Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с личностью и жизнью поэта, эпохой
- Развивающие:
- способствовать формированию индивидуальных оценочных суждений о жизни и творчестве поэта;
- развивать творческие, актёрские способности
Воспитывающие:
- прививать любовь к творчеству С.Есенина;
- формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через изучение жизни и творчества С. Есенина;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Приемы: работа с портретом, просмотр эпизодов фильма, беседа по эпизодам, инсценировка
Наглядность: два портрета С.Есенина (1914 г., 1924 г.), карточки-фото – раздаточный материал (С А. Дункан и др.)
Оборудование: DVD проигрыватель, фильм «Золотая голова на плахе» С.Рябикова, грамзапись «Клен ты мой, опавший…»
Эпиграф на доске:
Не умру я, мой друг, никогда…
С. Есенин
1895-1925
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы знакомимся с биографией замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Вы уже знакомы с ним, точнее с его произведениями еще с начальной школы. Все мы помним и любим известные стихотворения «Белая береза», «Черемуха» и также другие. Но сегодня мы будем говорить только о его жизни, потому что без этих знаний мы не сможем верно судить о его неповторимых произведениях. И начнем мы это знакомство с высказываний о поэте известных литературоведов:
Выступления двух учеников
В.Ф.Ходасевич: «…Сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и перед своей совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся осознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие, - и за все захотел расплатиться ценой страшной.
В.Н.Корнилов: Сегодня, когда известность многих литераторов оказалась короче их земной жизни, слава Есенина за три четверти века ничуть не уменьшилась и не потускнела. Он не только остался чуть ли не единственным народным русским поэтом, а как бы стал частью самой России, ее тоской и печалью, ее историей и природой и даже ее воздухом. Думаю, выше такого признания ничего быть не может, и никакие попытки «улучшить» есенинское жизнеописание (скажем, выдать самоубийство за убийство и наоборот) ничего не добавят к этой славе, а лишь умалят ее.
Учитель:
Делайте записи в тетради дат и событий.
В 1895 году 3 октября (21 сентября по старому стилю) в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина родился сын Сергей. Мальчик воспитывался в доме бабушки, так как отношения родителей не сложились. Так Есенин, как и Лермонтов, воспитывался не матерью, не отцом, а бабушкой. Сиротство при живых родителях, безусловно, сказалось на его душевном облике. Впечатлительность, душевная хрупкость, лермонтовский комплекс одиночества, преодолеваемый напускной дерзостью, своеобразным деревенским «юнкерством», за маской которого скрывался целомудренный и замкнутый мир будущего поэта,- вот, видимо, суть есенинского детства и отрочества. Затем Сергей учился в Константиновском земском училище, в учительской школе села Спас-Клепики. В 1912г. Он приезжает в Москву. И с этого периода начинается его судьба как поэта.
А теперь, давайте посмотрим на первый портрет 1914 года.
Здесь мы видим Есенина, обхватившем стул, на котором он сидит. Что мы можем сказать по этому портрету о нем? О его настроении?
(Он сидит крепко на стуле, это может говорить о его жизненной позиции, уверенности в признании, во взгляде затаилась надежда и вера в успех. Он выглядит нежным, романтичным, ранимым человеком, но при этом уверенным в своих взглядах).
По приезду в Петербург в 1915 он делает первые литературные шаги: знакомится с Блоком, Клюевым, Белым. Он становится известным в литературных кругах.
Выступление ученика: В то время, летом 1917 года, Есенин был на вершине своего здоровья, физического расцвета, мужской красоты и обаяния. Он шел по революционной России «красивый, двадцатидвухлетний», от его стройной фигуры веяло ладом, изяществом, «ухватистой силой», «свежей розовостью щек». Юношеская легкость походки, живое, постоянно меняющее выражение лицо, волшебная способность говорить и вести беседу без слов – легким кивком головы, жестами рук, движением бровей, прищуром глаз – таким запомнился Есенин всем, кто встречался с ним летом 1917 года.
Учитель: Весной 1917 г. Есенин познакомился и обвенчался с З.Н.Райх, будущей актрисой. В браке (распался в 1920 г.) двое детей – Татьяна и Константин.
Во времена активного «процветания» различных направлений в литературе, Есенин не мог не сказать о современной ему литературе. И часто его прямые, резкие суждения приносили ему много неприятностей, в том числе и от адресатов.
