Внеклассное чтение. Открытый урок для родителей. А.П. Чехов "Мальчики", "Ванька".

Разделы: Литература


1. ОРГМОМЕНТ

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

-Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на уроке внеклассного чтения. Наше занятие посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята серьезно готовились к нашему занятию. Все прочитали рассказы писателя, подготовили иллюстрации, написали отзывы. Была оформлена газета, в которой представлены лучшие работы.

- На уроке мы поговорим о рассказах Чехова, главными героями в которых являются дети.

Эпиграфом к нашему занятию будут слова Федора Михайловича Достоевского: « Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕХОВА.

- Антон Павлович Чехов входит в наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей - рядом с Красной Шапочкой, Филиппком, Работником Балдой. Эти герои пришли из книг, которые вначале вам читали родители, а уже потом мы с вами прочли эти рассказы на уроках литературы.

- Давайте вспомним, какие рассказы Чехова нами уже прочитаны.

(ребята отвечают)

- На уроках литературы в 5 классе мы с вами уже узнали, каким был Чехов человеком, как стал писателем.

- Вспомните, некоторые моменты биографии писателя:

Ответьте на мои вопросы:

  1. Где и когда родился Антон Павлович? (1860г., В г. Таганроге)
  2. Кем был отец писателя? (Павел Егорович Чехов, был купцом)
  3. Как воспитывались дети в семье Чеховых? (Отец был человеком «требовательным», иногда провинившихся наказывал ремнем, но Павел Егорович был очень талантливым; играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками; сыновей он тоже заставлял петь в хоре; дети помогали торговать в лавке, обучались ремеслам, исполняли разные домашние обязанности и одновременно учились).
  4. Какими талантами обладали братья и сестра Антона Павловича?

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе, главными героями которого являются мальчики-гимназисты? Как он называется? ( «Мальчики»)

- О гимназических годах писателя нам подготовила сообщение … (Выступление ученицы).

4. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «КАШТАНКА»

-Недавно в нашей школе прошла декада русского языка и литературы, посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова.

-Учащиеся нашего класса принимали участие в конкурсе рассказчиков произведений писателя.

- Семенова Александра подготовила для вас отрывок из одного произведения А.П. Чехова. Вы должны догадаться, из какого рассказа? (Ученица читает наизусть отрывок из рассказа «Каштанка»).

- Конечно это рассказ «Каштанка».

-Вспомните, какие приключения произошли с маленькой рыжей собачкой?

- Как потерялась Каштанка?

- Что с ней произошло потом?

- У кого нашла приют собачка?

- Встретилась ли она еще с Федей и его отцом.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

-Чехов не выдумал историю с Каштанкой, такой случай действительно был. Собачку нашел на улице знаменитый русский клоун и дрессировщик Владимир Дуров. От него писатель услышал эту историю и рассказал ее людям.

-За свою жизнь Чехов написал много ярких незабываемых рассказов, пьес, повестей. Эти произведения читают и взрослые и дети.

-Сегодня мы пригласили героев рассказов Чехова к нам в гости.

5. ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «МАЛЬЧИКИ»

Входят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров , встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)

-Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

6. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

-Много непонятных слов встретилось в этом рассказе. Наши девочки подготовили специальный словарик трудных слов. И я предоставляю им слово. (Ученицы поясняют значение непонятных слов, приводят цитаты из текста).

7. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «МАЛЬЧИКИ»

-Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали?

-В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей?

-Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать).

-Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех? (Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии).

8. РАССКАЗ «ВАНЬКА». ИНСЦЕНИРОВКА. БЕСЕДА.

-Нам пора двигаться дальше. И у нас в гостях… А вот кто? Вы должны узнать его по предмету. (Учитель показывает письмо).

-Кто же он? А что в этом письме? Об этом нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Ученик читает монолог из рассказа «Ванька»).

-Почему письмо героя никогда не дойдет до адресата?

-Жалко ли вам Ваньку ? В своих отзывах вы очень хорошо ответили на этот вопрос. (Чтение лучших работ; обсуждение).

-О чем просит сирота своего дедушку?

-Какие трудности свалились на плечи героя?

-Мальчик, измученный выволочками хозяев, насмешками подмастерьев, обессилев от недоедания, просит забрать его домой. Он ни на минуту не забывает о своем дедушке. Ванька заранее обдумывает, как сможет помочь старику. Найдите строки в тексте, подтверждающие мои слова. (Работа с текстом рассказа).

-А что снится Ваньке? Найдите эти строки.

9. ОБОБЩЕНИЕ. КРОССВОРД (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

-Давайте теперь проверим, все ли вы внимательно прочитали рассказы. Перед вами кроссворд, работаем в парах: отвечайте на вопросы, а потом мы оформим большой кроссворд на доске.

10. ИТОГИ УРОКА.

-Детство - счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых, они умеют быть благодарными за доставленную им радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Все мы, ребята, ваши учителя, родители хотим, чтобы вы выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Эти слова обращены и к нам, родители! Именно мы должны выпустить поколение в жизнь. А какое оно будет – зависит от нас!

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Оформить дневники читательских наблюдений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Уроки литературы в 5 классе. – М., 2004.
  2. Чехов А.П. Рассказы. – М., 1996.
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература в 5 классе. – М., 2007.
  4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. 6 класс. – Саратов, 2002.