Цели:
Образовательная: познакомить учеников с понятиями “романтизм”, “ романтический герой”; совершенствовать навык анализа текста;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес;
Воспитательная: воспитание нравственных качеств через восприятие литературного произведения.
Оборудование урока: наглядные пособия, портрет писателя, карта, дидактический материал.
Вид урока: урок– путешествие.
Педагогическая технология – игровая.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года. И вот я вспомнила слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль.
Другой – сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.
Я взяла календарь и на одной из страниц увидела карту странствий А. М. Горького. Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных, я решила пригласить вас в путешествие. Но есть одно условие. Мы обязательно должны в конце путешествия ответить на вопрос: “ В жизни всегда есть место подвигам?”
Итак, капитаном корабля буду я, а вы – юнги. На палубе нашего корабля три каюты. Располагайтесь поудобнее. Перед отплытием выберете старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий или сигнализировать мне в случае затруднений. Есть дополнения, интересные факты – сова, нужна помощь– Незнайка.
2. Повторение изученного материала
Викторина.
Учащиеся получают вопросы по биографии писателя и пакет помощи для работы.
Пока я всё вам объясняла, наш корабль из порта Школьный и уже прибывает к острову М. Горького. Стоянка 2 минуты. Ваша задача, юнги, ответить на вопросы, дополняя друг друга.
- В каком году родился А. М. Горький?
- Известно, что Горький– псевдоним. Назовите настоящую фамилию писателя.
- Как звали отца М. Горького, и кто он был по профессии?
- Где воспитывался и рос после смерти родителей А. Пешков. (с1873-1878)
- Кто облегчил жизнь осиротевшего подростка?
- В каком году Горький начал путешествовать “ по Руси”?
- Какой рассказ стал одним из известных ранних произведений писателя? Где и когда он был опубликован?
- Дополните факты биографии писателя.
(По учебнику или другим источникам)
Проверка проводится в вопросно – ответной форме. За правильный ответ получают жетон.
Молодцы! Отправляемся дальше. Мы плывём через пролив Литературоведческий. Но здесь сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону. От падения все термины перепутались. Выручайте юнги!
(Учащимся отдельно выдаются литературоведческие термины и отдельно их понятия. Ребята на время должны найти соответствия и проиллюстрировать их примерами.)
Романтизм – литературное направление, предполагающее утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящий к действительности с позиций своего идеала, предъявляющий ей исключительные требования.
Романтик– герой, который всегда одинок, потому что люди не понимают его и не принимают его идеалов.
Легенда – это художественное произведение, в основе которого лежит подлинное событие, приукрашенное народной фантазией.
Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления по принципу их сходства. (Скрытое сравнение)
Аллегория (иносказание) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (Лиса – А. хитрости, заяц – А. трусости)
Гипербола – чрезмерное преувеличение.
Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Эпитет – образное определение, придающее выражению эмоциональность.
Молодцы! Вы успешно справились с задачей. А не подскажите из какого произведения приведены примеры.
(Приводятся примеры из легенды)
“В лесу было так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было с той поры, как он родился….”
“…деревья– великаны гудели сердитые песни…”
“…болото разевало свою жадную гнилую пасть…”
“ …. Блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река…”
- А что такое легенда?
- Кто такой романтический герой?
Вы быстро справились с задачей, и мы бросаем якорь у острова Романтиков.
3. Изучение нового материалаБеседа
Итак, вы прочитали легенду о Данко из рассказа “Старуха Изергиль”.
- Какое впечатление произвёл на вас Данко?
- Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.
(Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В его лице поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.
Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа…
Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль чёток, как у очень красивого человека.)
* Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело право погибнуть?
(Племя не могло погибнуть, потому что оно имело заветы– бесценный вековой опыт, в незнании которого Изергиль упрекала нынешнее поколение.)
- Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?
(Данко не в вожди рвётся, не сомоутверждения жаждет, он хочет спасти погибающее племя и его заветы)
- Что отличает Данко от других членов племени?
(Ответ находим в словах самого героя: “ Кто ничего не делает, с тем ничего не станется”. Активные поиски выхода из безвыходных ситуаций, целеустремлённая деятельность – вот что, по Горькому, составляет суть героического характера. Это отличает Данко от “ скованных страхом” людей племени.)
- Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?
(Первое и ответное чувство Данко – негодование, но и тут же – но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и знал, что без него они погибнут. Чем больше нарастает озлобленность людей, в самом Данко нарастает чувство жалости к ним.
- В чём состоит подвиг Данко?
(Вырванное из груди сердце Данко вспыхнуло факелом любви к людям. Данко погибает с радостным сознанием выполненного долга. Автор подчёркивает благородство героя, который отдал своё сердце, ничего не прося взамен.
А самое печальное, что люди не только не оценили подвиг самопожертвования, они ещё и испугались, “как бы чего не вышло”. Этот финал возвращает нас к теме заветов: если не испытывают благодарного чувства к героическим поступкам, значит не усваиваются заветы. Значит, не накапливается багаж бесценного опыта, который во все времена выручает отдельного человека и целые народы в годы испытаний.)
А теперь контрольное задание:
* Владимов убеждён, что “ нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно”
В чём заключён смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм?
* А. Н. Семенов пишет: “ В своём творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей”.
Как бы вы ответили на вопрос, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
* Л. А. Трубина пишет, что в легенде о Данко Утверждается “идея подвига во имя общего счастья”
Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя общего счастья?
Ребята, скажите, в жизни всегда есть место подвигам?
4. Подведение итоговИтак, мы прибываем в порт Школьный. Вам понравился урок? Если да – нарисуйте улыбающееся личико, если нет – грустное.
А теперь старшие юнги посчитайте жетоны. Кто у нас победитель?
Я очень рада была встретиться с вами, и в память о нашем уроке я хочу подарить вам частичку своей души со словами: “ Возьми своё сердце, неси его смело, отдай его людям, чтоб ярче горело”.