1. Идея опыта: Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов, осмысление и размышление.
2. Цель: способствовать формированию самостоятельного мышления, раскрытию творческого потенциала обучаемых; апробируя приёмы ТРКМ, решать проблему изучения больших по объёму художественных произведений в условиях сокращения часов на прохождение программы.
3. Актуальность и перспективность опыта. Вслед за призывом к тому, что главной целью обучения должно стать развитие мышления, возникает проблема – как учить мыслить.
4. Технология опыта.
Под критическим мышлением авторы технологии подразумевают следующее: думать критически - значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Этапы урока в рамках ТРКМ, как правило, следующие:
1 этап. Вызов (актуализация субъектного опыта)
2 этап. Осмысление
3 этап. “Чтение с пометками”
4 этап. Рефлексия.
5. Представление опыта. (См. приложение “Презентация”)
Мною разработан и применяется на практике подход к изучению больших художественных текстов на уроках литературы в 5–8 классах.
Первый урок
.Тема: “Историческая основа повести. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. (Отец и сыновья)”
Акцентное вычитывание первой главы (стадия вызова):
Что не терпится проверить Тарасу при встрече с сыновьями? Какое впечатление произвел Тарас? Какими хотел бы видеть своих сыновей? Что нравится, что вызывает чувство протеста в поведении Тараса? – ответы на вопросы позволяют собрать материал для характеристики “бранного времени”, создать первые впечатления о казачестве.
Чтение с остановками второй главы:
“Описание степи” - характеристика казаков как защитников родной земли (смысловая стадия).
Самостоятельное прочтение третьей и четвёртой главы:
Поиск деталей (ключевых слов), характеризующих нравы казаков.
Заканчивается работой в группах, обсуждением вопроса: что удивило и поразило братьев в Сечи?
Итог урока (стадия размышления):
1) Соотнести полученные впечатления с изображением казаков на картине И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
2) Составить портрет-характеристику казачеству по ключевым словам (кластер). (Работа в группах)
Второй урок.
Тема: “Братья – враги”(Почему братья оказались в противоборствующих станах?) Идёт совместное исследование текста с использованием трёхчастных дневников (домашнее задание):
Характеристика Остапу или Андрею (по выбору ученика). Трёхчастный дневник предполагает собрать материал следующим образом: цитата, характеризующая героя,- авторская позиция в этот момент к герою - комментарий, объяснение учеником.
Ученик вправе выполнить домашнее задание по схеме: цитата – комментарий (вывод), т.е. создать двухчастный дневник. Используя собранный материал, выявляем черты сходства и различий в характерах героев через поведение на протяжении всей повести. Работа идет сначала в группах (совместный поиск), затем выводы, сделанные в группах, обсуждаются, выявляется, кто из братьев истинный казак (перекрёстная дискуссия). Сделать выводы помогает кластер (графическое оформление ключевых слов для определения казачества), созданный на предыдущем уроке.
Кластер “Казачество”: защитники, храбрые воины, товарищи, вольные люди, мужественные, преданные делу, суровые, прямодушные, горячая любовь к Родине, готовы отдать жизнь за Родину, рассудительны, проявляют жестокость к врагу, жизнь проходит в ожидании войны, в мирное время - разгул, веселье, нет ограничений.
Третий урок.
Тема: “Три смерти”Стадия вызова: Чья смерть – Тараса, Андрия или Остапа вызвала более глубокое сочувствие?
Стадия осмысления идёт в группах: ученики должны собрать аргументы (плюсы и минусы) для каждого героя. Ответить на вопрос: кому из героев повести сочувствует автор, а кто вызывает у него осуждение? (Приём “бортовой журнал” - суммирование информации, её запись, подготовка к обсуждению на уроке) В ходе обсуждения выявляем, что автор сочувствует, безусловно, Тарасу, Остапу и даже Андрию (цитаты).
Стадия рефлексии: Кого или что осуждает автор в смерти Андрия? Как говорит о его смерти?
Найти цитаты, дать комментарий (письменно):
1) “Погиб казак”. Положительные качества Андрия: сострадание, любовь, чувства, для него нет врага (не похож на казака, проявляет человеческое участие в судьбе других) Автор осуждает вражду, войну, жестокость.
2) Умирает “бесславно, как подлая собака”. У Андрия нет отечества, понятия родины, дома, настоящей жизни.
Четвертый урок.
Развитие речи. Подготовка к написанию
домашнего сочинения-размышления.РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)
1) “Письмо матери о гибели сыновей и мужа от лица автора или участника событий”.
2) “Дерево Мудрости” (“О чем я думал(а), читая страницы повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”?)
“Дерево Мудрости по повести “Тарас Бульба” создается на уроке в процессе работы в группах или в парах.
Ствол – тема произведения.
Корни – идея (главная мысль) произведения.
Ветви – выводы в ходе прочтения, пословицы, поговорки.
Листья – ключевые слова, отражающие выводы.
Итог: рождение Дерева Мудрости на доске (или компьютерная графика) из собранного в группах материала. (См. приложение “Презентация” ).
Овладевая в среднем звене школы приемами работы с текстом, в старших классах учащиеся проявляют большую самостоятельность.
В необходимости использования на уроках литературы и русского языка приемов ТРКМ убедил меня опыт работы в старших классах. Анализ диагностики умений и навыков коммуникативной и мыслительной деятельности школьников показали следующие результаты:
- ученики пассивны при ответах товарищей;
- не могут помочь однокласснику через вопрос;
- затрудняются отвечать на вопросы учителя, особенно продуктивного характера, применяемого к нестандартным ситуациям;
- не умеют воспринимать критику и учиться на ней.
