Урок внеклассного чтения в 8-м классе по теме "О войнах. Бессмысленных. Долгих. Жестоких. В которых всю жизнь поколения растратили…"

Разделы: Литература


(Урок-предупреждение по повести Л.Н.Толстого “Хаджи-Мурат”)

Цель: Показать учащимся непреходящую ценность лучших произведений русской классической литературы.

Доказать учащимся, что суть повести не только в отрицании зла, насилия и жестокости, не только в утверждении всего лучшего в человеке, но и в предупреждении всем живущим сегодня.

Оборудование: портрет писателя, картина, нарисованная учеником на тему: “Какой я вижу войну”.

Словарь: Газават, джигит, имам, иман, мечеть, мулла, мюрид, наиб, шейх.

Хаджи – звание мусульманина, совершившего паломничество в Мекку и Медину.

Мурат – дорогой.

Авторитетный – заслуживающий доверия.

Авторитарный – требующий беспрекословного слепого подчинения.

I. Ход урока

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: “Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?”
М.Ю.Лермонтов.

Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединяются…
А.С.Пушкин.

Учитель: Л.Н.Толстого мы воспринимаем как великого мыслителя и гуманиста.

Всей своей жизнью, творчеством, деятельностью он отрицал зло, насилие и жестокость и утверждал все лучшее в человеке, но, в то же время, предупреждал всех живших и живущих сегодня. О чем? Вот об этом и пойдет речь сегодня на уроке. Обратимся к эпиграфам.

По ходу урока нам встретятся слова, значение которых вам незнакомо или неясно. Давайте познакомимся с ними. (Ученик знакомит с лексическим значением слов, записанных на доске.)

1. Как проходила работа Толстого над повестью?

а) сообщение ученика;

б) в одном из писем Толстой писал: “Кончил “Хаджи-Мурата”, который неотделанном вполне виде отложил, и при жизни не буду печатать”. А если бы он собрался напечатать, то, как вы думаете, цензура пропустила бы повесть? Почему?

2. Какой образ заставляет вспомнить начало повести, перед тем как закрыть его последнюю страницу? (Репей). Кстати, как называется такая композиция? (кольцевая). Прочитайте отрывок. Кого из повести вам напоминает этот образ?

Особенностью мастерства Толстого является то, что с помощью точного высказывания, яркого образа, ключевого слова определяет проблему повести. И не только определяет, но и отрицает.

3. Что же отрицает Толстой? Найдите в описании вспаханного поля те ключевые слова, которые помогут определить главный смысл повести. (“Разрушительное, жестокое существо человек”).

4. Что же заставляет человека быть разрушительным, жестоким? (борьба за власть – основной источник жестокости).

5. О чем мечтает Хаджи-Мурат? Для чего ему нужна власть? (гл.4)

6. Власть как самоцель – во что она перерастает? Как мы называем такую власть? (тирания, деспотизм). – см.словарь.

7. Один из наших поэтов определил суть неограниченной власти и показал, к чему она приводит. Послушайте стихотворение. (Стихотворение А.С.Пушкина “Анчар” читает ученица).

8. Кто написал это стихотворение? К чему приводит неограниченная власть? (“И с ними гибель разослал к соседям в чужие пределы”).

9. Кто же в повести олицетворяет деспотизм, т.е. высшее проявление жестокости? (Николай I, Шамиль).

10. В главе 15 найдите портрет императора и ключевые слова, которые раскрывают суть деспотизма царя. (“Холодные, безжизненные глаза” - неоднократно повторяемая деталь в портрете; получает радость от жестокости).

11. Кем же является Шамиль? (индивидуальная домашняя работа – сообщение ученицы).

12. Как подчеркивает общность Николая I и Шамиля? (С одной стороны, возглавляет движение за независимость, с другой – у него есть нечто общее с Николаем I. “Бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо его с постоянно сощуренными маленькими глазками было, как каменное, совершенно неподвижно.”)

Николай I и Шамиль воплощают абсолютную власть, которая обеспечивает им все жизненные блага. А то, что это происходит за счет жизни и свободы других – это их не волнует.

13. Что же отрицает Толстой образами Николая и Шамиля? (жестокость, насилие, зло)

14. Всякая ли власть есть зло?

15. Обладал ли сам Толстой властью над людьми? Если “да”, то как именно можно назвать такую власть? (властитель людских душ). Обратимся к словарю: авторитетный, авторитарный.

16. Кем бы он мог стать, не будь войны?

(Сообщение – о детстве, юности, семье Хаджи-Мурата). (Мог бы стать выдающимся государственным деятелем, полезным для своего народа).

Но неограниченная власть порождает деспотизм, который в свою очередь порождает такое страшное явление, как война. (Обращаемся к первому эпиграфу.)

Ваше понимание:

Война – это смерть, уничтожение. И страницы повести, как летопись, рассказывают о бессмысленной гибели людей:

а) рассказ ученика о смерти Авдеева (гл.7).

б) работа по картине.

в) сочинения учащихся (домашнее задание на тему: “Что такое война и мое отношение к ней”)

Одна из причин возникновения войн – религиозный фанатизм.

17. Принял ли Хаджи-Мурат эту “священную войну”? (Он был вынужден принять в ней участие, и эта война стала для него западней, которая привела его к гордой, но бессмысленной смерти).

18. Какие главы для писателя являются главными, основными? Созидание или разрушение? Что выше? Простые люди, причем люди разных национальностей, это понимают, они могут найти общий язык, договориться друг с другом. Это понимает Авдеев, Марья Дмитриевна и другие. Они простые и искренние, не корыстные люди. Об этом же мечтал Пушкин. Обратимся ко второму эпиграфу.

Люди могут и должны быть едины в своем стремлении к добру. Иначе – бессмысленная смерть, гибель ни в чем не повинных людей. Обращение к теме. Об этом предупреждает нас Толстой.

II. Д/з. Написать сочинение на тему: “К чему приводит деспотизм?”