Интегрированный урок по литературе. 7-й класс. Японская поэзия. Тема: "Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое"

Разделы: Литература

Класс: 7


Тема: «Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое»

Цель:Знакомство с японской поэзией, с новым жанром хокку, с традициями и культурой японского народа.

Задачи:

1)Научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией
2)Воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)Развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся.

Тип урока: урок сообщение новых знаний. Урок – полилог.

Формы:

  • индивидуальная работа;
  • работа в парах;
  • фронтальный опрос.

Оборудование:

  1. Картины природы японских   и  русских художников.
  2. Альбомные листы со стихами
  3. Фотомонтаж о Японии «Страна восходящего солнца».
  4. Книги по аранжировке цветов.
  5. Икебана.
  6. Музыкальное оформление (японская музыка)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение новых знаний.
  3. Закрепление.
  4. Выводы.
  5. Домашнее задание.

 

                                                                                                                                                                                                           
Эпиграф:

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.

Ход урока

1. Орг. момент

Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.

- Охае годзаима тадаима.
- По-японски это означает: «А вот и я!» (у японцев нет слова «здравствуйте»).
- Она поздоровалась по-японски потому, что сегодня мы с вами начинаем   знакомство с культурой и классической поэзией Японии.

2. Слово учителя.

Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя Страны Восходящего Солнца – человека,  привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею: росинкой на цветке, алыми листьями клёна, причудливым   орнаментом       или полётом бабочки .
Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.

  1. Н.М. Ромадин. «Лето»
  2. Н.М. Ромадин «Золотой клён»
  3. И.И. Левитан «Весна – большая вода»
  4. И.И. Шишкин «На севере диком»

Работа по картинам:

- Какой теме посвящены эти картины? (Времена года)

- Что особенного увидели художники в каждом времени года? (В каждом времени года увидели красоту, мы ощущаем тёплое дыхание ветерка, видим набухающие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
- Какое чувство вызывают картины? (Восхищение родной природой, её красотой).

Слово учителя:

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ. Он тоже изображал времена года, но немного иначе.

- Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года)
- В чём разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)
- А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)

Слово учителя:

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты  сочиняли  стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трёхстиший и пятистиший, писали свои картины.
В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром.
Хокку (или хайку) это  – совсем коротенькие стихи.

Запись на доске.

О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылёк.

Басё

  1. Сколько строчек в хокку? (3)
  2. Сколько слогов в первой строчке? (5)
  3. Во второй (7)
  4. В третьей (5) – сколько всего слогов в стихотворении?
  5. Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из 3 строчек. В них 17 слогов. 5-7-5.

Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем её сравнить?
Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталёй.
А можно картину наступающей осени передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождём.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны  домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину  и напишет прямо на ней стихотворение. Поначалу японцы писали большей частью тонка (стихотворение из 5 строк, трёхстишья появились позже). Многие поэты увлекались и увлекаются  сложением хокку. Но наиболее признанные Мацуо Басё (1644 – 1694) Ёса Бусон (1716 – 1783).
Масаока Сики (1867- 1902 )
Главное  для  поэта – в сжатой, краткой  форме выразить свои переживания, эмоции. Эта утонченная форма  стиха   не позволяет высказаться до конца  , до полной ясности . Хокку дает возможность слушателю самому  дорисовать намеченную картину , понять  невидимый эмоциональный подтекст .

Перед вами лежат стихи – это хокку. Прочтите их про себя.

Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.

Басё

Слива в цвету—
Лунный луч прохожего дразнит:
Отломи-ка ветку!

Басё

Тают снега.
Туманом окутаны горы.
Каркает ворона

Басё

Чтобы забыть о жаре,
Нарисую-ка я, пожалуй,
Хоть снег на Фудзи.

Кисоку

На солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой-
Как он прохладен!

Сики

Гусь, дикий гусь,
Скажи, сколько лет ты летаешь
За леса, за море?

Исса

Опустели поля—
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей...

Сики

До самых костей
Пробирает холод в постели—
Морозная ночь.

Бусон

Ночной снегопад
Окончился — как засверкали
Дома, деревья!

Тококу

  1. Подумайте над вопросами:
  2. О чем эти стихи ?
  3. Какая тема объединяет их ?

(Эти стихи о весне, осени , зиме , лете . Тема – времена года)

- Постараемся догадаться, в каком трехстишии, про какое время года говорится, какие сезонные слова это говорят.
Какие картины природы вы можете дорисовать?
- А сейчас вспомните, пожалуйста, стихи русских поэтов о временах года. Может быть, кто – нибудь прочитает их наизусть?

А.С. Пушкин.

«Мороз и солнце, день чудесный,
Ещё ты дремлешь друг прелестный,
Вставай, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры.
Навстречу утренней Авроре
Звездою севера явись!

Ф.И. Тютчев.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной пеленою
Неподвижной и немою
Чудной жизнью он блестит  

Плещеев.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

- Отличаются ли стихи русских поэтов от хокку?

(Да, Русские поэты стараются передать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её).

Каждому времени года соответствуют определённые цветы. А как же называется в Японии искусство составления цветов? Вы это слышали. Вспоминайте. (Икебана)
Слово Икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе
рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите. (Демонстрация)
Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы), хризантем (осенние цветы). В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а в день мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбук (жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы (надежды, вечного обновления).
В далёкие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечётное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете (нечётное количество). Этот обычай пришёл к нам с востока. Наши культуры тесно переплетены.

Помимо умения составлять букеты или икебаны каждый образованный японец должен был уметь сочинять стихи. Сочинялись они, как правило, в чайных иногда устраивались целые состязания, турниры кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это не рифмованные строки, состоящие из 17 слогов 5-7-5.

- Работаем по рядам: Надо правильно выбрать третью строчку.

- Работаем в парах.


Бедный мой воробей!
Измучился, исстрадался.
(На пенёчке, в руках у мальчишек, в перистых облаках.)

Исса.

Осторожно – камень!
Голову не ушиби,
(А то больно будет, крошка-светлячок, шишка вскочит) 

Исса.

Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее –
(солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)

Басё.

- Ребята зачитывают свои хокку.
- Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? Бережное отношение ко всему живому (Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте)
- Они говорят, что в природе всё прекрасно: и бабочка, и сверчок.
- Поэты учат нас жалеть, беречь всё живое.
- А в каких словах передано отношение поэтов к живому миру?
(ребята перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить)
- Правильно, ребята.

Вывод: Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы 
увидите красивое
Всматривайтесь в простое – и вы
увидите сложное.

(Видеть радости жизни там, где другие проходят мимо, в природе)

Закончить урок хочется стихотворением  Н.И. Рыленкова  «Все в тающей дымке», которое перекликается с японской поэзией.

- Что нужно сделать , чтобы увидеть и услышать русскую природу ? (Нужно всмотреться и вслушаться)
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
- Дома попробуйте сами сочинить хокку

1 ряд  про  кукушку;
2 ряд про стрекозу;
3 ряд про солнце;

Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью).

В руках у учителя кукла

Фаёнара – до свидания

Го – сэйте

Аригато,

Годзаимасита – спасибо за внимание.