Интегрированный урок ИЗО (музыка + литература) по теме "Золотая осень в творчестве И.Левитана, П.Чайковского и А.Пушкина"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цель: показать связь между изобразительным искусством, музыкой и литературой, сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира;

Задачи:

– создать определенный колорит, настроение цветом;
– развивать творческие способности, чувство ритма, слух;
– воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование для учителя: портреты: П.Чайковского, И. Левитана,

А. Пушкина; картина “Золотая осень” – Левитана, таблица по цветоведению, аудиозапись “Времена года” – Чайковского. (Рисунок 1).

Для детей: гуашь три основных цвета, кисти, поролон, палитра, альбом.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

3. Активизация мыслительной деятельности (на фоне музыки).

Тихо, тихо сядем рядом-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.

Учитель ИЗО: Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников, поэтов, музыкантов России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ландшафт, климатические условия, краски, подтолкнули на творчество великих людей.

Учитель музыки: Ребята, как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?

– А, почему осень – это печальное время года? (Ответы детей)

Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года.

Действительно его красотой всегда восхищались поэты, музыканты и художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Петр Ильич Чайковский (аудиозапись “Времена года”).

Учитель ИЗО: 1895 год – самый тяжелый в жизни Левитана, когда он особенно остро переживал свои неудачи, страдал от внутреннего разлада, чувства несостоятельности, – подарил нам истинный шедевр: светлую, радостную, жизнеутверждающую “Золотую осень”.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора!
Весь лес стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Картина Левитана, хотя и не является прямой иллюстрацией этого стихотворения Тютчева, все же близка ему по духу – своей хрустальностью и лучезарностью. В ней чувствуется свежесть воздуха, и прозрачность далей, и неподвижность зеркальных вод реки…

Использование в картине нескольких цветов – желтого, зеленого и голубого придает картине солнечность и радостное настроение.

– К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины теплый или холодный? Почему? (Ответы детей).

В этой картине Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую “прощальную красу” российской осени.

- Ребята, мы с вами вспомнили о творчестве композитора и художника. А о ком мы еще не говорили? (О творчестве поэта).

Давайте немного поговорим о творчестве замечательного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Ученица 1. Когда думаешь о значении творчества А.С. Пушкина для русской музыкальной и художественной культуры, кажется, что вся она пронизана и наполнена его поэзией, многообразными ритмами, певучестью стихов, ярким колоритом, наконец, его могучей личностью. Гениальность и простота, новизна и традиции, все соединилось в его творчестве.

Ученица 2.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец, и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.

4. Музыкальная разминка.

Дети стоя поют песню про “Осень”. Учитель музыки играет на пианино.

5. Объяснение задания.

Учитель ИЗО: Ребята посмотрите на свои рабочие места у вас в коробочке всего три основных цвета, кисточка, кусочек поролона, палитра. Этими инструментами вы должны воспользоваться для создания своих рисунков.

Сейчас я прочитаю рассказ Г. Скребицкого “Художник – осень”.

“Художник осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжелый узор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе”.

Ребята вы можете нарисовать пейзаж по памяти или воспользоваться рассказом.

6. Самостоятельная работа. В ходе работы звучит музыка.

7. Анализ и просмотр рисунков.

8. Итог урока.

Ребята, как вы думаете, кто раньше обратил свой взор к пейзажу в русском искусстве поэты, музыканты или художники?

Ответы детей: Они обратили внимание в одно время, так как были современниками.

Итак, дорогие друзья, мы сегодня совершили прекрасное путешествие, листая страницы творчества крупнейших представителей русской культуры.

Рисунок 1.