Литература
-
"Каждый выбирает для себя" (интерпретация рассказа Ф.Искандера "Возмездие"): урок внекласного чтения в 8-м классе 2010
Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.
-
"Трагедия поэта". Заключительный урок-исследование в 11-м классе по творчеству поэтов Серебряного века 2010
Жизнь и судьба поэтов Серебряного века интересна и покрыта многими тайнами и загадками. Ответ на них можно найти в поэзии, в письмах самого поэта, в воспоминаниях современников. Важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников. Для этого класс обычно делится на несколько групп: биографы, литературоведы, чтецы.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С. Тургенев. "Певцы" (фрагмент) 2010
Представлен урок литературного чтения в образовательной системе «Школа–2100».Работа над фрагментом произведения И.С. Тургенева помогает детям глубже понять мысль автора, прививает интерес к чтению классической литературы и хорошей музыке.
-
Урок литературы в 5-м классе "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" 2010
Велика роль поэтического слова. Каждое слово в стихотворении – это емкий, лаконичный образ. Каждое произведение требует раздумий, внимания к слову, разгадки поэтической мысли, образов. Считаю, что уроки знакомства с поэзией необходимы.
-
Изучение драмы М.Горького "На дне". Различные трактовки образа Луки 2010
В статье представлен урок по изучению философской проблематики пьесы М.Горького "На дне". В ходе урока учащиеся смогут сравнить различные трактовки образа Луки не только в критике, но и в театральных постановках, выяснить причины различных интерпретаций образа. На уроке используется комплекс новых педагогических технологий. Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах урока.
-
Разработка урока по литературе "Два типа певцов народных песен" (по рассказу И.С. Тургенева "Певцы") 2010
Цель урока – раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу; закрепить умение обучающихся в анализе текста; обогатить словарный запас учащихся; развивать культуру устной и письменной речи.
-
Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла") 2010
Предложенный урок выявляет особенности литературы начала XX века и знакомит учеников 10-го класса с творчеством Бориса Зайцева. На уроке ученики анализируют рассказ "Мгла", стараются понять, в чём трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Тема детства в произведениях современных российских писателей (на примере рассказа Л.Улицкой из сборника "Детство 49") 2010
Предлагаемому уроку предшествовало знакомство с повестями о детстве Л.Н.Толстого и М.Горького. Его основные цели – познакомить шестиклассников с именем Людмилы Улицкой, прочитать и проанализировать один из её рассказов, подготовить учеников к составлению отзыва о нём; определить, чем отличается детство, описанное в произведении Улицкой, от детства сегодняшнего.
-
Урок литературного чтения 2010
Цели урока: дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают, развитие художественных интересов детей.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Куранова "Семь – я" 2010
В ходе урока осуществляется знакомство с жизнью и творчеством калининградского писателя Юрия Куранова, воспитание в детях чувства любви и уважения к близким людям, внимательного отношения к окружающему миру, формирование навыков составления характеристик героев, умения работать с текстом, делать выводы и обобщения.
-
Образ Лермонтова и лермонтовское окружение в повести Б.Пильняка "Штос в жизнь" 2010
Статья о соотношении реальности и вымысла в произведении Б.Пильняка. Для сравнения используются биография М.Ю. Лермонтова, а также глава «Княжна Мери» его романа «Герой нашего времени».
-
Внеклассное чтение в 10-м классе "От классики к современности" 2010
Статья доказывает необходимость уроков внеклассного чтения в 10-м классе. Сводная таблица раскрывает логичность знакомства с современными отечественными авторами после изучения творений классиков XIX века. Представлены вопросы семинаров, рассмотрены основные акценты анализа прозы XX столетия.
-
Методическая разработка урока в 11-м классе "Мотив трагического одиночества героини рассказа В.П. Астафьева "Людочка" 2010
Почему люди страдают от одиночества? Каковы причины? Почему героиня не нашла другого выхода? На эти вопросы пытаемся найти ответы, анализируя рассказ В.П. Астафьева "Людочка".
-
Приобщение учащихся к научным исследованиям (из опыта работы) 2010
Не претендуя на оригинальность, автор делится своим опытом организации НИР с учащимися 5–8-х классов.
