Литература
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2010
Урок позволяет приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. Ученики знакомятся с тем, как историческое событие - Бородинское сражение 1812 года - литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
-
Н.В. Гоголь. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цель урока: ознакомление учащихся с фактами биографии Н.В. Гоголя; историей создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Литературная гостиная "Святые Пинежья" 2010
Литературная гостиная знакомит учащихся с духовной культурой родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке мероприятия такие святые, как Артемий Веркольский, Параскева Пиринемская, Иоанн Кронштадтский, Макарий Красногорский. Мероприятие входит в систему уроков по реализации регионального компонента Архангельской области, содействует духовному воспитанию учеников.
-
"Прокурор русской жизни" (по творчеству М.Е. Щедрина) 2010
Урок объяснение нового материала по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
-
В мире полутонов (Литература и живопись: точки соприкосновения) 2010
Урок по теме «Японская лирика». Исходя из особенностей поэтики японской лирики, я сочла возможным создать интегрированный урок (литература и МХК), используя произведения живописи, в создании которых художниками были использованы те же способы отражения действительности и выражения чувств (недосказанность, недоговоренность), что и в поэзии. Общение с такими произведениями искусства активизирует эмоционально-чувственную сферу учащихся, а также обогащает их новыми знаниями и развивает коммуникативные навыки.
-
Серьезное содержание, спрятанное за несерьезной формой 2010
Статья рассказывает о творчестве П.С. Романова (1884–1938). В работе даётся анализ рассказов П.Романова "Гвозди", "Белая свинья", "Дорогая доска".
-
"Война и судьба детей" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. На данном уроке важно показать эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя рассказа; развить умение комплексно анализировать художественный образ.
-
Интегрированный урок (русский язык и литература) в 10-м классе по теме "Комплексный анализ текста. Эпизод из романа И.А. Гончарова "Обломов"" 2010
Цели урока: повторение и обобщение темы "Лексика", которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова; закрепление знаний о художественно-выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.
-
Разработка урока по творчеству Б.Т. Примерова "Кто сказал, что я не человече?…Человече, да еще какой!" 2010
Урок представляет определённую познавательную ценность – как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской поэзии. Это урок-погружение в художественный мир Бориса Примерова. Материал, предложенный для урока, поможет школьникам уяснить, что художественное произведение – плод души автора, что он присутствует в тексте, и на всём лежит часть его видения мира и представления о высших ценностях.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2010
Разработка данной литературно-музыкальной композиции приурочена к 200-летию со Дня рождения Н.В. Гоголя и ориентирована на учащихся среднего и старшего звена. Использование презентации и музыкального сопровождения позволяет поддерживать интерес зрителей в течение всего представления.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой 2010
На представленном уроке учащиеся знакомятся с особенностями жанра сатиры. Рассматривается теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск. В тексте находятся сказочные приемы; повторяются по словарю литературоведческие термины. Выполняются иллюстрации к сказке. Готовится инсценировка.
-
Урок-утренник "Идет волшебница-зима" 2010
Задачи урока – совершенствовать восприятие, понимание выразительного прочтения литературных произведений; воспитывать нравственно-эстетические основы; развивать речь учащихся.
-
Литература. 8-й класс. "Японские хокку (хайку) (трехстишья)" 2010
Урок поможет применить элементы технологии личностно-ориентированного обучения: чтение хокку на японском, английском и русском языках; сообщения учащихся, работу в парах, применение ИКТ. Кроме теоретических знаний по теме о строении и понимании хокку, предлагаются задания творческого характера: «собрать» хокку из отдельных слов, лингвистический эксперимент на атрибутирование текстов перевода хайку разными авторами.
-
Литературная гостиная, посвященная памяти В.Высоцкого, "Я до секунд всю жизнь свою измерил…" 2010
В рамках темы «Авторская песня» урок знакомит учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовывает творчеством поэта; развивает творческие способности учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.Н. Толстого, изучают историю жизни главного героя рассказа Егора Дрёмова, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прослеживают судьбу поколения военных лет. Решаются нравственные проблемы, воспитывается патриотизм и гуманизм.
