.е. у него нет никаких сомнений. Обратите внимание, как нагнетаются детали: холодный стол, бронза, препараты мозга.

Почему академик оставляет РЕБЁНКА на ХОЛОДНОМ столе? Потому что он только что его приговорил: не жилец. А чем утешил родителей?

Вы только представьте себе, какие чувства может испытывать мать, когда болеет её ребёнок! Тем более если диагноз - это приговор!

Как принимают это страшное известие отец и мать? Отец принимает: "неполноценная". Мать же так не считает: "прижимала к себе свою драгоценность".

Перед нами трагедия. Трагедия семьи, изначально скреплённой союзом, требовавшим от супругов особой взаимной терпимости ради больного ребёнка. Но:

Как ведут себя оба родителя по отношению к больной дочери? Мать наряжает, любуется. Отец наблюдает, "какая личность похоронена:", т.е. он, ещё ЖИВУЮ, похоронил свою дочь. Мать поняла, что диагноз - не приговор, а тайна, что надо принять эту тайну. И приняв её, она спасает ребёнка от приговора академика.

А Дмитрий? Его эта тайна пугает. Страх и отчаяние меняют его взгляд на всё происходящее. Он проклинает свою судьбу, свою любовь, своё отцовство. Поначалу жена - "чудо". А теперь? Она вызывает отвращение, т.е. в его глазах она тоже становится неполноценной, неприятной. Под воздействием страха Дмитрий пытается обойти свою судьбу. Он лишает себя любви, отцовства и тем самым делает свою жизнь неполноценной. В медицинские судьбы своих пациентов он готов вникать, а судьба в метафизическом смысле становится для него источником страха.

Как растёт Милочка?

Её поведение напоминает неполноценного ребёнка? В своём, пусть даже примитивном, понимании Милочка ощущает в себе присутствие того самого "нравственного закона", о котором говорил Кант: всякий человек знает в душе своей, что хорошо и что плохо, способен отличить Добро от Зла.

С уходом из рассказа Дмитрия вновь возникает образ окружающего мира. Почему именно в этот момент? Что изменилось в отношении соседей к Бухаре? От любопытства - к агрессии. Почему вдруг агрессия? Не такая, как все. Пришелица.

А какой смысл имеет это слово? Двоякий. На бытовом уровне - это не местный человек, а высший смысл - человек из другого мира, из другого времени, инопланетянин.

Чем ещё подтверждается это? К восьмому году Милочка разговаривает не очень хорошо, произношение было странным. Почему? Только ли болезнь в этом причина? Опять другой мир, "нездешний".

Посмотрите, как всё весомо и значимо в их отчуждённом от других людей мире, всё имеет смысл. Дохлые кошки довольно часто вызывают отвращение. А у Милочки? Своими действиями она как бы повторяет священный ритуал Древнего Египта, где умершее животное оплакивали, осыпали могилу дарами и цветами. И делали это потому, что верили, будто в потустороннем мире кошка продолжает жить. И Милочка в это верит. "Киса там",- объясняет она матери, показывая волшебную картинку на могиле.

Почему одиночество Милочки названо счастливым? Любовь матери оберегает её от чужого, инородного. И вобрав в себя эту любовь, она источает её другому.

Вспомним приговор академика: детям с болезнью Дауна уготована ранняя гибель. Но Милочка не только не умирает, но даже о болезнях её не сказано ни слова. Наоборот, она стала улучшаться в развитии.

Что говорится о деятельности Милочки? Хоть и бессмысленная, но похожая на разумный труд.

Почему плачет над случайно порезанным листиком или стебельком? В её сознании они живые. И, разрезая живое, она чувствует чужую боль и свою собственную вину. Потому что в теле физического уродца заключалась творческая душа. И стремление к совершенству было в ней заложено. Физическое уродство и творческая душа - вот основной лейтмотив образа Милочки. И это сочетание приобретает метафизический смысл, благодаря ссылке на небесную волю.

