Литература
-
Урок, посвященный 65-летию Великой Победы, "Восславим женщину-мать!" 2010
Автор на уроке знакомит учеников с подвигом простых женщин-матерей, воинов, защитников Отечества; драматической поэмой И.И. Егорова "Хобороос", книгой "Малгиннар ийэлэрэ", работами З.К. Степанова, П.А. Захарова, посвященными Ф.Н. Малгиной.
-
Маленький человек с большим сердцем (5-й класс) 2010
Изучение творчества Василия Белова в школе ограничено несколькими произведениями. Есть необходимость расширить представление и о писателе, и о проблемах, которые решают его герои. Современные школьники должны понять, что главное не то, где человек живет, кем работает, какое имеет образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, внимателен ли, что он ценит, как ведет себя в трудную минуту, способен ли на поступок?
-
Готовимся к юбилею любимого писателя 2010
План подготовки и проведения декады, посвященной юбилею писателя, может служить алгоритмом организации литературных праздников, предметных недель, посвященных освещению и осмыслению творчества интересующего вас и ваших учеников писателя, поэта. Учитель может использовать любой набор представленного материала, учитывая специфику и уровень подготовки класса.
-
Уроки нравственности 2010
Для культурного, нравственного, правового развития учеников создан интегрированный (литература и обществознание) спецкурс с 5-го по 11-й класс. В отличие от программных уроков упор делается не на изучение произведения или конкретной темы, а на развитие умения думать, рассуждать и делать выводы. На уроке ученик не получает готовое знание, а, выполняя нестандартные, необычные задания, приходит к нему в результате общей работы, и это знание он уже не потеряет, оно становится "его личным достижением".
-
Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе 2010
Интегрированный урок разработан в соответствии с программами по литературе и музыке для 5-го класса. Образ Кикиморы предлагается рассмотреть в рамках уроков по теме "Фольклор и мифы древних славян". На уроке даются понятия жанров, проводится словарная работа, активизируются творческие способности учащихся, развивается литературный и музыкальный вкус учеников.
-
Конспекты уроков "Чтобы жить честно…", "Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении" 2010
Уроки предназначены для изучения рассказа Л.Н. Толстого "После бала" в 8-м классе. Уроки разработаны таким образом, что позволяют учащимся прочувствовать душевные терзания обыкновенного человека, задуматься и найти ответ на вопрос: "Что значит жить честно?"
-
Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Цель урока - обогатить представления учащихся о стиле прозы А.С. Пушкина, помочь учащимся выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности А.С. Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий. В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста.
-
Защита проектов "Выдающиеся представители русской литературы" 2010
Урок проводится после изучения произведений русских писателей и поэтов (по литературному чтению с родным (нерусским) языком обучения). Уроку предшествовала подготовительная работа. Ученики писали проекты "Мой любимый поэт (писатель)". Работая над проектами, они изучали жизнь и творчество выбранных ими поэтов и писателей, пробовали сами сочинять стихи и сказки.
-
Урок литературы в 6-м классе "Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века" 2010
В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне актуально обращение к творчеству поэтов-фронтовиков, композиторов и художников XX века, изображавших войну, к истории памятников культуры. Любовь и верность, образы войны и мира, ощущение вселенского масштаба катастрофы, "перевернутости" мира, звуки войны нашли отражение в поэзии, музыке и живописи.
-
Разработка урока по литературе в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2010
Урок позволяет приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения. Ученики знакомятся с тем, как историческое событие - Бородинское сражение 1812 года - литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
-
Н.В. Гоголь. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цель урока: ознакомление учащихся с фактами биографии Н.В. Гоголя; историей создания сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".
-
Литературная гостиная "Святые Пинежья" 2010
Литературная гостиная знакомит учащихся с духовной культурой родного края и воспитывает любовь к малой родине. В предлагаемой разработке мероприятия такие святые, как Артемий Веркольский, Параскева Пиринемская, Иоанн Кронштадтский, Макарий Красногорский. Мероприятие входит в систему уроков по реализации регионального компонента Архангельской области, содействует духовному воспитанию учеников.
-
"Прокурор русской жизни" (по творчеству М.Е. Щедрина) 2010
Урок объяснение нового материала по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
-
В мире полутонов (Литература и живопись: точки соприкосновения) 2010
Урок по теме «Японская лирика». Исходя из особенностей поэтики японской лирики, я сочла возможным создать интегрированный урок (литература и МХК), используя произведения живописи, в создании которых художниками были использованы те же способы отражения действительности и выражения чувств (недосказанность, недоговоренность), что и в поэзии. Общение с такими произведениями искусства активизирует эмоционально-чувственную сферу учащихся, а также обогащает их новыми знаниями и развивает коммуникативные навыки.
