Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта – земляка А.В.Кольцова.
- Раскрыть драматизм судьбы и цельность души поэта.
- Показать своеобразие песенной лирики поэта.
Оборудование: портрет А.В.Кольцова, выставка книг поэта, рисунки учащихся по мотивам произведений поэта, проектор, ноутбук, плакаты с цитатами
“Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная…” (Л.Н.Толстой)
“Многие пьесы Кольцова отзываются впечатлениями, которые подарила ему степь…Читая их, невольно вспоминаешь, что их автор – сын степи, что степь воспитала его и взлелеяла” (В.Г.Белинский)
“И придёт время, когда песни Кольцова пройдут в народ и будут петься на всём пространстве беспредельной Руси”. (В.Г.Белинский)
“В поэзии Кольцова выразилась его душа, его жизнь, полная возвышенных стремлений, тяжёлых испытаний и благородных, чистых чувств” (Н.Добролюбов)
Во время хода мероприятия на экране демонстрируются слайды презентации о жизни и творчестве А.В.Кольцова.
Вступительное слово учителя.
2009 год особый, юбилейный, кольцовский. 200 лет тому назад в глубине России родился человек, удивительную судьбу которого не смогли бы предсказать никакие гороскопы. Сын воронежского прасола стал выдающимся поэтом, гордостью всего отечества. Подлинная, “немгновенная” слава нашла его сама. И вот уже почти два века звучит звонко и чисто его лира, даруя людям высокое эстетическое наслаждение.
Песня “О моя родниковая Русь”
Чтец.
Чародейный поэт из народа,
Песни русской знаток и творец…
Он – степного, крестьянского рода,
Мещанином был, как отец.
Алексей свет Кольцов его имя!
Первозданны все строки его.
Сроднены нынче многие с ними:
В них мать-Русь, и любви – торжество.
В. Тищенко г. Бобров
1-й ведущий. Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября (по старому стилю) 1809 года в Воронеже в семье торговца скотом.
Отец Кольцова, Василий Петрович, был человеком невежественным, грубым и властным. По словам поэта, он любил, чтобы его боялись и почитали, “чтобы всё перед ним трепетало… и рабствовало”
Будущий поэт должен был с малых лет приучаться к прасольскому делу, с его грубостью и всяким мелким плутовством. На всю жизнь Кольцов возненавидел это торгашество. Позже, в одном из своих писем к Белинскому, он писал: “Тесен мой круг, грязен мой мир; горько жить мне в нем; и я не знаю, как я еще не потерялся в нем давно...”.
2-й ведущий. Когда Кольцову минуло девять лет, его отдали в Воронежское уездное училище, но уже из второго класса он был взят отцом для торговых дел.
Юность поэта была безотрадна.
Алексею Васильевичу приходилось разъезжать то по селам и ярмаркам для покупки скота, то по степям для надзора за ним.
В стихотворении “Повесть моей любви” поэт говорит;
Скучно и нерадостно
Я провел век юности:
В суетных занятиях
Не видал я красных дней.
Жил в степях с коровами,
Грусть в лугах разгуливал,
По полям с лошадкою
Один горе мыкивал.
3-й ведущий. Разъезжая по селам и деревням, Кольцов уже в молодые годы хорошо узнал и полюбил природу и познакомился с жизнью крестьян. Особенно ему полюбилось широкое раздолье степи. “Он, — писал Добролюбов, — радостно всматривался в прозрачную даль широкой степи; прислушивался к простому говору временных ее обитателей — чумаков, пастухов; чуял своим сердцем живые впечатления и веселого пения птички, и красоты весенней травки, и порывы степного ветра, и все это превосходно умел изобразить потом в своих простых, но глубоких стихах”.
О благотворном влиянии степи на поэтическую натуру Кольцова говорит и Белинский. По отзыву великого критика, почти во всех стихотворениях поэта “...есть что-то степное, широкое, размашистое и в колорите и в тоне. Читая их, невольно вспоминаешь, что их автор — сын степи, что степь воспитала его и взлелеяла”.
4-й ведущий. Именно степь пробудила в юноше первые поэтические порывы. Вот как он рассказывал об этом А.Я.Панаевой: “Я ночевал с гуртом с гуртом отца в степи, ночь была темная-претемная и такая тишина, что слышался шелест травы; небо надо мною было такое темное, высокое, с яркими мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел на небо. Вдруг у меня стали в голове слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные, без связи рифмы, а тут приняли определенную форму. Я вскочил на ноги в каком-то лихорадочном состоянии; чтобы удостовериться, что это не сон, я прочел свои стихи вслух. Странное я испытал ощущение, прислушиваясь сам к своим стихам”.
