Цель:
- проследить, как формируется характер любимого героя Толстого;
- выявить авторское отношение к герою и определить свой взгляд на героя и его поступки;
- заглянуть в сложный мир его душевных переживаний.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать эпизоды, связанные с духовным развитием героя;
- осознать мотивы поведения.
Воспитательная: формировать нравственные качества учащихся.
Развивающая:
- проводить исследовательскую работу;
- делать самостоятельно выводы;
- развивать монологическую речь.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
Слайд 1. Цели и задачи.
Слайд 2. Слово учителя. “Люди как реки…
Слайд 3. Выступление уч-ся. Семья Болконских. Глава семьи. Воспитание. Отношение отцов и детей. (Старый князь Болконский - упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями - деятельность и ум. "Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками". Главная нравственная основа для него –честь)
Слайд 4. Любимые герои Толстого совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс. “Нравственный кодекс Толстого”
Слайд 5. I. Первое знакомство.(текст- т.1,ч.1, гл.3) Отношение к светскому обществу. Видеофрагмент.
Почему он здесь чужой? . “Эта жизнь - не по мне”
Слайд 6. II. Духовный кризис. Уход на войну.
Прощание с отцом и сестрой т.1 ч.1 гл.25
Слайд 7. Для чего князь Андрей идет на войну?
Слайд 8. Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку? Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?
Слайд 9. Аустерлиц. Прокомментируйте слова: “Но прежде чем он [Кутузов] договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… “Вот оно!” — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него”. Видеофрагмент.
Встреча с кумиром, Наполеоном. Видеофрагмент.
Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь? Ощущение ничтожности происходящего.
Слайд 10.III. Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. “Князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе;…”
Слайд 11. IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса. Видеофрагмент.
Почему свидание с Пьером для князя Андрея “было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь” (гл. 7)? Что принесла эта встреча князю Андрею?
“Надо жить, надо любить, надо верить”, - говорит Пьер.
“Да, коли б так было!” - воскликнул князь Андрей.
Слайд 12. Как Толстой показал перемены, произошедшие с князем Андреем?
Встреча с дубом.
- Первая встреча со старым дубом. Видеофрагмент. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл. 1)? Почему дуб привлёк внимание князя Андрея? (“Дуб, с которым мы были согласны”.)
- Вторая встреча с дубом. Видеофрагмент. Что изменилось (гл. 3)?(“Весь преображённый”; “сочная, тёмная зелень”; “дуб… млел, чуть колыхаясь в лучах солнца”…)
Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?
Слайд 13. Князь Андрей на государственной службе.
Какие чувства испытывал князь Андрей, вновь появившись в свете (т. 2, ч.3, гл. 5)?
Слайд 14. Общение со Сперанским. Гл.6
Почему разочаровывается князь Андрей в государственной службе? Гл.18
Слайд 15. Наташа и князь Андрей. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?
Знакомство на балу (т. 2, ч. 3, гл. 18). Видеофрагмент.
Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни (гл. 19, гл. 22)?
Слайд 16. V. Князь Андрей в период войны 1812 года.
Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям (т. 3, ч. 2, гл. 5)?
(“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Но в то же время он отказывается от купания в пруду с солдатами и офицерами своего полка, не в силах подавить “самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде”.)
Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе. Видеофрагмент.
Слайд 17. Участие в Бородинской битве, ранение.
Слайд 18. VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского.
Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас её любит “больше, лучше, чем прежде” (т. 3, ч. 3, гл. 32)? Видеофрагмент
Почему князь Андрей перестал бояться смерти (т. 4, ч. 1, гл. 16)?
“...Да, смерть — пробуждение”.
Слайд 19. VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). Николенька Болконский. В его памяти продолжает жить образ отца. Как сложится судьба этого юноши, будет ли его дорога “дорогой чести”?
Выводы. Путь Андрея Болконского – это путь к бескорыстному служению родине.
Домашнее задание. Составить графический план “Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского”, отметив и прокомментировав кульминационные, поворотные моменты его жизни.
Литература:
- Интернет-ресурсы.
- И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. Москва, “ВАКО”-2007.
- И.В.Булгакова. “Нестандартные уроки литературы в 10-11 кл.” М.2004.
- Л.Н.Савина “Уроки литературы в 10 кл.” Волгоград 2002.
Видеофрагменты вы можете взять у автора статьи.