Знакомство с таблицей “толстых” и “тонких” вопросов (прием ТРКМ) происходит уже в 5-м классе. Уровень сложности вопроса дети учатся определять по вопросам учебника: одни вопросы требуют анализа текста, размышления, монологического высказывания (“толстые” вопросы), на другие вопросы можно ответить одним предложением, проверить содержание текста (“тонкие” вопросы).
“Толстые” и “тонкие” вопросы в дальнейшей работе на уроках помогают оформить таблицу, схему – основу для обмена мнениями, создать письменную работу. Этот прием работает на всех этапах урока, все годы обучения.
На примере фрагментов урока по изучению поэзии М.Ю. Лермонтова (10-й класс) проиллюстрирую данный прием.
Тему “М.Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества” формулирую в виде вопроса: “Как Лермонтов понимает роль поэта в обществе?”. Такая подача темы (“толстый” вопрос) настраивает на урок - исследование (стадия вызова).
Задание проанализировать по ключевым элементам (слова, начальные строки, названия стихотворений), как развивались взгляды М.Ю. Лермонтова на роль поэта в обществе (стадия осмысления, ученики работают в парах).
Предложены стихотворения, в ходе обсуждения выстраивается таблица.
Стихи | Ключевые элементы |
“Поэт” (1828 г.) | Описание вдохновения Рафаэля – поэзия вдохновения |
“Нет, я не Байрон” (1832 г.) | Свой путь |
“О, полно извинять разврат” (1832 г.) | Эмоциональное восприятие жизни, нравственная позиция в первых строках |
“Я жить хочу, хочу печали” (1832 г.) | Оксюморон: понять страдания, через страдания понять жизнь |
“Журналист, читатель, писатель” (1840 г.) | Публицистика, гражданская позиция |
Обратив внимание учащихся на годы написания стихотворений, подводим к выводу: от понимания поэзии как вдохновения, Лермонтов приходит к определению гражданской позиции поэта. Ученики размышляют о взрослении не только лирического героя, но и самого поэта. Выбор ключевого понятия как элемента художественной выразительности подводит учащихся к идейно – художественному анализу следующих стихотворений, раскрывающих тему урока (“Поэт” 1938 г., “Пророк” 1941 г.), к стихотворениям, где позиция выражена четко и убедительно: служить народу. Обращаю внимание на название стихотворений. Какие вопросы можно сформулировать в связи с ними?
- В творчестве какого поэта мы встречали стихотворения с такими же названиями? (А.С. Пушкин)
- Одну ли тему раскрывают эти стихотворения?
- Есть ли связь между этими стихотворениями?
- Почему не совпадают мысли поэтов в стихотворениях с одинаковыми названиями? (“толстый вопрос”)?
Итог урока: оформить письменно ответ на последний вопрос или сформулировать свои вопросы, которые позволяют сравнить позиции двух поэтов по теме урока.
Новые приемы ТРКМ
Большой популярностью в работе над сочинением пользуется у старшеклассников прием “ассоциативный ряд 16 ключевых слов”. Прием создан на основе психологического теста и работает на уроках представления художественного мира писателей или поэтов, при характеристике проблемы, явления на уроках обобщающего характера. Даем задание: собрать шестнадцать ключевых слов, характеризующих художественный мир поэта (или явление, понятие). Объединяя парами слова и выстраивая их в ряды по ассоциациям, ученик приходит к одному слову, которое и становится темой сочинения. Такая практика работы над созданием текста уводит учащихся от соблазна списать массово тиражируемые сочинения. Проиллюстрирую использование приема на работах учеников.
Почему обломовщина – плесень?
Что же такое обломовщина? В чем она проявляется? С детства Илью Обломова дома усердно опекали. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.
Выстраивая ассоциативный ряд слов, я назвала обломовщину плесенью потому, что так же, как и плесень, обломовщина покрыла весь мир. Плесень портит те продукты, где она появляется. И эти продукты когда-то были хорошими. Так и обломовщина портит всех, к кому прикасается. Она тоже распространяется, как плесень. Она уничтожает человека. А может быть, когда-то эти люди были хорошими, они жили и радовались, творили, делали что-то полезное. А когда их покрыла обломовщина, они превратились в ленивых, неудачливых людей.
В наше время обломовщина также распространена. Обломовщина – это бесхарактерность, безволие, равнодушие, презрение к труду и эгоизм. И все эти черты, к сожалению, присутствуют в характерах людей моего поколения.
Татьяна Г., 10б
Почему обломовщина - жизнь, счастье, стена?
Обломовщина - это состояние души разочаровавшегося в жизни человека. Я считаю, что обломовщина - это стена. Даже если в жизни происходят какие-то трудности, надо их преодолевать, набираться сил и духа, справляться с неудачами. Чтобы не быть Обломовым, надо заставлять себя трудиться, справляться с преградами. Жизнь на этом не заканчивается. Надо жить, видеть мир в ярких красках, находить положительные стороны, попытаться, может быть, заново себя реализовать в обществе, и найдутся люди, которые будут тебя ценить,. уважать, любить, и ты поймешь, что жизнь - не такая уж плохая штука, надо радоваться каждым счастливым моментам, пусть даже и мелочным. Это и есть счастье в жизни. И понять это возможно, если ты переживешь свою обломовщину.
Д. Анастасия, 11б
(См. приложение “Презентация” слайд 19,20)
6. Результативность опыта.
Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, принятие чужого мнения и умение отстаивать свое построено на знании процессов мышления. Данная технология способствует не только качественному усвоению материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных навыков. Это отражают сочинения обучаемых по технологии развития критического мышления.
Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.