Чтец. Стихотворение “Путник”, 1828
1-й ведущий. Степь стала участницей тяжелой духовной драмы поэта. В доме Кольцовых жила в работницах купленная женщина с молоденькой дочерью Дуняшей. Не будучи дворянами, Кольцовы не имели права владеть крепостными, и покупка была оформлена на подставное лицо. Дуняша стала и прислугой, и подругой сестер Кольцова. И сам Алексей смотрел на нее как на сестру, пока расцветающая красота Дуняши и сочувствие ее Кольцову не пробудили в нем ответного горячего чувства. Его любовь была настолько сильной и серьезной, что расчетливый отец не на шутку встревожился, опасаясь, как бы его идеалист-сын не вздумал связать свою судьбу с батрачкой. В 1828 году он отослал сына в очередную поездку и в его отсутствие продал Дуняшу далеко в донскую степь. Потрясение, испытанное вернувшимся Алексеем, закончилось тяжелой болезнью, чуть не стоившей ему жизни. Едва оправившись, он бросился на поиски любимой, кружил по степным дорогам, расспрашивал людей на базарах— все было напрасно.
По словам Белинского, Кольцов в конце концов получил известие, что Дуняша вскоре зачахла от тоски в глухой казачьей станице. По другим сообщениям, она надолго пережила Алексея, вышла замуж и даже приезжала в Воронеж, чтобы поплакать на могиле своего “ясного сокола”. Возможно, Кольцова просто обманули, сообщив о Дуняшиной гибели, чтобы прекратить его настойчивые поиски. Но с той поры трагическим лейтмотивом его лирики стало повествование о влюбленных, которых разлучили жестокие люди и беспощадная смерть.
Песня “Не шуми ты, рожь”
(муз. А.Гурилёва, сл. А.Кольцова)
Чтец. Стихотворение “РАЗЛУКА”
2-й ведущий. Кольцову везло на встречи с хорошими людьми — в этом было его счастье. Трудно переоценить значение Н. В. Станкевича для судьбы поэта. Будущий глава знаменитого литературно-философского кружка, тогда еще студент Московского университета, Станкевич, гостил в отцовском имении в Воронежской губернии. Однажды вечером он никак не мог докликаться своего камердинера. Оказалось, что тот в людской заслушался молодца, который пригнал на помещичий винокуренный завод гурт скота, чтобы откормить его бардой, и читал дворовым свои стихи. Станкевич пригласил самородного поэта к себе. Так произошло его знакомство с Алексеем Васильевичем Кольцовым. Обладавший исключительно развитым эстетическим вкусом, Станкевич сразу же распознал в плодах неопытного еще пера самобытное дарование. Он принял горячее участие в судьбе одарённого юноши, в печати появляются первые кольцовские стихи, а в 1835 г. выходит и отдельный сборник.
2-й ведущий. Через Станкевича Кольцов постепенно приобрел важные для себя знакомства в Москве, а затем в Петербурге. В северной столице Кольцов был благосклонно принят В. А. Жуковским, В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским и другими видными писателями. На одной из литературных “суббот” у Жуковского в начале 1836 г. состоялась встреча с Пушкиным.
Пушкин, исполненный сочувствия ко всему талантливому, любовно относившийся к каждому новому дарованию, долго беседовал с Кольцовым, отобрал несколько его стихотворений и одно из них (“Урожай”) напечатал в журнале “Современник”.
Чтец. Стихотворение “УРОЖАЙ”
3-й ведущий. В жизни Кольцова чрезвычайно велика роль критика-демократа
В. Г. Белинского. Встреча (в 1831 г.), а затем сближение и, наконец, теснейшая дружба с ним, продолжавшаяся до последних дней поэта, в значительной степени определили смысл и содержание всей творческой судьбы Кольцова. В истории отечественной словесности мало найдется примеров столь действенного личного и духовного союза двух литераторов.
Белинский в течение многих лет был первым читателем, ценителем и редактором кольцовских произведений. Он принимал участие в подготовке к изданию сборника стихов Кольцова.
4-й ведущий. Белинский, анализируя его творчество, писал: “Многие пьесы Кольцова отзываются впечатлениями, которыми подарила его степь...”
А как хороша в стихотворении “Косарь” степь! Кажется, будто вы видите всю ее ширь, дышите запахом ее цветов. Она не только просторна, но и как-то по-особенному светла. В ее живописных красках мы узнаем знакомый и дорогой нам мир — родную землю!
Чтец. Отрывок из стихотворения “Косарь ( От слов “Далеко вокруг,// Широко лежит…” до слов “Поклонись, цветы,// Головой земле!”
