Цели:
- Представить творчество А.Блока с точки зрения продолжения традиций русской литературы.
- Развивать навыки сравнительного анализа стихотворений.
- Формировать ключевые компетенции учащихся.
- Воспитание любви к русской литературе, воспитание чувства гражданственности.
Форма организации познавательной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая.
Предварительно классу предлагается домашнее задание:
- Индивидуальное сообщение “Что такое традиция?”
- Доклад учащегося “Об особенностях поэзии Жуковского”
- Выразительное чтение стихотворений
Эпиграф:
А.Блок – модернист, выросший, однако, из классики
века предшествующего, сын гармонии и очевидец катастроф.
С.Л.Страшнов
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение творчества А.Блока. Блок принадлежал к числу тех поэтов, кто наиболее естественно ощущал себя связанным с русской поэтической культурой кровными узами родства.
За относительно короткий период времени Блок в своей поэтической деятельности проделал громадную революцию. Это связано с необычайной чуткостью поэта к действительности, менявшейся стремительно. Блок формировался как поэт – символист в 90-е годы XIX века. Представление о символизме в сознании читателя связывалось с разрушением традиции русской классики XIX в.
Символизм действительно противостоял реалистическим традиция отечественной литературы, но при этом имелся в виду реализм как художественный метод. В символизме не было пренебрежительного отношения к “дорогим именам”. Напротив, считая себя наследником всей мировой культуры, русские символисты всячески подчеркивали свою связь с отечественной классикой.
Среди тех, кого символисты называли своими великими предшественниками -А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, Ф.Достоевский и даже А.Некрасов.
Расцвет творчества Блока пришёлся на бурный революционный период в начале века. И на протяжении всей жизни его отличала обращённость к традициям русской классической литературы.
Что же такое традиция? В 8 классе мы с вами изучали традиции и новаторства русской литературы.
2. Сообщение о “традиции”:
Заглянув в словарь, мы узнаём, что слово “традиция” пришло к нам из латинского и переводится как “передача”. В современном русском языке два значения: во-первых, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту; во-вторых, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Без традиций нет ни культуры, ни литературы. Традиция проявляется как во внешней форме: элементы сюжета, композиции, жанровые особенности, художественные средства и т.д. и во внутренней: характер, герой, художественная идея, обстоятельства. Внутренняя и внешняя стороны произведения связаны между собой неразрывно.
“Первым вдохновением моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим – либо именем”, – напишет Блок позже.
Почему именно Жуковский?
Пассивность в восприятии жизни, асоциальность чувства сближали Блока с Жуковским. Отсюда общность элегических интонаций, самоуглублённость, сосредоточенность на собственных переживаниях, отрешенность от мира. То же можно сказать и в отношении индивидуализма.
3. Доклад учащегося: “Об особенностях поэзии Жуковского”У Жуковского осознание своей исключительности более одухотворенно, целеустремленно сопряжено с доброжелательностью – высокая нравственность не изменяет ему. Для Жуковского мотивы разуверения, разочарования, точки, разлуки были отражением его реальной жизненной драмы. У Блока аналогичные мотивы всего лишь подражание, поза, своего рода театральный жест, реплика со сцены. Тем не менее, Блок учился у него искренности и естественности выражения чувств.
Для Жуковского тема утрат стала главной прежде всего как следствие его жизненной катастрофы. С самых первых шагов в искусстве он уже определился как художник романтического плана. Его творческого кредо проявилось в “Вечере”, “Сельском кладбище” и др.
Сетования на судьбу обездоленного героя, его одиночество видны в выразительных названиях стихотворений “Уединение”, “Жалобы”, “Тоска” и др. просветленная грусть ранних произведений сменяется щемящей болью несбывшихся надежд на счастье даже в весеннюю пору, когда природа пробуждается и обновляется. Эта тема останется в его поэзии навсегда.
Жизнь видится ему полной утрат. Из стихотворения в стихотворение он переносит чувство недоверия к счастью на земле.
Поэзия Жуковского обращена в прошлое. Ее несчастный герой знает только одну земную радость – радость воспоминаний прошлого, где ее любовь была и счастьем, и благодатью, и гением его.
