Компетентностный подход в обучении географии: теория и практика (тезисы). Разработка уроков по теме "Внутренние воды России"

Разделы: География, Литература


Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в “Стратегии модернизации содержания общего среднего образования” (2001), и в “Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010гг.” используя компетентностный подход и его ключевые понятия “компетентность” и “компетенции”.

Компетентность – обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.

Компетенция – отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях.

Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.

Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –

  • мотивационные;
  • ценностно-нормативные;
  • информационно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • практико-созидательные.

Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.

1. Изучать

  • уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
  • организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;
  • уметь решать проблемы;
  • организовать свои собственные приёмы обучения;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

2. Искать

  • запрашивать различные базы данных;
  • получать информацию из различных источников;
  • уметь работать с документами, классифицировать их.

3. Думать

  • занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
  • оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
  • уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.

4. Адаптироваться

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.

Уровни развития компетенций ученика:

  • низкий – ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу;
  • средний – ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;
  • высокий – ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.

Этап формирования

Формирующие компетенции

Практическая работа

Уровень сформированности компетенции

Культурно-адаптационный Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная Определение водных объектов на контурной карте, умение, находить водные объекты на физической карте России, уметь находить решение в таких вопросах, например, влияние водных объектов на формирование климата и т.д.
  1. надо, т.к. это очередная практическая работа;
  2. мне понравилась форма работы, т.к. она интересна;
  3. эта работа нужна для того, чтобы создать полный образ природного комплекса нашей страны.
Культурно- смысловой Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. Определение основных понятий темы (половодье, паводок, межень, падение, уклон реки), решение задач на нахождение уклона реки, падения реки. Составление характеристики рек и озёр по плану. Предложить ученикам в конце практической работы продолжить одно высказывание (на выбор):
  1. я знаю, что….
  2. я знаю как….
  3. я знаю, почему…
Культурно-творческий Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная. Работы на выбор:
  1. Значение воды на Земле?
  2. Экологическая проблема чистой воды.
  3. Составление презентаций “Реки России” с литературным описанием о водных объектах (интеграция географии и Русской литературы)
  1. низкий уровень
  2. средний уровень
  3. высокий уровень

Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.

Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.

 Литература

  1. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании / под ред. Н.Ф. Винокуровой .- Н. Новгород: Деловая полиграфия,2007.
  2. Болотов В. А.., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. - № 10.
  3. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.

Приложение (ход урока)

Презентация

Приложение-аннотация