1-й ведущий. Отец поэта Василий Петрович считал литературные занятия сына, а тем более его философские искания блажью, непростительной для небогатого торговца скотом. Из-за этого не раз у Алексея с отцом возникали конфликты. Но однажды, оказавшись с сыном в степи, сам Василий Петрович невольно поддался ее обаянию и не без участия стал прислушиваться к рассуждениям Алексея. Тот писал Белинскому 15 июня 1838 года об отце: “Мы ездили с ним вместе по степи; дорогою я взялся ему все доказывать, рассказывать философски; рассказал, как умел, и он со мною совершенно во всем согласился...”. Однако по возвращении все пошло по-старому, и результатом дорожных откровений Алексея стал лишь решительный вывод отца, что молодца непременно следует как можно скорее женить, чтобы выбить дурь “умствований” из его головы. Но ни отец не успел исполнить своего намерения, ни Алексей не сумел разрешить ни одного из мучавших его вопросов.
2-й ведущий. 1842 год был последним годом в жизни Кольцова. Встречая его, поэт мысленно переносится к своим друзьям, в мир творческого труда.
Чтец. Стихотворение “На новый 1842 год”
Песня “Где вы, дни мои, дни весенние”
(Муз. С Миловского сл. А.Кольцова)
2-й ведущий. В одиночестве, ограждённый от ближайшего окружения глухой стеной непонимания 29 октября 1842 года Алексей Васильевич Кольцов умер от чахотки. Умер человек, оставивший столь заметный след в истории отечественной словесности.
Белинский, отмечая значение кольцовской поэзии, писал: “И придет время, когда песни Кольцова пройдут в народ и будут петься на всем пространстве беспредельной Руси”.
Слова Белинского сбылись. За время со дня смерти поэта его произведения не только не утратили своей свежести и красоты, но стали нам еще понятнее, ближе и дороже. Стихи Кольцова читаются в школах, изучаются в вузах, его песни, положенные на музыку, широко разнеслись по нашей обширной Родине. Такая жизненность поэзии является самой лучшей славой поэта.
Чтец.
О, вещее русское слово,
Строка, что, как птица поёт!..
Открою я томик Кольцова –
И памятью детства пахнёт.
За купой берёз поседелых,
Что учит зима ворожбе,
Горит огонёк посиделок,
Предпраздничный вечер в избе.
Рассказаны сказки и были
Про бар, про попов и чертей…
А книжка? Про книжку забыли?
Давай-ка читай, грамотей!
Отцу же того лишь и надо,
Ему, грамотею, почёт…
Не пряча довольного взгляда,
Он книжку на скатерть кладёт.
Что это за книжка – я знаю,
Хоть с азбукой и незнаком.
И вслед за отцом повторяю
Строку за строкой шепотком.
В них пахаря ясные думы
В них вольный напев косаря…
И лица, что были угрюмы,
Светлеют, как в поле заря.
У всех расправляются плечи,
С судьбой не пугает их спор.
Далече тот вечер, далече,
Но помнится мне до сих пор.
Открою я томик Кольцова –
И вновь у отцовских ворот.
О. вещее русское слово,
Строка, что, как птица поёт!
Н.Рыленков, 1959г
Чтец.
Что ж Кольцов? Он читаем и нужен,
Кровный сын необъятной Руси…
Распевай его песни и слушай,
И ответа у сердца спроси.
Как нам жить? Как добиться удачи?
Как негрустную песню сложить?
Как добро уберечь и дать сдачи,
Сдачи тем, кто привык зло вершить?
Сила духа – вот то, что поможет,
Не позволит унизить себя.
Дух народный – он крылья не сложит!
В том уверен я, песни любя.
Есть такая, все знают, легенда:
Когда папоротник вдруг зацветёт –
Очевидцам святого момента
Он богатство и силу даёт…
Но, лютуя, нечистая сила
никого не подпустит к цветку
Кроме тех лишь, чья кровь возбурлила,
Кто смелей всех на этом веку…
Побороть смог нечистую силу
Босоногий Алёша Кольцов,
Кто бесстрашен был перед могилой,
Слышал Русь, её песенный зов.
И – сорвал он цветок тот горячий
В полночь ту, на Иванов тот день!
И – поэтом он стал многозрячим,
Чародеем, чья песенна звень.
…Была быль то, а может, и небыль,
Но легенды той свет не погас,
И в Кольцова стихах – сине небо,
Дух народа и Русь, петь наказ.
Ты звени, наша песнь огневая!
Настежь окна открыты весне!
Ах, просторы родимого края!
Вы чудесны! И вы – не во сне.
В. Тищенко г. Бобров
Литература
- Грачёва И.В. “Степь в творчестве А.В.Кольцова” Журнал “Литература в школе”, 2006, №5.
- Кольцов А.В. Стихотворения. Москва “Художественная литература” 1986.
- Ласунский О.Г. “Пишу не для мгновенной славы…” Вступительная статья к сборнику стихотворений А.В.Кольцова Воронеж 1984.
- Скатов Н. Кольцов. Москва “Молодая гвардия” 1983 (Жизнь замечательных людей).
- Тонков В.А. А.В.Кольцов. Жизнь и творчество. Воронеж 1950.