-
Серьезное содержание, спрятанное за несерьезной формой 2010
Статья рассказывает о творчестве П.С. Романова (1884–1938). В работе даётся анализ рассказов П.Романова "Гвозди", "Белая свинья", "Дорогая доска".
-
"Война и судьба детей" (по рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. На данном уроке важно показать эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя рассказа; развить умение комплексно анализировать художественный образ.
-
Интегрированный урок (русский язык и литература) в 10-м классе по теме "Комплексный анализ текста. Эпизод из романа И.А. Гончарова "Обломов"" 2010
Цели урока: повторение и обобщение темы "Лексика", которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова; закрепление знаний о художественно-выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.
-
Разработка урока по творчеству Б.Т. Примерова "Кто сказал, что я не человече?…Человече, да еще какой!" 2010
Урок представляет определённую познавательную ценность – как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской поэзии. Это урок-погружение в художественный мир Бориса Примерова. Материал, предложенный для урока, поможет школьникам уяснить, что художественное произведение – плод души автора, что он присутствует в тексте, и на всём лежит часть его видения мира и представления о высших ценностях.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2010
Разработка данной литературно-музыкальной композиции приурочена к 200-летию со Дня рождения Н.В. Гоголя и ориентирована на учащихся среднего и старшего звена. Использование презентации и музыкального сопровождения позволяет поддерживать интерес зрителей в течение всего представления.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой 2010
На представленном уроке учащиеся знакомятся с особенностями жанра сатиры. Рассматривается теория литературы: аллегория, гипербола, фантастика, гротеск. В тексте находятся сказочные приемы; повторяются по словарю литературоведческие термины. Выполняются иллюстрации к сказке. Готовится инсценировка.
-
Урок-утренник "Идет волшебница-зима" 2010
Задачи урока – совершенствовать восприятие, понимание выразительного прочтения литературных произведений; воспитывать нравственно-эстетические основы; развивать речь учащихся.
-
Литература. 8-й класс. "Японские хокку (хайку) (трехстишья)" 2010
Урок поможет применить элементы технологии личностно-ориентированного обучения: чтение хокку на японском, английском и русском языках; сообщения учащихся, работу в парах, применение ИКТ. Кроме теоретических знаний по теме о строении и понимании хокку, предлагаются задания творческого характера: «собрать» хокку из отдельных слов, лингвистический эксперимент на атрибутирование текстов перевода хайку разными авторами.
-
Литературная гостиная, посвященная памяти В.Высоцкого, "Я до секунд всю жизнь свою измерил…" 2010
В рамках темы «Авторская песня» урок знакомит учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовывает творчеством поэта; развивает творческие способности учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.Н. Толстого, изучают историю жизни главного героя рассказа Егора Дрёмова, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прослеживают судьбу поколения военных лет. Решаются нравственные проблемы, воспитывается патриотизм и гуманизм.
-
Повесть о воинской отваге и милосердии (Отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем») 2010
Урок знакомит учащихся 6-го класса с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и с "Повестью о разорении Рязани Батыем". Учитель ставит перед собой задачу выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата, показывает отличие образа героя от фольклорных образов, воспитывает чувство патриотизма и любви к родине на краеведческом материале, интерес к истории родной земли.
-
Урок литературы в 5-м классе "Причуды матушки-зимы" (Зима в изображении поэтов, художников, композиторов) 2010
Данный урок по литературе рекомендуется провести в 5-м классе как интегрированный с привлечением картин русских художников и произведений композиторов о зиме. Урок воспитывает чувство прекрасного. В ходе урока учащиеся учатся выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.
-
"Что значит быть победителем?". Урок литературы в 8-м классе по новеллам А.Грина "14 футов", "Победитель" "Зеленая лампа" 2010
Урок пробуждает у подростков интерес к чтению книг А.Грина, формирует такие нравственные категории, как благородство, истинность человека, победа над собой.
-
Притчи царя Соломона 2010
Задача урока –объяснить смысл и происхождение крылатых выражений "Соломоново решение", "Суд Соломона", познакомить учащихся с личностью царя Соломона, с его притчами, научить видеть поучительный смысл притчей, уметь объяснять смысл отдельных притчей.
-
"Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом" (Жизнь и творчество С.С. Торбокова) 2010
Разработка занятия элективного курса "Литература Кузбасса" по использованию регионального компонента представляет собой обзор жизни и творчества самобытного шорского поэта С.С. Торбокова. Материал занятия знакомит учащихся с художественным миром поэта, расширяет представление о законах стихосложения, воспитывает любовь к родной земле. На занятии ребята работают с литературоведческими терминами, составляют синквейн, делают анализ подстрочника и перевода.