Пояснительная записка.
Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. В методических пособиях рекомендуется итоговый урок по басням И. Крылова проводить в игровой форме (например, в пособии Н.В. Егоровой «Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс» (Москва, ВАКО, 2009) предлагается урок-викторина). Учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой содержит такие вопросы и задания для учащихся:
- какие термины нужно знать, чтобы понять басню?
- вспомните басню и заполните пропуски.
- определите, к какой басне относится вывод.
- подготовьте инсценировку одной из басен.
Данный урок также проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры). Новизна разработки заключается в выборе вида игры («Морской бой»), что предполагает элемент неожиданности, интереса, даже азарта (например, возможность получения бонусного балла), а также в использовании компьютерных технологий. Возможности операционной среды MS Power Point позволяют нестандартно преподнести учебный материал, разнообразить урок иллюстративным материалом, использовать видеофрагменты. В то же время на уроке предполагается не только работа с презентацией Power Point , но и выполнение учащимися заданий на бумажных носителях («Найди пару», «Вставь пропущенные слова», «Узнай басню»).
Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен), а также узнавание басни по иллюстрациям (развитие образного мышления).
Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития.
Сценарий урока.
Цель урока:
- обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).
2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point (Приложение)
Для проведения игры класс делится на команды. Самый оптимальный вариант – три команды (по рядам). Игра начинается со слайда № 3. Это игровое поле «Морского боя», состоящее из 16 квадратов. Каждый квадрат – это гиперссылка:
- на задание (их восемь);
- на слайд «Мимо» (их пять), в данном случае ход переходит к другой команде;
- на слайд «Бонус» (их три), что даёт команде дополнительный балл.
Ход игры
Команды по очереди называют квадраты. Случаи «Мимо» и «Бонус» описаны выше. Если выпадает слайд с заданием, то команде даётся право первого ответа. После выполнения всех заданий подводятся итоги.
Описание конкурсов.
Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Например:
СЛОН |
МОСЬКА |
СТРЕКОЗА |
МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО |
ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ |
МУЖИК |
ВОРОНА |
ЛИСИЦА |
КУКУШКА |
ПЕТУХ |
Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня. |
Её мораль. |
|
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. |
|
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! |
|
Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел! |
|
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. |
|
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. |
|
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п. |
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.
Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
«Конкурс Знатоков».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
Для команды № 2
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
Для команды № 3
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
Конкурс «Блиц-турнир»
Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 5 минут.
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
В басне используются:
- диалог;
- просторечная лексика;
- особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
Конкурс «Знаете ли вы?».
Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова. (Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. С. 85 – 87.)
Команде даётся право выбора вопроса. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 7 минут.
Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы:
- Сколько лет было И. Крылову, когда он написал свою первую басню?
- На каком инструменте играл И. Крылов?
- Что вы знаете о детстве И. Крылова?
- Сколько басен создано И. Крыловым?
- Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?
- Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?
Конкурс «Картинная галерея»
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.
Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.
Конкурс «Угадай басню»
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню..
Цитаты:
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
- «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
- «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
- «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» («Лебедь, Щука и Рак»)
- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Детям задаются вопросы:
Как вы понимаете строки?
Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.
Примечания.
- В ходе урока в данную презентацию вместо конкурса «Угадай басню» прошла «Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей». Но так как формат видеофайла «не вписывается» в объём Приложения, этот эпизод урока был заменён ещё одним конкурсом.
- Если задания выбираются детьми в произвольном порядке, нужно вести учёт выбираемых (уже «проигранных») квадратов либо на отдельном поле (например, на доске), либо с помощью функции на слайде «рукописные примечания».