Урок литературы "Правда войны" (По рассказу В.П. Астафьева "Сибиряк")

Разделы: Литература


Цели:

  • показать особенности военной прозы В.П.Астафьева;
  • разобрать образ героя-сибиряка и выявить его нравственные качества;
  • развивать навыки анализа текста;
  • воспитывать интерес к героическому прошлому родной страны.

Оборудование:

1. Уголок “ В.Астафьев. Годы войны”.

2. Выставка книг писателя.

3. ИКТ .

4. Эпиграф:

Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. В. Астафьев

Задание перед уроком:

1. Прочитать рассказ В.П.Астафьева “Сибиряк”.

2. Подготовить рассказ о родственниках, которые участвовали в ВОВ.

3. Рисунки к рассказу.

4. Групповые и индивидуальные задания.

5. Словарная работа: пацифизм, героизм, патриотизм.

1. Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – трагическая страница в истории нашей страны. Многие семьи потеряли в этой страшной войне своих родных и близких, есть погибшие и в семьях Сибиряков.

2. Рассказы учащихся о родственниках, которые участвовали в ВОВ.

3. Чтение учеником стихотворения С. Васильева “Землякам-сибирякам”.

Я вас славлю за геройство,
За уменье воевать,
За решительное свойство
Никогда не унывать;
За обычай рвать с размаха
Вьюги огненной кольцо
И всегда глядеть без страха
Смерти бешеной в лицо;
За любовь к своей винтовке,
За привычку к зимовью,
За ухватку, за сноровку,
За находчивость в бою;
За искусство видеть зверя
В глубине лесных берлог,
За уменье твердо верить
В свой охотничий зарок;
За упрямый норов ловчий,
Перешедший в мастерство,
За особый говор певчий
С ударением на “о”.
Я вас славлю за единство,
За пленительный, простой,
Братский дух гостеприимства,
За характер золотой;
За выносливость, которой
Нет преград и нет застав,
За могучий рост матерый,
За крутой гвардейский нрав;
За испытанный, таежный,
С детства выверенный слух,
За хозяйственный, надежный
Ум, который лучше двух.
Славя вас и воспевая,
Я горжусь, что у меня
Есть такая боевая
Знаменитая родня! (1942 г.)

4. Слово учителя. (ИКТ 1-4 слайды. Презентация)

Лучшие писатели нашей страны обращались к теме Великой Отечественной войны в своем творчестве. Каждый из них освещал события военных лет со своей позиции, своего жизненного опыта, писательской зрелости. Наш земляк известный писатель Виктор Петрович Астафьев сам побывал на войне, был участником военных событий. Далеко не всем сверстникам Астафьева довелось вернуться к мирной жизни - слишком многих не пощадила война.

В первом номере стенной газеты в ФЗО он уже гремел стихами: “Война пришла и все перемешала, всю жизнь она поставила дыбом”, - и подписывался “Непобедимый”. Осенью 1942 года Астафьев уходит добровольцем на фронт. Перед вами всего две фронтовые фотографии, не до этого было…

Его военная биография не отражена полностью в его творчестве. Но о его участии в этом страшном и праведном деле мы читаем со страниц его рассказов, книг о войне: “Сибиряк” (1951), “Звездопад” (1960), “Где-то гремит война” (1967), “Пастух и пастушка” (1971), “Прокляты и убиты” (1992-1994), “Так хочется жить”(1995), “Обертон” (1996), “Веселый солдат” (1998)... В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям.

И писатель как бы чувствует вину перед теми, кто не дожил до конца войны. В одной из новелл он сказал: “Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, которые не покидают да и никогда, верно, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, порой не успев еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, я думаю о елочке, которая растет в лесу, на пне”.

Эта тема все чаще и чаще стала волновать писателя…

5. Сообщение ученика об Астафьеве.

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична - мать будущего писателя - утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено сиротское детство.

Детство было тяжелое, но главные трудности лежали впереди. Впереди будущего писателя ожидали и беспризорность с ее голодной и опасной вольницей, и детский дом, и интернат, и железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец, фронт.

Он воевал рядовым, был шофером, артразведчиком, связистом. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. На фронте был награжден орденом “Красной Звезды” и медалями “За отвагу”, “За победу над Германией”, “За освобождение Польши”.

Был дважды ранен, контужен.

В 1945 году после госпиталя женился на “боевой подруге” — рядовой Корякиной — и вместе с ней поселился на ее родине в городе Чусовой Пермской области. По состоянию здоровья Виктор Астафьев не смог вернуться к работе по специальности, потому работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе, вахтером мясокомбината. Одновременно посещал литературный кружок при газете “Чусовский рабочий”, в которой в 1951 году впервые был напечатан его рассказ “Гражданский человек”, написанный за одну ночь. Впоследствии Астафьев назвал этот рассказ “Сибиряк”. В том же году Виктор Астафьев перешел на должность литературного работника газеты. За четыре года работы в газете написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1958 году Виктор Астафьев был принят в Союз писателей

В 1978 году за книгу “Царь-рыба” писатель удостоен Государственной премии СССР, за повести “Перевал”, “Последний поклон”, “Кража”, “Пастух и пастушка” удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, в 1991 году за повесть “Зрячий посох” — Государственной премии СССР, в 1995-м за роман “Прокляты и убиты” — Государственной премии России. В 1997 году писатель получил Международную Пушкинскую премию, в 1998 году — премию “За честь и достоинство таланта” Международного литфонда. В 1994 году “за замечательный вклад в отечественную литературу” ему присудили независимую премию “Триумф”.

В 1989 году за выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1999 году наградили орденом “За заслуги перед Отечеством” II степени.

Произведения Виктора Астафьева переведены на многие языки.

6. Учитель. Правда войны в творчестве Астафьева.

