Цель: формирование у учащихся ценностно-мировоззренческой, читательской и речевой компетентностей в литературной сфере, МХК, риторике.
На доске вопросы:
Что есть человек?
Этот мир, каков он? Человек в мире - кто он?
Ход урока.
Учитель. И сказал Бог Адаму: «Я ввел тебя в мир, чтобы ты смотрел и видел всё, что тебя окружает. Я создал тебя ни небесным, ни земным существом, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, по своей воле и к своей чести, сделался своим собственным скульптором и творцом; ты можешь опуститься до животного состояния и возвыситься до божества».
Тема нашего диалога:
Человек - мир. Чтобы нам погрузится в мир философии, я приглашаю вас обратиться к этой фразе взглядом лингвиста, охарактеризуйте это предложение.
Ученики.Это предложение простое, состоит из 2-х главных членов: подлежащего и сказуемого, двусоставное, нераспространенное.
Учитель. Но насколько глубоки и ёмки понятия «человек» и «мир», составляющие смысловой центр этой фразы. Раскройте понятия «человек», «мир» во всех их значениях и по вашему представлению (предлагаю сделать по группам).
I гр. - «человек»
II гр. - «мир»
IIIгр. - объясните роль тире в этом предложении?
1гр. «человек»:
- с точки зрения научной - это разумная особь________
- с точки зрения философии - венец творения понятие безграничное, это загадка.
II. гр. «мир»:
- земля
- природа
- человеческое общество
- состояние души, внутренний мир.
III. гр. « - » это не только знак препинания, который ставится между - и =, но думается, он выражение смысловой связи 2-х емких философских понятий мир - человек.
Человек - это частица мира, и он должен быть в гармонии с миром.
Учитель. А как вы думаете, изменится ли смысл этой фразы, если изменить знаки препинания или вставить частицы. Человек. Мир. Человек - это Мир. Человек - вот Мир.
Учитель. Какое из высказываний, на ваш взгляд, отражает наиболее четко отношения между человеком и миром?
Вывод: данные предложения, во-первых, лишь, узкие темы, которые отражают различные взгляды на широкую философскую тему взаимоотношений человека и мира и подчеркивают, насколько неисчерпаема вечная тема: «мир в его многоликости», «человек, который в нем и царь, и раб, и червь, и Бог». Во-вторых, очевидно, что мир и человек связаны тысячами нитей и обоюдно влияют друг на друга.
Учитель. Форма нашей беседы выбрана не случайно: это открытый диалог, где никто никого не поучает и не наставляет, а ищет истину, размышляя и сомневаясь. Сегодня нашим незримым собеседником будет Владимир Набоков, автор рассказа «Облако, озеро, башня».
(идет чтение двух отрывков из текста «БАЛ», «БАЛАГАН»)
Учитель. И тот и другой отрывокиз рассказа Вл. Набокова «Облако, озеро, башня». И тот и другой – яркая зарисовка мира, мира разного. Давайте сопоставим эти отрывки, о чем они?
Учитель. Какие ключевые слова вы выделите в первом эпизоде?
С чем у вас ассоциируется первый отрывок? (предлагаю детям в группах изобразить свое представление на бумаге и объяснить).
Учитель. Как бы вы определили символически одним словом этот мир, который представляет себе главный герой Василий Иванович?
Ученики. Бал!
Учитель. Чем ожидание бала = «чудного, дрожащего счастия» оборачивается? Во что же этот бал превращаетсядля Василия Ивановича? (как это произошло? почему?)
Ученики. « Сил больше нет быть человеком!»
Учитель. Не случайно прозвучал еще один эпизод рассказа. Какие ассоциации, ощущения вызвал он? (работа в группах, дети рисуют свои ощущения, поясняют).
Учитель. В каких элементах сюжета эти мотивы проявляются, зачитайте, пожалуйста!
Учитель. Как назывался портрет, в котором все внимание сосредоточено на 1-2-х гиперболизированных деталях?
Ученики. Шарж, карикатура, во всем ощущается что-то шутовское, клоунское…
Учитель. Каковы же их шутки, забавы?
Учитель. Каков характер шутки Василия Ивановича?
Учитель. Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
- Как вы думаете, что означает набоковская искаженная цитация?
Ученики.
-герой – слизь; люди вокруг – слизь.
- просто игра словами.
- доведение до абсурда, балансирование на грани смысла и бессмыслицы.
Учитель. Итак, Василий Иванович — это герой любящий уединённое общение с классиками, испытывающий радость сотворчества.
А ведь участники «увеспоездки» тоже не лишены «тяги к прекрасному». Они поют песню, это тоже искусство. Давайте убедимся в этом.
I гр. — анализ лексики «Песни»;
II гр. - анализ рифмы;
III гр. - анализ изобразительно-выразительных средств.
Учитель подводит к выводу: Известный английский писатель Уильям Теккерей сказал: «Мир - это зеркало и он возвращает каждому его собственное изображение».
Учитель. Какое изображение это зеркало вернуло членам увеселительной поездки?
Ученики. Сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться.
Учитель. Ребята, а на какую деталь еще делает акцент Набоков, показывая бездушие этих героев?
Ученики. Глаза. Глаза - зеркало души.
Учитель. Какие глаза у Василия Ивановича, что они способны увидеть? (чтение отрывка описания озера).
Учитель. Чем притягивает пейзаж героя и читателя? Я прошу обратить ваше внимание на иллюстрацию к рассказу, выполненную ученицей. Удалось ли ей передать увиденный глазами героя пейзаж?
Вывод учителя: Вот и подошел к концу наш урок, я не поучаю, я только задаю вопросы. Они не дают человеку жить спокойно. Они заставляют его постоянно искать ответы.
Вопросы на доске - это вечные вопросы, и каждый отвечает на них по-разному, в зависимости от воспитания, интеллекта, окружающей среды, времени, в котором живешь.
А закончить я хотела бы словами самого Набокова:
Но однажды, пласты разуменья дробя,
Углубляясь в свое ключевое,
Я увидел, как в зеркале, мир и себя
И другое, другое, другое…