Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любовная лирика Пушкина и ее воплощение в музыкальных произведениях"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Показать, как красивы, благородны, искренни любовные чувства поэта.
  2. Познакомить с адресатами любовной лирики А. С. Пушкина, а также с музыкальными произведениями, которые являются откликами на изумительные стихотворения поэта.
  3. Развивать творческие способности учащихся через исполнение романсов и декламацию поэтических произведений.

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: литературно-музыкальный экскурс в поэтический дневник А. С. Пушкина. (Слайд 1)

Музыкальный материал:

  • «Лунная соната» Л. В. Бетховен;
  • Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» Г. В. Свиридов;
  • «Увертюра» из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковский;
  • «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский.

Фонограммы (-):

  • «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинка;
  • «Я Вас любил» А. С. Даргомыжский;
  • «На холмах Грузии» Н. А. Римский-Корсаков.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, музыкальный центр.

Ход урока

I. Вступительное слово.

Эпиграфы:

1. Он пел любовь, но был печален глас.
Увы, он знал любви одну лишь муку.

В. Жуковский.

2. Красивый музыкальный стих вызывает звуки,
будит вдохновение; при одном чтении такого стиха
у композитора часто рождаются соответствующие мелодии.

Цезарь Антонович Кюи.

(Слайд 2)

Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Учитель литературы: О любви писали Гомер и автор «Слова о полку Игореве», Ломоносов, Тютчев и Фет. Вся жизнь А. С. Пушкина в его стихах. Стихи – это поэтическая исповедь, дневник души поэта. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. Давайте перелистаем некоторые из них. Нам предстоит заглянуть в мир чувств А. С. Пушкина, и главное для нас – глубже окунуться в мир его поэзии.

Произведение тогда талантливо и совершенно, когда оно задевает сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих. Для читателя такое произведение становится своим, глубоко личным, он находит в нём себя, узнаёт свою боль или радость (обращение к эпиграфу 1).

Учитель музыки: Талантливые и совершенные произведения А. С. Пушкина затронули сердца и души многих русских композиторов. Его поэзия занимает огромное место в музыкальных творениях. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», – писал композитор Александр Николаевич Серов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность Пушкинского стиля. Пётр Ильич Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал: «Силою гениального таланта Пушкин вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. В самом Пушкинском стиле, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка» (обращение к эпиграфу 2).

Романсы на Пушкинские тексты создавали многие русские композиторы: Александр Александрович Алябьев, Алексей Николаевич Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Милий Алексеевич Балакирев, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Георгий Васильевич Свиридов, Сергей Сергеевич Прокофьев.

В любовной лирики Пушкина они находили чувства, полные нежности, восхищения и благородства. Неслучайно были переложены на музыку такие Пушкинские шедевры, как «Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Не пой красавица при мне» и другие.

II. Основная часть.

(Слайд 3)

Учитель литературы: Давайте откроем страницу поэтической любовной тетради А. С. Пушкина, узнаем адресатов лирики поэта, будем наслаждаться поэзией о любви и слушать музыку, появившуюся благодаря шедеврам Пушкина.

Первая страница любовной поэтической тетради.

Годы учения Пушкина в лицее – 1811-1817 гг.
Знакомство с Екатериной Бакуниной. (Слайд 4)

Ученик: В лицее А. С. Пушкин пережил свою первую, трепетно-возвышенную, отроческую любовь, которая принесла ему много страданий. Екатерина Павловна, Катенька Бакунина, – сестра лицейского друга Пушкина.

«Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи», – вспоминал лицеист С. Комовский. Милая Бакунина – предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней обращены многие его стихотворения 1815-1816 годов. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строках восьмой главы «Евгения Онегина»:

О ней задумывался нежно,
Весь день минувшей встречи ждал
И счастье тайных мук узнал...

Ученик: 29 ноября 1815 года. Лицей. «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Так она мила была. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её восемнадцать часов – ах! Какое положение, какая мука. Но я был счастлив – пять минут!» – эти строки из дневниковой записи.

Итак, я счастлив был, итак,
Я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова в круг меня угрюмой скуки тень!

Ученик: Любимой Катеньке посвящено стихотворение «Желание», написанное в 1816 году.

(Слайд 5)

Звучит «Романс» Георгия Васильевича Свиридова, на фоне музыки – выразительное чтение наизусть учеником.