-
Тест по литературе для проверки техники чтения в 5-м классе (1-е полугодие) 2010
Статья представляет собой два варианта теста для проверки техники чтения в пятом классе. Предлагаемые тестовые задания позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащихся внимательно читать и анализировать текст. Данные материалы могут использоваться в качестве входной контрольной работы или в течение первого полугодия.
-
Формирование речевой и духовно-нравственной культуры учащихся через реализацию личностно ориентированного подхода в обучении литературе 2010
Уникальные возможности для духовного роста, заполнения «горницы души» и развития речевой и нравственной культуры учащихся, формирования личности в целом дают уроки литературы, где главная задача – научить чувствовать и размышлять, быть восприимчивым к красоте, добру, правде, душевному теплу, состраданию.
-
Открытый урок литературы с использованием ИКТ и проектной методики "Марина Цветаева: личность и судьба" 2010
Данный урок является первым в изучении творчества Цветаевой. Всего на изучение поэзии М. Цветаевой по программе под редакцией В.Я. Коровиной выделяется 2 часа, отсюда важность и в то же время сложность первого урока, от которого зависит дальнейшее осмысление основных мотивов творчества художника слова.
-
Интегрированный урок литературы и МХК по теме "Родная природа в произведениях композиторов, художников и поэтов России XIX века" 2010
На уроке литературы по традиционной программе в 6-м классе дети знакомятся с новой темой "Родная природа в произведениях композиторов, художников, поэтов России XIX века". Обучаемым дается общее представление о русской пейзажной лирике, о музыке и живописи России XIX века, формируются эстетическая отзывчивость к русской поэзии, закрепляется умение выразительного чтения.
-
Литературный вечер "Мои первые университеты", посвященный М.В. Ломоносову 2010
Форма литературного вечера позволяет раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он жил, а также открыть каждому ученику что-то новое в творчестве Ломоносова. Литературный вечер не только углубляет знания учеников о литературе, но и пробуждает интерес к искусству вообще, развивает эстетический вкус, позволяет раскрыть творческие способности учащихся.
-
Использование тестов для активизации механизмов самоконтроля и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы 2010
Данный урок содержит пример теста, который позволяет не только проверить выполнение домашнего задания на уроке литературы, но и позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с художественным текстом.
-
Звук и смысл 2010
Урок представляет опыт работы по формированию у школьников навыков лингвостилистического анализа художественного текста, развитию художественных языковых способностей детей, воспитанию читательской культуры.
-
"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература) 2010
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Сонет". "14 магических строк…" 2010
Цели данной работы: знакомство с сонетами Ф.Петрарки, И.Анненского , И.Бунина, И.Северянина и У.Шекспира в переводах С.Маршака, А.Финкеля; развитие навыков стихотворного перевода; учить анализировать поэтическое произведение.
-
Урок литературы в 9-м классе "А он встает над волнами забвения…" в форме литературного салона 2010
Урок литературы в 9-м классе посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Урок знакомит с отдельными яркими моментами его жизни, дает возможность почувствовать богатство и нравственную красоту творчества поэта, помогает воспитывать любовь к родной природе, веру в красоту.
-
Урок-путешествие. Пейзажная лирика С.Есенина "Алый свет зари" 2010
Урок – путешествие в мир пейзажной лирики С.Есенина отличается от других использованием региональных компонентов: картин ртищевского художника В.Шибанова и материалов одноименной книги о творчестве поэта корреспондента газеты «Саратовские вести» И.Кузнецова.
-
Программа элективного курса "Русская художественная культура: от Древней Руси до конца XIX века" 2010
Программа элективного курса основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
-
Мир театра (посещение театров г. Казани) 2010
Главное в воспитании культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
-
Урок литературы в 6-м классе "Строки, опаленные войной…" (Великая Отечественная война в стихах русских поэтов) 2010
Содержание материала имеет большое познавательное и воспитательное значение, способствует формированию интереса к литературе у учащихся, развитию навыков выразительного чтения. Основная цель урока – привитие любви к Родине, воспитание чувства патриотизма, гордости за человека – защитника Отечества.
-
Урок литературы по теме "Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Проблемно-поисковый метод используется с целью вызвать интерес к произведению М.Ю. Лермонтова, желание перечитать его; активизировать работу учащихся, воспитывать умение мотивировать свое поведение и поступки.