Выходит ученик, инсценирующий Есенина, одетый в серый костюм, с тростью, в руках цилиндр, останавливается на середине класса:
- Стихи Пастернака косноязычны. Их никто не понимает. Народ его не признает никогда. Наши потомки будут говорить: «Пастернак? Поэт? Не знаем, а вот траву пастернак знаем и очень любим. Маяковский…да и какая это поэзия? Приложение к идеологии. Он – поэт для чего-то, а я поэт от чего-то. Вот таким- «для чего-то» - и наставят памятников после смерти. А у меня родина есть. У меня – Рязань! Я вышел оттуда, и какой ни на есть, а приду туда же. А у него – шиш! Нет поэта без родины.
Учитель: В 1921 г. произошла встреча Есенина с Айседорой Дункан – знаменитой танцовщицей
Они быстро сблизились и вскоре поженились. О взаимоотношениях Есенина и Дункан сохранилось немало воспоминаний. Большинство из них говорит о взаимной искренности обоих. Дункан была весьма внимательна к Есенину, заботилась о нем. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. И это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и некоторые другие обстоятельства, которые послужили скорому разрыву. Они вместе уезжали за границу. Есенин расстался с Дункан осенью 1923 г. В последнем письме к ней он писал: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе».
Когда Есенин погиб, Айседора Дункан была в Париже. И. И. Шнейдер телеграфировал ей. Она тяжело переживала смерть поэта. Писала большую телеграмму, в которой были такие слова: «Я так много плакала, что у меня нет больше слез…» Меньше чем через два года она погибла сама.
Выходит ученик-Есенин и ученица –Айседора Дункан (в длинном платье, с легким шарфом на шее) они беседуют.
Есенин: - Танцовщица не может стать великим человеком, ее слава живет недолго. Она исчезает, как только умирает танцовщица.
- Нет, - возражает Айседора. – Танцовщица, если это выдающаяся танцовщица, может дать людям то, что навсегда останется с ними, может навсегда оставить в них след, ведь настоящее искусство незаметно для людей изменяет их.
- Но ведь они умерли, Айседора, те люди, кто видел ее, и что? Танцовщики, как и актеры: одно поколение помнит их, следующее читает о них, третье – ничего не знает. А поэты - продолжают жить, - говорит он, улыбаясь. – И я, Есенин, оставлю после себя стихи. Стихи тоже продолжают жить. Такие стихи, как мои, будут жить вечно.
Учитель: Давайте теперь снова посмотрим на доску, мы видим второй портрет 1924 года.
Взгляд Есенина направлен в сторону. Мы можем охарактеризовать его ощущения, его состояние?
(Он думает о чем-то печальном, он заметно изменился, по сравнению с первым портретом. Здесь он зрелый человек, испытавший много невзгод, чем-то будто разочарован, возможно, надежды, выраженные на первом портрете не сбылись).
Учитель: В последние года жизни Есенин, действительно, выглядел таким, каким вы его описали. Юношеские мечты были забыты, и перед ним выступала жестокая, непримиримая действительность. Но поэт редко с кем делился своими печалями и выражал свою тоску и грусть в произведениях. Вот что говорит его друг тех лет Александр Кусиков: «Внешне он был как бы со всеми нараспашку, весь напоказ, даже вызывал подозрение в глубине своих переживаний, а духовно, внутренне, оставался только с собою, с глазу на глаз, наедине». И «у поэта улыбка – и одновременно страдание, буйство – и боль, немая, тупая тоска – и непримиримость».
Вы знаете, что такая необыкновенная личность стала притягательной для режиссеров, и мы знаем, что снят фильм и сериал о его жизни. Давайте послушаем, как проявилась личность С.Есенина в кино.
Выступление ученика
Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства. Есенинское наследие стало источником выдающихся музыкальных произведений, поэтических посвящений, живописных работ, образ Есенина запечатлен в скульптуре. Свой вклад в пополнение и обогащение «художественной» Есенинианы внесли представители кино и театра. Пристальный взгляд режиссеров, сценаристов, актеров не мог не остановиться на такой персоне, как Есенин. Чем же объяснить это внимание к поэту? Чем привлекает одна творческая личность другую: интересной судьбой, яркой, беспокойной, трагичной?
Первичный анализ работ, которые были предприняты в кино, показывает нам, что каждая из них своеобразна и заслуживает внимания. Исполняя роль Есенина, каждый из артистов пытался понять не только превратности, особенности, детали его личной судьбы, но и по-новому осмыслить жизнь России в переломный момент ее истории, в рамках киноискусства художественно осмыслить сложные философские и социальные проблемы — такие, как поэт и время, поэт и власть.
