Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по прочитанным рассказам из повести Н.Носова “Незнайка и его друзья”: “Коротышки из цветочного города”, “Как Незнайка сочинял стихи”, “Как Незнайка художником был”, “Как Незнайка водил машину”.- уметь находить ответы на вопросы в тексте, разгадывать кроссворд, пересказывать текст, давать характеристику героям, развивать навыки выразительного чтения
- корригировать логическое мышление, связную речь через выполнение коррекционных упражнений
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний (с элементами игры)
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: тексты, буквы для физкультминутки, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, телевизор), видеоряд к заданию №1, видеосюжет к рассказу “Как Незнайка учился водить машину”, диск с песнями “Дуэт Пончика и Сиропчика”, “Песня Незнайки”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие, отчет дежурного, проверка готовности к уроку.
- Звучит аудиозапись детской песни “Гимн Незнайки”
– Как вы думаете, кому принадлежит эта песня, кто ее поет?
– Какие слова из песни вам помогли это определить?
– С какой повестью Н.Носова мы знакомились?
– Какие истории из этой повести мы читали? (перечислить)
Введение в тему.
– Несмотря на то, что Незнайка в песне поет “Совершенно невозможно все на свете знать”, сегодня мы должны доказать, что знаем очень многое о повести Н. Носова “Незнайка и его друзья”. Вам предстоит выполнить несколько заданий, за правильные ответы на которые вам будут даваться жетоны. А начнем мы с того, что вспомним жителей Цветочного города.
II. Основная часть.
1. Кроссворд “Назови героя” (раздаются каждому ученику)
-
Главный герой повести Н.Носова “Незнайка и
его друзья”
- Поэт из цветочного города
- Коротышка – художник
- Коротышка, который все знал.
- Охотник из Цветочного города
После выполнения 1 задания – видеоряд с изображением тех персонажей, которые были зашифрованы в кроссворде. Самопроверка учениками своих работ, поиск ошибок. За правильное выполнение кроссворда-2 жетона, за выполнение с 1 ошибкой-1 жетон, 2 и более-0
Вывод после упражнения: Мы с вами вспомнили героев повести “Незнайка и его друзья. А каких коротышек мы с вами не назвали? (ответы детей)
- Задание №2 (Блиц-викторина)
– А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете содержание повести.
Учитель предлагает вопросы, на которые учащиеся должны правильно и как можно быстрее дать ответ. За правильный ответ – жетон
– Как назывался город, в котором жил Незнайка?
– Как называли жителей Цветочного города? Какого они были размера?
– Какое имя выбрал себе поэт из Цветочного города?
– Каким словом назвали коротышки стихи Незнайки?
– Как изобразил Незнайка на портрете Пульку , Пилюлькина, Пончика?
– Как звали коротышек, которые изобрели автомобиль?
– На каком топливе ездил автомобиль Винтика и Шпунтика?
- Задание №3
– А теперь самое время обратиться к самим рассказам из повести Н. Носова. Для выполнения следующего задания нам необходимы карточки №2. Вам необходимо вспомнить, из какой истории предложены вам строки, найти их в тексте (распечатки в папках + учебник), вписать в карточки пропущенные слова, прочитать вслух отрывок (Сильным ученикам предложено задание, где пропущены словарные слова – им необходимо после выполнения их объяснить. Количество карточек зависит от количества учащихся в классе).
Карточка №1
Определи, из какой истории о Незнайке взяты строки, найди их в тексте, вставь пропущенное слово. Прочитай весь отрывок вслух.
– А у тебя способности есть? – спросил Цветик
– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.
– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое _____________? _______ – это когда два слова оканчиваются одинаково.
Карточка №2
Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл "балахон". Стоило посмотреть на Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед _______________________с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.
Карточка №3
Этот Стекляшкин был знаменитый_______________. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы, то предметы казались больше и т.д.
Физкультминутка
(Проводится в виде спортивной минутки. Класс делится на 2 команды по рядам. На доске для каждой команды отдельно зашифровано слово “Пилюлькин”. Учащиеся быстро выходят к доске, открывают букву, а затем собирают слово полностью. Победитель – команда, которая раньше соперника выполнила задание. Каждый из участников команды победителя получает жетон)
После физкультминутки вопросы:
– Кто такой Пилюлькин?
– В какой истории о коротышках доктор Пилюлькин лечил Незнайку? (“Как Незнайка учился водить машину”)
– А что с Незнайкой произошло? (Авария).
- Чтение отрывка из рассказа “Как Незнайка учился водить машину” эстафетой (учащийся сам решает, кому из товарищей передать “эстафетную палочку”)
– Почему Незнайке не разрешили водить машину?(Не умел)
– Но Незнайка после происшествия решил извиниться перед Винтиком и Шпунтиком за разбитый автомобиль и написал им письмо, но некоторые безударные окончания существительных не дописал, т.к не знает правил русского языка. Помогите Незнайке.
- Задание №4
Вставь пропущенные Незнайкой безударные падежные окончания существительных.
Дорогие Винтик и Шпунтик! Я без разрешения поехал кататься на вашей машин__.
На дорог__ я не справился с управлением и машина оказалась в речк__. Извините меня, пожалуйста!
Вывод после выполнения.
– Итак, у Незнайки так и не получилось стать водителем. А кем Незнайка еще хотел стать, но у него не получилось?(художником, поэтом). А почему у него не получилось стать поэтом? Какой рассказ нам повествует об этом? Давайте найдем в тексте, какие стихи написал Незнайка о Знайке, Торопыжке, Авоське?
- Задание №5 Работа с учебником, чтение по цепочке учащимися, стр.72.
– Почему стихи Незнайки не понравились жителям Цветочного города?
(Незнайка писал бессмысленные стихи, которые обижали коротышек.)
Итак, Незнайка не смог стать водителем, поэтом, а художником получилось стать? Почему? Давайте вспомним, каким он нарисовал Гуньку.
- Задание №6 Дайте описание Гуньки, каким нарисовал его Незнайка.
– коррекционное упражнение на определение цвета (нос – красный, уши-зеленые, глаза – оранжевые, губы-синие, усы-фиолетовые, волосы-голубые)
При ответах детей на экране проявляется портрет нарисованного Незнайкой Гуньки (используется заранее подготовленный компьютерный макет портрета).
– Почему же у Незнайки не получилось стать ни водителем, ни поэтом, ни художником?
– Что же необходимо было Незнайке, чтобы у него получалось любое дело?
(Учиться, прилагать старание, доводить начатое дело до конца)
III. Заключительная часть.
- Подведение итогов урока
– О какой повести мы сегодня говорили?
– Кто ее автор?
– Что необходимо человеку, чтобы хорошо справиться с любым делом?
Подсчет жетонов, выставление оценок, поощрение лучших учеников.
Коррекционное упражнение на снятие напряжения “Узнай персонажей” -песня “Дуэт Пончика и Сиропчика”.
Домашнее задание: нарисуйте портрет любого из понравившихся Вам жителей Цветочного города.