-
Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем») 2010
Урок знакомит учащихся 6-го класса с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и с "Повестью о разорении Рязани Батыем". Учитель ставит перед собой задачу выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата, показывает отличие образа героя от фольклорных образов, воспитывает чувство патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интерес к истории родной земли.
-
Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов) 2010
Данный урок по литературе рекомендуется провести в 5-м классе как интегрированный с привлечением картин русских художников и произведений композиторов о зиме. Урок воспитывает чувство прекрасного. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.
-
"Что значит быть победителем?". Урок литературы в 8-м классе по новеллам А.Грина "14 футов", "Победитель" "Зеленая лампа" 2010
Урок пробуждает у подростков интерес к чтению книг А.Грина, формирует такие нравственные категории, как благородство, истинность человека, победа над собой.
-
Притчи царя Соломона 2010
Задача урока –объяснить смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона", познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами, научить видеть поучительный смысл притчей, уметь объяснять смысл отдельных притчей.
-
"Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом" (Жизнь и творчество С.С. Торбокова) 2010
Разработка занятия элективного курса "Литература Кузбасса" по использованию регионального компонента представляет собой обзор жизни и творчества самобытного шорского поэта С.С. Торбокова. Материал занятия знакомит учащихся с художественным миром поэта, расширяет представление о законах стихосложения, воспитывает любовь к родной земле. На занятии ребята работают с литературоведческими терминами, составляют синквейн, делают анализ подстрочника и перевода.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема "Я говорю с эпохой…" Тема несвободы и политических репрессий в творчестве Осипа Мандельштама 2010
На уроке использовался метод «Кейс-стадии», интегрирующий в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств будущих выпускников. Учащиеся анализируют поэтический текст, интерпретируют сюжет картины И.Глазунова, сопоставляя его с творчеством Мандельштама. Составление синквейнов и «телеграмм», адресованных вымышленному лицу, позволяют добиться более полного понимания темы «несвободы» в литературе времён сталинских репрессий.
-
Интегрированный урок литература + музыка "Слово о полку Игореве" в русском искусстве. Опера А.П. Бородина "Князь Игорь". (9-й класс) 2010
Интегрированный урок литературы и музыки в 9-м классе с целью представить древнерусский памятник литературы в другом виде искусства – музыке, вызвать интерес к «Слову…» через межпредметные связи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.
-
Тестирование по литературе как прием обучения, форма опроса и контроля знаний учащихся 2010
Материал может представлять интерес для тех педагогов, перед кем стоит задача составления тестов, выбора того, какими тестами стоит пользоваться в своей работе. Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Это объективный процесс, и противиться ему бессмысленно. Необходимо создать его теоретическую и методическую базу и овладеть ею.
-
Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына) 2010
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа.
-
Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс 2010
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5-х классов при изучении раздела литературы "Устное народное творчество". Занятие входит в систему уроков по теме "Пословицы и поговорки". Это первый урок, который знакомит учащихся с особенностями малых жанров устного народного творчества, вводит в мир, связанный с фольклорными традициями народа. Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее образной, меткой и афористичной.
-
Художественное своеобразие рассказов Чехова (7-й класс) 2010
Урок помогает формировать умение коротко пересказать сюжет рассказа, выделить отдельные детали, видеть и определять виды комического и сатирического, анализировать тексты, делать выводы.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
В своей работе мы пытаемся помочь школьнику стать юным читателем, привить любовь к литературе через его собственное истолкование лирического текста; думается, только лирическое произведение способно пробудить в ребенке любителя поэзии, воспринимающего поэзию непосредственно, интуитивно.
-
Открытое занятие по шорскому языку 2010
Разные формы работы по изучению шорского языка способствуют воспитанию у детей уважения к родному языку, традициям, обычаям шорского народа. В занятии я использовала разные формы работы: работу со словарем, работу в группах, индивидуальную работу. Ребята знакомятся с новыми шорскими словами. Цель занятия: воспитание любви к родному краю, развитие навыков разговорной речи, фонематического слуха.
-
Тесты по литературному чтению для проверки осознанности чтения "В океане света" (4-й класс) 2010
Представлены тесты по литературному чтению для 4-го класса.