Все саднят и саднят душу писателя военные годы. Боль, ненависть к войне не покидали его: “Память войны. Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда, не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром”. В.П.Астафьев не выделялся среди писателей преимущественным выбором темы войны, но был уникален в ее художественном видении.

В. П.Астафьев, рассказывая об участии в войне, отмечает важную для себя деталь: “Воевал рядовым солдатом в артиллерии, был трижды ранен и рядовым снят с учета в 50 лет”. Позднее писатель резко противопоставлял свое видение военных событий “генеральско-полковничьей правде о войне”.

“… Как малая частица этого многотерпеливого, многострадального и Героического народа, стану и я вспоминать правду, свою единственную, мной испытанную, мне запомнившуюся, окопную, потому что другой-то я и не знаю”, – писал Астафьев в статье “Там, в окопах” (1985).

“Когда-то я подхватил и с энтузиазмом повторял слова Константина Симонова: “Всю правду о войне знает только народ”. Увы, теперь я знаю, что всю правду о войне знает только Бог. Народ наш в большинстве своём не знал её и, возможно, знать не хочет – слишком страшна она и отвратительна, слишком для усталых русских людей … правда эта неподъёмна”. Советская критика упрекала писателя в пацифизме, но стоит заметить, что истоки пацифизма не столько во взглядах, которые Астафьев пытался развернуть в своей поздней военной прозе, сколько в глубочайшем эмоциональном переживании войны как убийства и ощущении своей сопричастности этому убийству.

Сам писатель признавался, что жизнь дала ему много “смертного материала”, болезненного, писать о котором “страшно, а надо!”

Собственно астафьевское видение войны определялось её переживанием как явления глубоко противоестественного, противоречащего человеческой природе и потому разрушительно воздействующего на душу воюющего, вне зависимости от того, обороняется он или нападает. Он хотел показать, какой ценой досталась победа, чтобы люди во всем мире задумались, стоит ли воевать.

Теме войны был посвящён первый литературный опыт Астафьева – рассказ “Гражданский человек” (“Сибиряк”, 1951, 1959).

7. Словарная работа: пацифизм, героизм, патриотизм.

8. Анализ рассказа “Сибиряк”.

1. Ученик. Создание рассказа.

Свой первый в жизни рассказ Виктор Астафьев написал в 1951 году (ему было 27 лет) на Урале, в городе Чусовом, куда приехал на жительство в 1945 году после демобилизации из армии. Астафьев, как он сам пишет об этом в своем эссе "Подводя итоги", тогда работал вахтером на колбасном заводике. И узнал, что при местной газете начинает действовать литературный кружок, и пошел туда на первое же занятие. На этом занятии один автор, бывший работник политотдела читал свой рассказ "Встреча" о летчике-фронтовике, насквозь лживый и фальшивый, где не было ни одного грамма правды. "Страшно я разозлился на этого сочинителя, - пишет Астафьев, - зазвенело в моей контуженной голове, и решил я больше не ходить на сборище, которое называется "литературный кружок". А ночью, когда дежурил в маленькой, теплой вахтерской комнатке, решил, что есть один-единственный способ бороться с "кривдой" - это писать правду о войне”. И, поскольку ручка и чернила у него были, а бумаги не было, он "открыл довольно затрепанный и засаленный журнал дежурств" и прямо в нем за ночь написал свой первый рассказ - "Гражданский человек". В собрании сочинений Астафьева этот рассказ теперь стоит самый первый и называется он "Сибиряк".

2. Беседа по рассказу.

- Понравился ли вам рассказ? О чем он?

- Какие чувства вы испытали, прочитав его?

3. Работа с эпизодом.

1. Выразительное чтение начало рассказа (до слов …Вдруг раздалась команда…).

2. Вопросы:

- Какой момент войны здесь описан?

- Какие детали говорят о тяжелых условиях на передовой?

- Найдите описание солдат. Какие слова здесь использует автор?

- Когда новички поняли ,что это все-таки война?

4. Беседа по итогам групповой работы.

1 группа. Образ Матвея Савинцева

1. Портретная характеристика.

2. Что мы узнаем о семье, родине Матвея.

3. Чем гордился он, о чем рассказывал.

4. Какую особенность отметил Астафьев в этом человеке.

5. Какие художественные средства использует автор для описания Савинцева.

2 группа. Подвиг Матвея

1. Как стал связистом, отношение к своему боевому делу.

2. Как ведет себя Матвей в бою под Михайловкой.

3. Какой подвиг он совершил.

4. О чем думает Матвей, зная, что умирает?

5. Почему Астафьев не описал бой, а сосредоточил внимание на простом солдате.

3 группа. Природа и человек в рассказе

1. Найдите картины природы в рассказе.

2. Как связан лирический пейзаж с военными событиями и нашим главным героем.

3. Какие художественные средства использует автор в описании.

4. Как вы понимаете слова В.Астафьева: “Тот, кто живет в обнимку с природой - добрее душой и лучше”. Относятся ли они к Матвею.

9. Обращение к эпиграфу.

10. Выводы по рассказу.

Задание: Найти предложения и словосочетания, где употребляется слово ВОЙНА.

Вопросы: Что он хотел этим сказать? О чем мы должны задуматься?

11. Работа с рисунками учащихся.

12. Слово учителя (ИКТ, с 5 слайда).

13. Д.З. Сочинение “ Подвиг сибиряков в годы Вов”.

Литература:

1. Рассказ В.П.Астафьева “Сибиряк”. М., “Худ. литература”.1985 г.

2. А.П.Ланщиков. Виктор Астафьев. М., “Просвещение”. 1992 г.

3. В.М. Ярошевская. “Виктор Астафьев. Во глубине России”. Альбом. К.: Кредо. 2000 г.

4. Интернет-ресурсы.