Цели:
- Познакомить со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”, обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные достоинства.
- Развивать умение делать анализ художественного текста.
- Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
Оборудование: историческая карта “Отечественная война 1812 года”, грамзапись с исполнением стихотворения “Бородино”, видеокассета с фрагментом из кинофильма “Война и мир”, плакат с записью новых слов, репродукции картин Ф.Рубо “Панорама Бородинской битвы”, П.Е.Заболоцкого “Унтер- офицер лейб-гвардии Московского полка (ветеран войны 1812 г.)” ,В.В. Кондратьева “Скажи-ка, дядя, ведь недаром”, портреты М.Ю.Лермонтова, М. Кутузова, Наполеона, Багратиона, Барклай Де Толли.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа.
- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь
А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность своей родине, одержал победу, являются предметом гордости всего русского народа.
И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.
Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М.Ю.Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах, и к сегодняшнему уроку я просила вас прочитать вступительную статью учебника о жизни и творчестве поэта.
Что вы уже знаете об этом человеке, что нового узнали из этой статьи?
(Ответы учеников)
“Нераспустившимся цветком русской поэзии” называли Лермонтова.
Творчество поэта - одна из ярких страниц русской поэзии.
В его мастерстве мы ещё раз убедимся сегодня на уроке, прослушав и проанализировав стихотворение “Бородино”.
3. Историческая основа стихотворения.
О Бородинском сражении вы узнали на уроках истории. И сейчас, прежде чем перейти к знакомству со стихотворением, попробуем восстановить те далёкие исторические события, которые легли в основу стихотворения.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.
Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124 км. от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. Главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей матери. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
“За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад” - таков был приказ.
“Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в этом сражении.
Многие из сражавшихся побросали свои ружья, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятьях и вместе падали мёртвыми. Конница скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.” Так вспоминал один из очевидцев сражения.
Потери русских составили 45, 6 тысяч человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов - вся гвардия.( 19 тысяч человек) Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все “за” и “против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время, Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Мы вслед за генералом А.П.Ермолаевым можем с гордостью повторить: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”.
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
4. Словарная работа.
Прежде чем вы прослушаете стихотворение “Бородино”, обратите внимание на этот плакат. На нём записаны слова, которые встретятся вам при чтении этого стихотворения. Это слова иноязычного происхождения, слова- термины, в основном слова военной терминологии. Давайте прочитаем их и выясним, что они обозначают.
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы- люди другой веры, иноземцы, враги
Данные слова отражают военную терминологию того времени.
5. Прослушивание стихотворения “Бородино” в грамзаписи.
Когда вы будите слушать стихотворение, подумайте, в чём особенность его построения и как меняется тональность речи актёра при прочтении отдельных эпизодов.
(Включается грамзапись)
Вопросы для анализа стихотворения.
- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- В чём особенность построения стихотворения?
- Кто участвует в разговоре?
- Кто он? Где он находился в момент сражения?
Докажите это словами из текста.
- Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
- Каким вы представляете себе старого воина?
- Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
- Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
- Кто герои рассказа ветерана войны?
- С какими чувствами старый воин вспоминает о них?
Как он их называет? Зачитайте.
- Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя?
Найдите и зачитайте строки из текста.
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.
- Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
- Какими вы увидели участников сражения?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?
Физминутка.
6. Работа над средствами художественной выразительности.
В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни. Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, олицетворениями.
И сейчас я попрошу двух учеников выйти к доске с текстом стихотворения, попробовать найти в нём выше перечисленные средства и выписать их на доску. А чуть позже мы их работу проверим.
7. Работа по картинам.
Это историческое событие нашло отражение и в творчестве многих художников.
Перед вами картины, на которых изображены участники битвы под “Бородино” и фрагменты самого сражения.
- Что вы видите на картине П.Е.Заболоцкого?
- По внешнему виду, как вы думаете, перед нами простой солдат или офицер?
- О чём нам могут рассказать его выражение лица, его глаза?
- Перед вами картина А.В.Кондратьева. Как вы думаете, какой момент изобразил художник и с какими слова лермонтовского стихотворения можно соотнести данную иллюстрацию?
-Где расположились бойцы для разговора?
- А как называется стоянка войск под открытым небом?
- Какой момент изображён на картине Герасимова?
- По внешнему виду, по жестам Кутузова можно ли определить, какие чувства он переживает в данный момент?
Рассказ учителя о картинах Ф.А.Рубо “Панорама Бородинской битвы”.
Картины, как и стихи, являются произведениями искусства. А искусство не только рассказывает о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет нас пережить изображаемое.
8. Проверка самостоятельной работы учеников у доски по выявлению в тексте средств художественной выразительности, корректировка, дополнение.
9. Просмотр фрагмента из кинофильма С.Бондарчука “Война и мир”.
Мы на уроке познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”,
с картинами художников, отразивших это историческое событие на полотне, и чтобы картина сражения стала совсем завершённой, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из картины С.Бондарчука “Война и мир”. Каким он увидел это историческое событие.
Во время просмотра этого эпизода прошу вас обратить внимание на музыку, которая его сопровождает. Ваша задача проследить, как меняется динамика, темп музыки на протяжении этого фрагмента. Какую мы слышим музыку в начале боя, а какую – в конце.
(Включается фрагмент кинофильма)
- Как композитор В.Овчинников сумел с помощью музыки передать накал событий сражения?
- Какую музыку мы слышим в начале фрагмента?
- Как композитор передаёт стремительность, напряжённость, неимоверный накал боя в середине эпизода?
- Какие ноты мы слышим в финале, какие чувства наполняют нашу душу?
- Представьте, если бы мы слушали только музыку, а не видели на экране происходящих событий, смогли бы мы по звучанию музыки, по её характеру догадаться, что происходит в данный момент?
Музыка- это тоже произведение искусства, которое заставляет нас переживать, вызывает различные чувства в нашей душе.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова настолько полюбилось русскому народу, что он сочинил к нему музыку. И так появилась песня “Бородино” на слова М.Ю.Лермонтова, музыка народная. Я предлагаю вам прослушать сейчас фрагмент этой песни.
Звучит песня в исполнении учителя музыки.
10. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова
“Бородино” и прикоснулись к различным видам искусства.
Это историческое событие нашло отражение и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в кинематографии.
О подвиге русских людей мы всегда должны помнить и гордиться ими.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
Выразительно прочитать стихотворение и составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.