4. Сравнительный анализ стихотворений Жуковского и БлокаСравним стихотворения двух поэтов. Собрания сочинений Блока открываются стихотворением “Пусть светит месяц – ночь темна”. Сравним это стихотворение и фрагмент стихотворения Жуковского “Батюшкову”.
Блок.
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье,–
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Жуковский (читаем)
С тех пор – необожатель
Подсолнечных сует –
Стал верный обитатель
Страны духов поэт,
Страны неоткровенной:
Туда непосвящённой
Толпе дороги нет.
Без труда в ранней лирики Блока можно найти нечто подобное:
Затянут в бездну гибели сердечной, Чудесный дар богов!
Я – равнодушный серый нелюдим.. О пламенных сердец веселье и любовь,
Толпа кричит – я хладен бесконечно, О прелесть тихая, души очарованье -
Толпа зовет – я нем и недвижим. Поэзия! С тобой
И скорбь, и нищета, и мрачное изгнанье-
Теряют ужас свой!
Не менее выразительное:
Пока спокойною стопою
Иду, и мыслю, и пою,
Смеюсь над жалкою толпою
И вздохов ей не отдаю.
Вопросы:
1) Какова тематика стихотворений?
2) Как поэты изображают противостояние?
Когда б я мог дохнуть ей в душу
Весенним счастьем в зимний день.
Или Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной...
Или Счастливая пора, дни юности мятежной...
Умчалась ты, и тихо я грущу
Или Отчего я задумчив в нем?...
Отчего мои песни больны?...
Отвечай, отвечай мне зачем
Эти вечно – тоскливые сны?...Для души осиротелой
Нет цветущия весны.
или О где вы, прекрасные дни?
Куда улетели так скоро?
или Сердце мукой безымянной
Все проникнуто насквозь...
или Для одиноких мир сей скучен,
А в нем один скитаюсь я.
Кому принадлежит стихотворение: Блоку или Жуковскому?
Лелея то, что было сном...
Увы! Душа презреть не в силах
И чует в песнях старины
Страстей минувших, вечно милых
Былые признаки и сны.
1. В этих стихотворениях речь идёт о поэте, его избраннической деятельности, приобщение к тайне, к самому сокровенному, тем самым поэт противопоставлен толпе.
Как изображается это противостояние?
В анализе учащиеся указывают:
В стихотворении Жуковского и Блока совпадение не только выразительной темы невозвратного счастливого прошлого, но совпадение лексического строя, образных построений, ритмика – интонационных ходов, лексика: былые вдохновения, годов печаль, заветная печаль, день дохнул страданием, страданий чаша, душа усталая, печальные порывы, бесплодные мечты.
Разнообразны формы плача и рыданий: неутешно, долго, сладко, близ тебя, без тебя и др.
Знакомство с творчеством Жуковского сыграло для Блока большую роль в период его становления как поэта.
Цикл стихотворений Блока построен на традиционных романтических антитезах, встречающихся в поэзии Жуковского, Лермонтова, Фета.
5. Работа по группам:
3. Проанализировать стихотворения с точки зрения традиции.
2. Показать сходство внутренней и внешней формы стихотворений Блока и Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
План анализа:
1. Тема, мотивы.
2. Лирический герой и художественные образы.
3. Выразительные средства языка.
1 группа – Блок и Пушкин.
“В октябре” 1ч. – гл. из романа “Евгений Онегин”
2 группа – Блок и Некрасов
“В октябре” 1ч. – ст. “До сумерек”
3 группа – Блок и Пушкин
“В октябре”2ч. “К...”, “Я помню чудное мгновение”
4 группа – Блок и Лермонтов
“Когда толпа...” “Дума”
5 группа – Блок и Лермонтов
“О доблестях...” “Я не унижусь пред тобою”
1. Прочитать
2. Проанализировать
1 группа:
Блок. “В октябре”. Пушкин. Главы из романа “Евгений Онегин”.
