Цели и задачи урока:
- Продолжить изучение лирики Николая Заболоцкого.
- Анализируя стихотворение “Утренняя песня”, определить особенности мироощущения его лирического героя.
- Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения “Утренняя песня”.
- Проследить связь творчества Н. Заболоцкого с традициями русской классической поэзии и выявить особенности изображения природы в стихотворении “Утренняя песня”.
Обеспечение урока: портреты поэтов, тексты художественных произведений.
На предыдущем уроке учащиеся получают домашнее задание:
- Выразительно прочитать стихотворение Н. Заболоцкого “Утренняя песня”.
- Обратить внимание на свое эмоциональное ощущение при чтении стихотворения.
- Вспомнить, как изображается природа в стихотворениях Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета, Есенина.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
2. На доске написан эпиграф урока:
Живой язык проснувшейся природы
Здесь учит нас основам языка,
И своды слов стоят, как башен своды,
И мысль течет, как горная река.
Н. Заболоцкий
Учитель рассказывает об основных этапах творчества Н. Заболоцкого, если этого не было рассказано на предыдущем уроке. Если же это 2-ой урок, то необходимо напомнить учащимся об увлечении поэта после 1925 года трудами К. Циолковского (1931 – 1932 гг. переписка с ним) и изучение труда Ф. Энгельса “Диалектика природы”.
4. Краткое изложение “Диалектики природы” Ф. Энгельса:
Раньше через всю историю человечества явственно проходило чувство разобщенности с природой, но приближается время, когда люди будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, когда сделается невозможным противопоставление человека и природы, духа и материи.
Было бы, разумеется, наивно отыскивать в стихах поэта какие-либо прямые параллели с работой Энгельса: Заболоцкий не ставил себе подобных иллюстративных задач. Прочитанное будило его собственную мысль и фантазию.
Отмеченное самим Н. Заболоцким воздействие работ Циолковского тоже проявилось в его стихах опосредованно. Поэта привлекала вера изобретателя в неистощимое творчество природы, в разнообразие преображений.
5. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого “Утренняя песня”.
(Выразительное чтение является одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения.)
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье,
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества – бессмертно.
Чтец (учитель) в процессе исполнения художественного произведения остается самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным произведением. Эти переживания появляются в процессе исполнительского анализа произведения. Исполнительский анализ – это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста (наблюдение за ритмом, композицией стихотворения, системой “ключевых” слов).
6. Анализ стихотворения.
- О чем это стихотворение?
- Содержание стихотворения предельно конкретно и в то же время условно. Произведение излучает жизнь, одухотворяя и просветляя окружающий нас мир. Читатель забывает о поэтической условности картины; вместе с автором он любуется сиянием живого, ласкового утра.
- Природа у Заболоцкого неравнодушна к человеку: “…деревья, звери, птицы… Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас.”
- Заболоцкий здесь поэт-философ.
- Что мы понимаем под философской лирикой?
- Стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное “Я” автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром – с человеком, природой, землей, вселенной…Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии.
- (Понятие “философской лирики” ранее было уже известно учащимся. На данном этапе оно расширяется и осмысляется более глубоко и более конкретно).
- Об этом качестве русской поэзии хорошо сказал Юрий Селезнев в статье “Поэзия природы и природа поэзии”: “Космизм” русской поэзии проявляется… в том духовном состоянии причастности миру, который создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо”.
- Вопрос “О чем это стихотворение?” задается вторично (можно еще раз прочитать стихотворение).
- О вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в которой надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.
- Через какой образ выражается идея связи времен в стихотворении Заболоцкого?
- У Заболоцкого поэтическая идея связи времен выражается через образ ребенка: “И мальчик на руках ее сидел. Весь розовый и голый, и смеялся…
- Поэт даже не говорит о том, что его как человека уже не будет; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же утреннюю песнь. И в этом он видит смысл своего бытия-деяния на земле. И в этом видит бессмертие человеческого счастья: “И понял я в то золотое утро, Что счастье человечества – бессмертно”.
- Родная земля, любимая женщина в “весеннем платье”. Глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм, родственный пушкинскому.
7. Краткое обращение к опыту предшественников Н. Заболоцкого.
- В изображении Пушкина природа автономна. Пушкин – гений объективного. “Равнодушная природа”. Порой она сопутствует человеку, но лирическое “я” поэта никогда не растворяется в ней. (Для анализа можно взять следующие стихотворения “Вакхическая песня”, “Осень”, “Вновь я посетил…”)
- Вторая половина Х1Х века определяется чертой, которой является пантеизм. Диапазон “философии природы” здесь определяется следующими метами: от “Природа внемлет мне” (Некрасов) до “Дай вкусить уничтоженья,/ С миром дремлющим смешай” (Тютчев).
- У Есенина мы не найдем философии природы, отдельной от человека. Человек – часть живой природы. НО очень тесная связь с традициями народной поэзии (изобилие постоянных эпитетов “солнце красное”, “ночка темная”, мифологические образы – “розовый конь” и т.д.) (Можно обратиться к стихотворению Есенина “Зеленая прическа”).
Учащиеся приходят к выводу, что поэзия Заболоцкого созвучна с есенинской, но нет черт народной поэзии, элементов фольклора.
8. Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения.
- Лексические особенности (нет просторечий, как у Есенина, язык литературный).
- Эмоциональная окраска (цвет: утро – пора ярких красок, поэтому главенствуют здесь цветовые образы, а звуковых практически нет;
“светлая земля”
“небо полное сиянья”
“была жена в своем весеннем платье”
“и мальчик…весь розовый, и голый”
“смотрел на небо, где сияло солнце”
“то золотое утро”).
“Золотое утро” – символическо-возвышенное определение утра. Здесь все дышит весной, радостью, утром, счастьем.
- Какова же тема произведения?
- Гармоническое единство человеческой души с Миром.
9.
В конце (в качестве повторения) урока можно обратить внимание на размер стихотворения (нет рифмы, “белый” стих).
10.
На уроке можно использовать репродукции картин пейзажного характера, так как Н. Заболоцкий увлекался живописью.