Работа с литературным, биографическим материалом предполагает активное включение личностного отношения авторов творческого процесса. В них переплетаются голос самого поэта и авторское ощущение личности художника слова. В значительной степени это присутствие отмечается во всех работах, посвященных Есенину. И потому то, каким предстает в них Есенин, время, в которое он творил, характеризует, в том числе и нас, его потомков, дает оценку нашему мировидению, глубине, силе понимания души и судьбы поэта, понимания истории и человека. Как нам кажется, многогранная самобытная личность Есенина, как и любой другой творческой натуры, не может быть раскрыта во всей своей полноте и своеобразии. Заметим сразу, что этот факт не является недостатком уже осуществленных работ. Наоборот, это говорит о кропотливости и тщательности, вдумчивости и осторожности в подходе к созданию нового оригинального произведения, которое связано с воплощением образа творческой личности.
Учитель: Художественный фильм «Золотая голова на плахе», завершенный в 2004 году (режиссер Семен Рябиков, исполнитель главной роли Дмитрий Муляр),— попытка углубиться в душевный мир знаменитого рязанца.
Сразу же стоит отметить, что работа над фильмом складывалась очень непросто. Тот факт, что она велась 8 лет, то возобновлялась, то вновь откладывалась, налагает существенный отпечаток и определяет, на наш взгляд, конечный результат и то впечатление, которое остается после просмотра — ощущение витража. Эпизоды, фрагменты биографии поэта объединены в единое целое событиями последних пяти лет жизни Есенина. Вот он в кругу своих близких, матери, сестер, деда, задумчивый или вызывающе-дерзкий — на «московских изогнутых улицах», в «кабацком чаду», грубый, порывистый, стихийный, одинокий, уставший, затравленный. Образ Есенина, созданный артистом Театра на Таганке Дмитрием Муляром не укладывается в образ певца «страны березового ситца» (хотя берез и пейзажных картин в фильме немало), ни «озорного гуляки». В результате та глубина, серьезность, некоторая замкнутость, свойственная личности актера, наложилась на черты, свойственные, по воспоминаниям современников Есенина, самому поэту — углубленность, осторожность, скромность. И как итог — перед зрителями еще один образ Есенина, настоящий, неподдельный, искренний. Замечательно то, что и режиссер, и актер, каждый по-своему, показали нам не только внешние события жизни Есенина, но и его самого как человека, ощущающего свой дар, непрестанно работающего, творящего, пытающегося понять, зачем он «пришел на эту землю».
Просмотр эпизодов фильма
1 эпизод: в кабаке Есенин читает стихотворение «Сыпь гармоника»
- Какое впечатление на вас производит такой Есенин-Дмитрий Муляр?
(Актер довольно похож на Есенина, каким мы его себе представляли, именно в эти годы, золотые волосы потускнели, синие глаза посерели – поэту тяжело и в моральном плане, психологическом и физическом (он много пьет).
- Как вы считаете, почему Есенин читает стихи, в кабаке, людям, которым далеко до поэзии? Какие чувства может испытывать поэт при этом (из эпизода)? (Его состояние таково, что ему необходимо высказаться кому-то, хоть и проститутке, он понимает, что его не поймут. Используя нецензурную лексику, он выше этих людей вместе взятых, и выплеснув боль, ему станет легче)
- Обратите внимание на строчку: Я с собой не покончу, иди к чертям! Можем ли мы сделать какой-нибудь вывод из этого? (что Есенин не намерен был убивать себя, и будет жить, даже назло)
2 эпизод: Есенин в больнице, курит у окна. В эпизоде звучит музыка «Клен ты мой, опавший»
- Каким мы видим поэта? (он расстроен, потерян, как загнанный зверь, он дрожит- его душе плохо, одинок, он переживает, словно находится в тупике).
- Как вы думаете, для чего режиссер вводит в этот эпизод картины клена и церкви с золотыми куполами? (Это символы веры Есенина, то ради чего он живет, что больше всего он думает, может спасти мир: любовь к природе и родине с ее церквями, часовнями, куполами, и в тот самый момент, когда ему плохо, он духовно надломлен, режиссер намеренно показывает эти картины).
- Мы видим, как чьи-то руки берут папку с делом Есенина, почему режиссер несколько раз концентрирует внимание на этом моменте? ( Есениным интересуются, к тому же эта папка лежит в отдельном сейфе, с вещами, принадлежащими поэту, ножом и револьвером, значит он занесен «в особый список»).