В стихотворении Блока дан пейзаж Петербурга, в стихотворении Пушкина – деревенский. Ключевые образы: “забитая лошадка”, “снежинка легкая пушинкою”, “мальчик, покраснев от холода, дрожит среди двора”
Сквозь черты городского пейзажа перед нами все явственнее начнут проступать черты другого, но не осеннего, а зимнего пейзажа – деревенского. Это хрестоматийное описание зимы из 5 главы “Е.О”
Ключевые образы: “Его лошадка, снег почуя”, “вот бегает дворовый мальчик”, “бразды пушистые взрывая”, “вот бегает дворовый мальчик...” Причем у Пушкина это тоже картина, увиденная в окно: “Проснувшись рано утром, окно увидела Татьяна...”
У Блока, в сравнении с Пушкиным, описание несколько иное: обильные “бразды пушистые” уменьшились до снежной “пушинки”, порхающей на ветру; дворовый мальчик, которому от холода было не только “больно” и “смешно”, лишился чувства радости и превратился в дрожащего мальчишку, которому “не сладки холода”, даже “лошадка”, и та убавила свой ход и уже не “плетётся рысью как – нибудь”, а просто “гуляет во дворе”.
Образ забытой лошади вписывается в рамки “петербургской” темы и отсылает нас сразу к двум знакомым источникам – поэтическому и прозаическому.
2 группа
Блок. “В октябре...”. Некрасов. “До сумерек”.
Трагическая сцена избиения обессиленной лошади повторяется и в романе “Преступлении и наказании”. Сон Раскольникова создан на основе стихотворной сцены Некрасова. Достоевский подхватывает и некрасовское слов “клячонка”, но в создании и речи Раскольникова лошадь будет сначала у Пушкина, потом у Блока “лошадка”. Страшная сцена из романа “Преступление и наказание”, где семилетний “бедный мальчик”, оказывается рядом “с бедной лошадкой”, глубоко символичная и необычайно сильна по художественному воздействию. Блоковская картина лишена остроты трагизма Некрасова и Достоевского, но и у Блока, наверное, не случайно “дрожащий”, несчастный мальчик оказывается рядом с “забитой лошадкой” и оба эти образа объединяются единым сострадающим отношением к ним автора -
Лошадке и мальчишке малому
Не сладки холода.
Во второй части стихотворения звучат новые мотивы. Особое внимание сосредоточено на внутреннем состоянии литературного героя, его “душе” и желаниях.
3 группа
Блок. “В октябре...”. 2ч. Пушкин. “К...”.
В стихотворениях можно увидеть сходство в структуре.
1. Жизнь без надежды
2. Сон души
3. Душевное пробуждение бытия.
4. Восторженное принятие бытия.
Но если в стихотворении Пушкина не возникает никаких сомнений в действительности “пробуждения” и возвращения к жизни, то у Блока впечатление не совпадает с ощущениями лирического героя. Герой утверждает: “И вот душа опять воспрянула”, – а мы понимаем, что это всего лишь иллюзия, минутный самообман; герой преисполнен ожидания: “ и жизнь начнётся настоящая” – но чувствуется мнимость его надежды. Наваждение, не имеющее будущего – вот что в содержательном плане отличает блоковского стихотворения от пушкинского. Словесно это выражено в образах, создающих впечатление иллюзорности: “Давно звезда в стакан мой канула... /Вот, вот – в глазах плывет манящая, /Качается в окне.../ И крылья будут мне...” Последнюю 10 – строфу можно рассматривать как отдельную часть, поскольку она вбирает в себя мотивы двух предыдущих. Образ “мальчика малого” возвращает к первой, статистической части стихотворения. Мотивы “вихря и огня” врываются из второй, составляющей впечатление физической неустойчивости и душевной взвихренности. Развязка внутреннего сюжета второй части сменяется эпилогом всего стихотворения:
Всё, всё по – старому, бывалому,
Да только – без меня!
В стихотворении звучит мысль: “со мной или без меня” – всё будет идти “по-старому, бывалому”.
Блок и Лермонтов:
4 группа “Когда толпа...” “Дума”
“Родственных” связей с Лермонтовым искали многие из последователей по литературному цеху, что объясняется исключительным положением этого художника в русской литературе. Замечание А.Белого о связи Блока с Лермонтовым наполнило Блока гордостью.