Вторая страница любовной поэтической тетради

1823 год – южная ссылка. (Слайд 6)

Ученик: А. С. Пушкин познакомился с Воронцовой, он только что приехал тогда из Кишинёва в Одессу. Воронцова произвела на Пушкина большое впечатление. «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский без памяти влюбились в неё», – отмечает писатель Сологуб. В «грозный час разлуки» с Воронцовой, перед отъездом в Михайловское, она подарила на память поэту свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнем еврейском языке. Это кольцо Пушкин бережно хранил. В Михайловском Пушкин работает над «Евгением Онегиным». Иногда к нему приходили письма от Воронцовой. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет замечательное письмо Татьяны.

Звучит «Увертюра» П.И.Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Ученик: Сестра поэта вспоминает, с каким нетерпением Саша ожидал писем из Одессы. Получив долгожданную весточку, он уходил в свою комнату и запирался, чтобы никто не мешал беседовать с той, которая покорила его сердце. Потом сжигал её письма! Так появилось стихотворение «Сожжённое письмо» (выразительное чтение наизусть учеником).

Учитель литературы: Автор словно разговаривает с письмом, так как оно – часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу. «Она велела...», и письмо превратилось в пепел. Но даже пепел свят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди...» – пепел милый останется на груди в медальоне и станет для поэта оберегом.

Перед нами два письма о любви. Одно от неё, ему суждено быть сожжённым, а другое – горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью.

Учитель музыки: Именно эти чувства и настроение передаёт Пётр Ильич Чайковский в своём произведении «Сентиментальный вальс» (звучит музыка). (Слайд 7)

На руке поэта – подаренное Елизаветой Воронцовой кольцо, к нему обращены строчки поэта (выразительное чтение стихотворения «Храни меня, мой талисман» учеником). (Слайд 8)

Третья страница любовной поэтической тетради.

Дом А. Н. Оленина, президента Академии художеств.
Именно здесь прошла первая встреча с Анной Керн в 1819 году. (Слайд 9)

Ученик: Пушкин: «Позволительно ли быть до того прелестною!» – воскликнул я, увидев впервые Анну Керн, жену 25-летнего генерала Керна. Весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку. Но мне так и не удалось приблизиться к ней».

Прошло шесть лет. Много переменилось с тех пор. Жизнь даровала Пушкину мрачные и светлые минуты, тусклые будни и ослепительные праздники. 27-летний поэт прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. В деревне жизнь вольнолюбивого поэта сделалась несносной. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском. Это было настоящее женское царство. Владелица поместья Осипова, её дочери Анна и Епраксия, падчерица Александра, племянница Анна Керн – таковы обитатели Тригорского. Представьте себе длинный одноэтажный дом, наполненный молодёжью, шум, говор, смех, стихи, игры, пение, музыка.

Ученик: «Мы сидели за столом и смеялись, вдруг вошёл Пушкин с большой толстой книгой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях. Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу. Я была в упоении как от текучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, и стаивала от наслаждения», – вспоминала Анна Керн.

Когда Керн уезжала, Пушкин пришёл провожать её и подарил недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин», между страниц которой был вложен листок со стихами, посвящёнными Анне Петровне, – «Я помню чудное мгновенье» (выразительное чтение стихотворения учеником).

Учитель литературы: Это стихотворение о любви, искренней и чистой. Три равные части стихотворения имеют свой тон, своё глубокое содержание, но все они тесно связаны между собой. В первых двух строфах рассказывается о первой встрече, о коротком и «чудном мгновении», осветившем собой «тревоги шумной суеты». Поэт вспоминает «голос нежный», «милые черты», и весь женский облик представляется ему как что-то прекрасное и возвышенное, «как гений чистой красоты». В средней части светлый образ исчезает, стирается:

И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В четвёртой строфе говорится о ссылке поэта:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои…

Третья часть – новая встреча: «Душе настало пробужденье…» – здесь повторяются слова, уже сказанные о первом свидании:

И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И это мимолётное виденье «вернуло» поэта к жизни, заставило «сердце биться в упоенье».