По мере того как преображается Милочка, изменяется и облик матери. Сравним портрет Бухары в начале рассказа и в конце. Сначала - восточная красавица, потом - "ведьма азиятская". Обратите внимание, любовь матери словно жертва, когда у одной отнимается и даётся другой. А сказочное, таинственное сохраняется?

Когда-то мать поставила под сомнение диагноз-приговор академика, но в своём собственном диагнозе абсолютно уверена. И вот теперь смертельно больная женщина пытается устроить в жизни своего ребёнка.

Как осваивает Милочка жизненную науку?

Что сказано о трудовом воспитании в мастерской при психоневрологическом диспансере?

Как звучит эта фраза? Язвительно, с издёвкой в адрес тех, кто пытается неполноценных людей поднять до себя. Получается, что мир, который организовала для дочери Бухара, живёт более полноценно, разумнее. Поэтому о деятельности самой Бухары сказано совершенно иначе. Она, "как обречённый художник, торопится завершить перед смертью великое полотно". Что скрывается за этой фразой?

Вспомните, когда Милочка составляет свои дико-художественные картинки, её бессмысленная деятельность похожа на разумный труд. А как можно назвать работу диспансера и поликлиники?

Кем создаётся эта бессмысленность? Вполне разумными людьми. И такой бессмыслицы в окружающей героев жизни очень много. Вспомним роддом имени Крупской, где родилась Милочка. Разве это не абсурд: место, где появляется на свет новая жизнь, где женщина становится матерью, носит имя женщины, которая матерью никогда не была?!

Почему свой выбор Бухара остановила на Григории Бермане? Он похож на Милочку своей судьбой. Сама судьба, само провидение отметили печатью этого человека.

Какие ещё детали в доме Бермана убеждают Бухару в правильности собственного выбора? Почему? До боли знакомая атмосфера, обстановка. Это её стихия.

Как реагирует Милочка на сообщение матери об её отъезде, о предстоящем замужестве? Почему? Это новое, непривычное, она не понимает, поэтому пугается.

Когда успокаивается? Услышав привычное: "Милочка хорошая".

Чем была заполнена жизнь Милочки после отъезда Бухары?

Можно сказать, что она счастливый человек?

А с точки зрения нормальных людей?

И опять в финале рассказа звучит мотив тайны. Окружающий мир принял Бухару, а вот понять её так и не смогли. И Улицкая, как талантливый режиссёр, вовремя опускает театральный занавес, создавая ощущение какой-то замкнутости, закрытости, тайны, недосказанности текста.

Критики говорят о прозе Улицкой, будто у неё всегда либо хэппи-энд, либо смерть. А как считаете вы? Смерть и продолжение жизни. А сама Улицкая говорит: "Как будто сама жизнь предлагает иной исход всему, кроме смерти в конце концов".

Говорят, что жизнь - это театр. И мне кажется, что самая главная пьеса - это семейная жизнь. Каждый играет в нёй свою роль. И от того, как будет сыграна пьеса, зависят счастье и благополучие всех.

Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребёнка. А если здоровья нет? Тогда остаётся только всеми силами противостоять судьбе. Но не каждый может все эти испытания выдержать. Сильный, мужественный мужчина-воин сломался и потерял ту тоненькую связующую его с женщиной нить, которая давала когда-то в молодости ощущение ни с чем не сравнимого счастья. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребёнка является высшей ценностью. Вот почему в названии рассказа Улицкой они вдвоём - мать и дочь.

Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребёнком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: и делает его счастливым.

Любовь матери стала спасением для ребёнка. А ею, любовью, в конечном счёте, и семья спасётся, да и Россия, издавна считавшаяся Домом Пресвятой Богородицы.

Обратимся к эпиграфу урока. Как он соотносится с нашим сегодняшним разговором? Больной ребёнок как испытание свыше, и мать это испытание выдерживает. Недаром звучание рассказа Людмилы Улицкой напоминает торжествующий гимн - гимн материнской любви.

(Звучит музыкальная заставка "Аве Мария".)