Обращение молодого Блока к творчеству Лермонтова бросалась в глаза. Три его стихотворения “Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет”, “Накануне 20 века” и “Я -человек и мало богу равен” непосредственно связаны с лермонтовской “Думой”. Текстологическая близость их несомненна. Даже лексика, ритмика – интонационный рисунок его строк.
Сравним стихотворение и проанализируем. Анализ стихотворения “Когда толпа кумирам...” Блока и ст. “Дума” Лермонтова.
5 группа. “О доблестях...” “Я не унижусь пред тобою”
Любовь герои Блока и Лермонтова рассматривали как возможность утверждения своего “я”, для которого главное – абсолютная личная свобода.
Гордый, влюблённый герой Б. и Л. Переживает безумную жажду восторгов, неукротимые порывы дерзких желаний и хмельное обаяние жизни.
Ст. Блока написано в трудные, кризисные годы, и усиление трагизма жизни сказалось в освещении темы любви: если у Лермонтова “кумир поверженный все бог”, то герой Блока, сознающий, что “ всё миновалось”, что всё подлинно человеческие чувства умирают в этой жизни, своей рукой устраняет память прошлого.
С темой любви связана тема облагораживающего воздействия страдания на душу человека. Следствием страдания души является ощущение неуюта, непокоя, вечная дисгармония.
Оба стихотворения направлены на борьбу с миром жестокости. В стихотворениях звучит обличительный пафос и суровый приговор своему бездеятельному поколению. Мотивы горечи, разочарования звучат в стихотворении. Своеобразная тематическая перекличка.
Итог урока:
Заключительное слово учителя:
Итоговые черты эволюции блоковского романтизма обозначились в 1910-е годы.
Позади остался элегический период творческого и духовного родства с В. Жуковским, господства минорных интонаций и поэтики лунно-туманных образов. Позади остались увлечения мистическими идеями Вл. Соловьева, песнопения Прекрасной Даме и следование творческим принципам мелодической школы А. Фета. Существенные изменения в поэзии Блока, как и во всей русской литературе начала века, вызвала первая русская революция. Эти изменения характеризуются повышением общественного тонуса искусства, преобладанием тем гражданского звучания, мотивов борьбы и протеста. Они проникают даже в сокровенную лирику художника. Золотолазурная литургия первых лет творчества неуклонно вытесняется масштабными философскими и социальными темами, продиктованными современностью. Традиции Жуковского и Фета, оказавшиеся такими плодотворными для Блока в период его поэтического дебюта, заметно ослабевают, уступая место воздействию на него романтизма байронического толка.
Поражение революции и последовавший затем спад общественной активности художественной интеллигенции оставили заметный след в творчестве Блока. Сам он принадлежал к тому кругу лиц, кто не захотел отказаться от идеалов свободы в условиях наступившей реакции, когда заметнее стали противоречия в рядах символистов, а уже “1910 год, — читаем мы в блоковском вступлении к “Возмездию”, — это кризис символизма, о котором тогда много писали и говорили”. Годы кризиса отмечены для поэта усилением драматических и трагических интонаций его лирики. Чем в большей степени осознавал себя художник гражданином своей страны (а это проявлялось и в расширении тем родины, народа, интеллигенции в его творчестве и в нарастании публицистического пафоса его критических работ), тем последовательнее утверждались им гуманистические принципы искусства, тем ощутимее приходил он в столкновение с нормами этики и морали открывшегося ему “страшного мира”.
Блоковский романтизм этого периода типологически развивает традиции трагических романтиков отечественной литературы, прежде всего Е. Баратынского, А. Григорьева и Ф. Тютчева.
Наметившийся в 1910– е годы новый общественный подъем связан в произведениях Блока тех лет с мотивом преодоления. Особенно ощутимо в этом направлении воздействие на него М. Лермонтова.
В эти годы поэт пишет цикл статей: “Крушение гуманизма”, “Гейне в России”, “Герцен и Гейне”, “О романтизме”, где подвергает творчество романтиков внимательному анализу и пытается определить их как поэтов, способствующих наступлению новой эпохи, формированию нового Человека-Артиста, чей дух рождается из многих светлых родников, в том числе и из творчества романтиков прошлого.
Домашнее задание: наизусть стихотворение Блока (по выбору)