Учитель музыки: Стихотворение, обращённое к Анне Петровне Керн, воспринимается как гимн женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Красотой стихов Пушкина пленился Михаил Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» написан в 1840 году и посвящён дочери Анны Керн – Екатерине Ермолаевне, которую страстно любил! Всё сказанное Пушкиным в этом стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой. (Слайд 10)

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинки в исполнении ученика. (Приложение 1)

По выражению композитора Александра Николаевича Серова, Глинка в романсе «следит за каждою мыслию поэта», а также за тончайшей игрой ритма, звучания. «Музыкальный ритм является тончайшей «записью» ритма поэтического». Плавно льющаяся мелодия первой части рисует пленительный образ «гения чистой красоты». Музыка передаёт все оттенки поэтического образа. На слова «как мимолётное виденье» мелодия становится совсем лёгкой и воздушной. Музыка второй части контрастна первой. Резко меняется характер вокальной партии, а партия фортепиано звучит взволнованно. Идёт медленный подъём к кульминации, которая приходится на слова: «Без слёз, без жизни, без любви». В третьей части звучит живая радость настоящего. Музыка заключительных слов радостная, оживлённая. «Поэмой любви» назвал этот романс Александр Николаевич Серов.

Четвёртая страница любовной поэтической тетради.

1826 год.
Поэт влюбился без памяти в Анну Оленину. (Слайд 11)

Ученик: Пушкину скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. В мае поэт переезжает в Петербург. Новое увлечение овладело его фантазией – Анна Оленина. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Чувства поэта были очень серьёзными. Вот как пишет Пушкин о глазах своей возлюбленной:

Какой задумчивый в нём гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!

Ученик: Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Поэт замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмертные строки «Я Вас любил» (выразительное чтение стихотворения учеником).

Учитель музыки: Стихотворение «Я Вас любил» связано с личными переживаниями поэта. Оно многократно (более 70 раз) было положено на музыку. (Слайд 12)

Учитель литературы: Автор говорит о любви как о светлом и бескорыстном чувстве. Трижды повторяются слова «Я Вас любил», и это не звучит упрёком. Его «любовь угасла не совсем», он желал счастья любимой: «... Дай вам бог любимой быть другим». Нравственная красота и чистота чувств выражены простыми, проникновенными словами, несколько грустной интонацией.

Звучит романс А. С. Даргомыжского «Я Вас любил» в исполнении учащегося. (Приложение 2)

Учитель музыки: Композитор передал своеобразие поэтического замысла. Неторопливо льётся песенная мелодия на фоне спокойного фортепианного сопровождения. Она начинается с низкого звука, постепенно захватывает всё больший диапазон и перед концом куплета достигает самого высокого звука. Декламация не течёт непрерывным потоком, а вырастает из целого ряда коротких музыкальных фраз и тонко предаёт интонации человеческого голоса.

Пятая страница любовной поэтической тетради.

Самая прекрасная и трагическая страница в жизни Пушкина.
Он встретил Натали Гончарову в 1828 году. (Слайд 13)

Ученик: По признанию поэта, Наталья Гончарова была его 130-ой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым овладели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года: «Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась».

Ученик: Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ матери не определён: дочь ещё слишком молода. Но Пушкин не впал в отчаяние. Через год он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято. В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись: «Участь моя решена, я женюсь. Та, которую любил я целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, – она... почти моя».

Ученик: 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны.

«Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание».

Именно Наталье Николаевне Гончаровой посвящено удивительное стихотворение «Мадона» (выразительное чтение наизусть учеником).

(Слайд 14)

Учитель литературы: Стихотворение «На холмах Грузии...» также посвящено желанной Натали. Оно говорит о любви, вспыхнувшей с новой силой:

Мне грустно и легко;
Печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

Почему поэт говорит, что печаль светла? Потому, что она полна любви. Любовь для него светлое чувство, потребность сердца, которое вновь горит и любит от того, что не любить оно не может.

Учитель музыки: Это стихотворение привлекло внимание многих композиторов. Пожалуй, лучшее музыкальное произведение – романс Н. А. Римского-Корсакова.

Звучит романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла» в исполнении учителя музыки. (Приложение 3)

Мелодия романса льётся неторопливо, композитор внёс в неё мотивы восточного характера. В аккомпанементе словно слышится шум реки. Вокальная партия носит характер распевной декламации, более энергичной на словах «И сердце вновь горит и любит...»

III. Заключение.

(Слайд 15)

Мы закрываем поэтический дневник Пушкина. Хочется ещё раз повторить, что любовь для поэта – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня. Его сердце отзывается на неё с восторгом.