1. ОРГМОМЕНТ
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
-Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на уроке внеклассного чтения. Наше занятие посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята серьезно готовились к нашему занятию. Все прочитали рассказы писателя, подготовили иллюстрации, написали отзывы. Была оформлена газета, в которой представлены лучшие работы.
- На уроке мы поговорим о рассказах Чехова, главными героями в которых являются дети.
Эпиграфом к нашему занятию будут слова Федора Михайловича Достоевского: « Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».
3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕХОВА.
- Антон Павлович Чехов входит в наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей - рядом с Красной Шапочкой, Филиппком, Работником Балдой. Эти герои пришли из книг, которые вначале вам читали родители, а уже потом мы с вами прочли эти рассказы на уроках литературы.
- Давайте вспомним, какие рассказы Чехова нами уже прочитаны.
(ребята отвечают)
- На уроках литературы в 5 классе мы с вами уже узнали, каким был Чехов человеком, как стал писателем.
- Вспомните, некоторые моменты биографии писателя:
Ответьте на мои вопросы:
- Где и когда родился Антон Павлович? (1860г., В г. Таганроге)
- Кем был отец писателя? (Павел Егорович Чехов, был купцом)
- Как воспитывались дети в семье Чеховых? (Отец был человеком «требовательным», иногда провинившихся наказывал ремнем, но Павел Егорович был очень талантливым; играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками; сыновей он тоже заставлял петь в хоре; дети помогали торговать в лавке, обучались ремеслам, исполняли разные домашние обязанности и одновременно учились).
- Какими талантами обладали братья и сестра Антона Павловича?
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе, главными героями которого являются мальчики-гимназисты? Как он называется? ( «Мальчики»)
- О гимназических годах писателя нам подготовила сообщение … (Выступление ученицы).
4. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «КАШТАНКА»
-Недавно в нашей школе прошла декада русского языка и литературы, посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова.
-Учащиеся нашего класса принимали участие в конкурсе рассказчиков произведений писателя.
- Семенова Александра подготовила для вас отрывок из одного произведения А.П. Чехова. Вы должны догадаться, из какого рассказа? (Ученица читает наизусть отрывок из рассказа «Каштанка»).
- Конечно это рассказ «Каштанка».
-Вспомните, какие приключения произошли с маленькой рыжей собачкой?
- Как потерялась Каштанка?
- Что с ней произошло потом?
- У кого нашла приют собачка?
- Встретилась ли она еще с Федей и его отцом.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
-Чехов не выдумал историю с Каштанкой, такой случай действительно был. Собачку нашел на улице знаменитый русский клоун и дрессировщик Владимир Дуров. От него писатель услышал эту историю и рассказал ее людям.
-За свою жизнь Чехов написал много ярких незабываемых рассказов, пьес, повестей. Эти произведения читают и взрослые и дети.
-Сегодня мы пригласили героев рассказов Чехова к нам в гости.
5. ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «МАЛЬЧИКИ»
Входят 2 мальчика.
Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…
Второй: Знаете кто я?
Учитель: Господин Чечевицын!
Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.
(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).
Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
Володя: А Калифорния?
Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров , встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)
-Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).
Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?
Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!
Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.
Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.
Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?
Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).
Так ты поедешь?
Володя: По…еду!
Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).
6. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
-Много непонятных слов встретилось в этом рассказе. Наши девочки подготовили специальный словарик трудных слов. И я предоставляю им слово. (Ученицы поясняют значение непонятных слов, приводят цитаты из текста).
7. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «МАЛЬЧИКИ»
-Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали?
-В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей?
-Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать).
-Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех? (Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии).
8. РАССКАЗ «ВАНЬКА». ИНСЦЕНИРОВКА. БЕСЕДА.
-Нам пора двигаться дальше. И у нас в гостях… А вот кто? Вы должны узнать его по предмету. (Учитель показывает письмо).
-Кто же он? А что в этом письме? Об этом нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Ученик читает монолог из рассказа «Ванька»).
-Почему письмо героя никогда не дойдет до адресата?
-Жалко ли вам Ваньку ? В своих отзывах вы очень хорошо ответили на этот вопрос. (Чтение лучших работ; обсуждение).
-О чем просит сирота своего дедушку?
-Какие трудности свалились на плечи героя?
-Мальчик, измученный выволочками хозяев, насмешками подмастерьев, обессилев от недоедания, просит забрать его домой. Он ни на минуту не забывает о своем дедушке. Ванька заранее обдумывает, как сможет помочь старику. Найдите строки в тексте, подтверждающие мои слова. (Работа с текстом рассказа).
-А что снится Ваньке? Найдите эти строки.
9. ОБОБЩЕНИЕ. КРОССВОРД (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
-Давайте теперь проверим, все ли вы внимательно прочитали рассказы. Перед вами кроссворд, работаем в парах: отвечайте на вопросы, а потом мы оформим большой кроссворд на доске.
10. ИТОГИ УРОКА.
-Детство - счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых, они умеют быть благодарными за доставленную им радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.
Все мы, ребята, ваши учителя, родители хотим, чтобы вы выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Эти слова обращены и к нам, родители! Именно мы должны выпустить поколение в жизнь. А какое оно будет – зависит от нас!
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Оформить дневники читательских наблюдений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Уроки литературы в 5 классе. – М., 2004.
- Чехов А.П. Рассказы. – М., 1996.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература в 5 классе. – М., 2007.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. 6 класс. – Саратов, 2002.