Цели:
- Углубление знаний учащихся о жанре жития и историческом прошлом нашего государства, знакомство с православными святынями России
- Развитие ключевых компетенций,
- Воспитание духовных и нравственных качеств личности, чувства гражданственности и патриотизма.
Форма организации познавательной деятельности – индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
- Самостоятельная работа (анализ текста),
- Объяснительно-иллюстративный (видеоэкскурсия,
- Частично-поисковый метод.
Оборудование: выставка статей, посвященных жизни и деятельности Преподобного Сергия Радонежского, “Житие Сергия Радонежского”, роман Д.Балашова “Похвала Сергию” и повесть Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, презентация словари В.И. Даля и С.И.Ожегова.
Предварительно классу предлагается домашнее задание:
- групповое: изучив публицистические статьи, посвященные жизни и деятельности Сергия Радонежского, отметить, какой вклад внес Преподобный Сергий в развитие Русского государства;
- прочитать текст “Жития Сергия Радонежского”;
- индивидуальное: подготовить сообщение о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”.
Эпиграф к уроку
Полюби святого Сергия:
он был русский в душе;
полюби его искренно,
и он тебя полюбит.
Ход урока
Вступительное слово учителя литературы (далее – у/л)
Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (молчальников, затворников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?
Учитель ОДК (далее – у/ОДК):
Сергий Радонежский – одна из самых великих личностей России.
Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в ее основателя, признанного святым при жизни, “чудного старца, Святого Сергия”, как свидетельствуют о нем современники” (П. Флоренский).
Почему сегодня необходимо познание его жизни?
У/л.: Какую ценность представляет для нас сегодня уникальная личность Сергия Радонежского?
Реализация групповых заданий
Учащиеся отвечают на вопрос: “Какие заслуги Преподобного Сергия Радонежского отмечены авторами статей?”
Рассматриваются следующие статьи:
- В.Ключевский “Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства”
- В.Распутин “Ближний свет издалека”
- В.Ганичев “Пророк и вождь”
- Речь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на торжественном акте, посвященном 600-летию представления Преподобного Сергия Радонежского 6 октября 1992 года
У/ОДК: Историк Н.М.Карамзин пишет: “Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, еще больше обманывали друг друга, откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее; сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои, не было безопасности в пути, ни дома; воровство сделалось общею язвою собственности. Народ был скован постоянным леденящим ужасом перед татарами, и возникло устойчивое неверие в свои силы, начался поиск путей политического, культурного, нравственного и экономического возрождения и подъема Руси. Такие пути были найдены и осуществлены. У истоков этого поворота стояли Сергий Радонежский, его ученики и последователи”.
С детства люди восхищаются русскими богатырями-воинами. Но были на Руси сильнее их – богатыри духа в монашеской одежде, которые вдохновляли на подвиги богатырей-воинов и земледельцев.
Богатырь духа Сергий Радонежский – одна из самых великих личностей в более чем 1000-летней истории России. Это был также пророк и стратег развития Руси, бесстрашный государственный деятель в жестоком 14 веке.
Давайте вглядимся еще раз в образы учеников великого Сергия
Среди его учеников: святые Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Епифаний Премудрый, Стефан Пермский и многие другие.
У/л: Работая со словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова, вы уточните лексическое значение ключевых слов.
Словарная работа:
Жития – жизнеописания исторических лиц, причисленных Церковью к лику святых.
Отрок – дитя от 7 до 15 лет, а пора эта: отрочество, отроческий возраст; подросток.
Инок – монах, человек, ведущий иную, отчужденную жизнь
Лавра – (гр. – улица, поселок) – крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Еще две лавры: Киево-Печерская и Почаевская – находятся на территории Украины.
Преподобный – святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное достоинство (например, святой Сергий Радонежский, святой преподобный Серафим Саровский).
У/ОДК: Жития каких святых вы знаете?
Как вы думаете, за что причисляют к лику святых?
Канонизация (гр. – узакониваю) – особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начинается рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника благочестия к лику святых, служат следующие обстоятельства: чудотворения, случившиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание; нетление останков (не всегда). Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихид, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией, ему служат молебны – к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.
У/л: Обратимся к тексту “Жития Сергия Радонежского” Епифания Премудрого. Какие примеры святости Преподобного Сергия Радонежского приведены его учеником?
У/л: Один из эпизодов “Жития” изобразил М.В.Нестеров на картине “Видение отроку Варфоломею”
Сообщение ученика о картине.
У/ОДК: А теперь мы отправимся на необычную экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру.
У/л: Нравственные правила, определяющие поведение любого народа, заключены в произведениях устного народного творчества, особенно емко – в пословицах.
У/ОДК: Приведите примеры из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующие данные пословицы.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Послушание паче поста и молитвы.
- Умный смиряется, глупый надувается.
- Жить – Богу служить.
У/л: Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. … Сергий как раз пример, любимейший самим народом, – ясности, света прозрачного и ровного”
Ученица читает стихотворение:
Вот Сергий – старец на исходе дней,
Остались в прошлом подвиги, затворы.
В нем ищут люди мудрости, опоры,
И жизнь его, окидывая взором,
Хотят постичь: что было главным в ней?
Упорный труд с зари и до зари,
Уклад простой, но чистый и суровый;
Он строил души и монастыри,
Чтоб на Руси звучало Божье Слово.Он веры протянул живую нить,
Чтоб примирить князей, объединить
Вокруг Москвы и нанести удар,
И сбросить иго тяжкое татар.Россия вновь пред гибельной чертой,
И я задумалась: найдется ль хоть один
Отчизны бескорыстный, верный сын,
Чтоб в наше время, темное, лихое,
Ободрить Русь молитвою святою?
У/ОДК: В заключение необходимо отметить, что 15 столетие считается золотым веком русской святости. Благодать Божия обильно излилась на русскую землю в 14 – 15 столетиях, дав Руси в числе сотен святых преподобного Сергия Радонежского.
“ Будем всматриваться в такие образы, как лики святых: Сергия Радонежского и Серафима Саровского, будем носить их в своем сердце, и, если мы хотя в малой степени уподобимся им в наших личных и общественных отношениях, нам суждено будет исцелить все раны революции и начать новую светлую страницу русской истории”. (Н. Лосский)
У/л: Д/З: Письменная работа “Уроки Сергия Радонежского”.