-Какое общее впечатление осталось от просмотренных эпизодов?
(У поэта трагический взгляд, он как бы предчувствует трагедию. Ему очень одиноко и всю боль держит в себе)
Учитель: 28 декабря 1925 года случилось то, чего никто не мог ожидать. О гибели Есенина до сих пор спорят, каждый доказывает свою точку зрения: самоубийство или убийство. Хотя официально признанной считается версия о самоубийстве, многие исследователи заявляют о убийстве, при этом ссылаясь на факты.
Давайте послушаем представителя этой точки зрения, Хлысталова Эдуарда Александровича, инспектора Политического управления МВА СССР, полковника милиции
Выступление ученика: Уголовное дело по факту трагической гибели Есенина не возбуждалось, никакого расследования не проводилось. Все «расследование» свелось к тому, что Н. Горбов роздал четыре бланка протоколов опроса Г. Устинову, Е. Устиновой, В. Назарову и В. Эрлиху. Самым серьезным нарушением Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в этом деле явилось то, что при осмотре трупа не участвовал судмедэксперт. Н. Горбов не устранил противоречий в объяснениях опрошенных лиц, не допросил журналиста Ушакова, видевшего поэта одним из последних, ни портье, якобы к которому выходил Есенин с требованием к нему никого не пускать, ни то лицо, которое заявило, что поэт поздно вечером пил у себя в номере чай. Н. Горбов на месте происшествия не выяснил, при каких обстоятельствах у Есенина появился синяк под глазом. Видевшие поэта вечером Эрлих, Устиновы, Ушаков должны были сказать, что у поэта вечером его не было. Он не выяснил, почему в беспорядке в номере были разбросаны вещи, рукописи, принадлежало ли окровавленное лезвие бритве Есенина и многое другое.
Что же произошло, в пятом номере гостиницы «Англетер»? Убийство или самоубийство? Ряд современников, признавая самоубийство, писали о попытках Есенина и раньше .покончить жизнь самоубийством. В этой связи уместно процитировать слова приятеля поэта писателя Матвея Ройзмана: «...Однако я хочу предостеречь читателя от тех мемуаристов, которые пишут, что Есенин неоднократно покушался на самоубийство. Если бы так было, про это, безусловно, знали бы сестры Есенина Катя и Шура, Гала Бениславская, Вася Наседкин. Это было бы известно мне и другим».
— Сначала была «удавка» — правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это была непросто на вертикальном стойке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» Я придерживаюсь примерно такой же версии. Действительно, из номера гостиницы пропал пиджак поэта, а после осмотра места происшествия и черные лакированные туфли.. Туфли кто-то снял с мертвого тела.
Выходит ученик, инсценирующий Есенина и читает:
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней.
Учитель: Эти всем известные строчки Есенина можно вполне сделать и эпиграфом к его творчеству, и послесловием к его жизни. Потому что Жизнь Поэта почти всегда — самое объемное, глубокое и самое загадочное творение, созданное им на земле. Ведь и стихи слагаются самою его жизнью.
Есенин чувствовал свое предназначение в том, чтобы "ласкать и карябать", точка его самосознания — на той грани, где соприкасаются белое и черное, прекрасное и низкое, где противоборствуют ад и рай, божественное и дьявольское. В этом причина его мучительной раздвоенности, его прекрасных поэтических озарений в сочетании с неприглядностью, а порой и его грубостью и жестокостью в повседневной жизни. Но и там, и там — Есенин! Вся его жизнь состояла из духовных падений и взлетов, без которых, пожалуй, и не могла бы состояться его поэзия. Более того: чем страшнее, ниже было падение — тем ярче и пронзительнее — взлет! Амплитуда такова, что остается только воскликнуть, как Достоевский: "Широк русский человек! Сузить бы надо..."
Тихо играет музыка «Клен ты мой, опавший…»
Но такова особенность русской души, ее формула. Возможно, именно в этом — разгадка неистребимой любви народа к Есенину, любви и веры его поэтическому слову, которые невозможно было заглушить ни запретами, ни наветами. Потому что Есенин — это сама Россия, то "несказанное, синее, нежное", что таится в душе каждого, это — сакральная точка, "ключ" к нашему дремлющему самосознанию.
Домашнее задание
Написать сочинение: «Мой Сергей Есенин»