Литература
-
"Весточка с фронта". Урок-презентация книг, незаслуженно забытых читателями школьной библиотеки 2010
Урок помогает приобщить школьников к чтению незаслуженно забытых книг о Великой Отечественной войне, поведавших о весточках с фронта - искренних документах тех, кто пал смертью храбрых, защищая Отечество и завещая нам мир.
-
На подступах к роману "Евгений Онегин". Герои романа в иллюстрациях художников 2010
Урок помогает закрепить знания учащихся о романе "Евгений Онегин", познакомить детей с иллюстрациями к роману, некоторые из которых были нарисованы самим Пушкиным.
-
Методическая разработка урока литературы для 11-го класса "Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»" 2010
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе по пьесе М. Горького «На дне», построенного в форме дискуссии с целью углубления и расширения знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомства с особенностями пьесы.
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе "Подруга дней моих суровых…" 2010
Большую любовь и теплоту испытывал А.С. Пушкин к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Она завоевала его любовь не только своей преданностью и заботливостью. Арина Родионовна направляла и вдохновляла национального гения. Няня не только подсказывала мотивы и образы стихотворений, но и обсуждала с Пушкиным последние политические события. В многочисленных стихотворениях поэта мы можем найти строчки, в которых он говорит о своих тёплых чувствах к няне.
-
Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ 2010
В интегрированном уроке русского языка и литературы на основе статьи А.Блока «Женщина, которую никто не любил» рассматриваются основные этапы написания сочинения, дается план работы над каждой частью сочинения, а также рассматривается проза А.Блока во взаимосвязи с эстетическими принципами поэта, эпохой начала XX века.
-
Внеклассные мероприятия по русской литературе 2010
Сценарий русской народной сказки «Царевна-лягушка», пересказанной на новый лад поможет при подготовке к литературным вечерам и КВН.
-
Вечер, посвященный творчеству В.С. Высоцкого 2010
Вечер посвящён творчеству В.С. Высоцкого. Цель: расширить знания учащихся о личности В. Высоцкого, рассмотреть этапы жизненного и творческого пути, создать атмосферу «погружения» в его творчество и в мир авторской песни; развивать навыки выразительного чтения.
-
Использование метода проекта на уроках литературы 2010
Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов. Цель этого метода - повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности.
-
Вечер, посвященный жизни и творчетсву Н.В. Гоголя "Горьким словом моим посмеюся" 2010
Цель урока: знакомство с творчеством писателя, расширение кругозора учащихся.
-
Компьютерные и интернет-технологии на уроках литературы 2010
Применение компьютерных технологий и компьютеров в процессе обучения стало потребностью сегодняшнего дня. Уроки гуманитарного цикла, в частности уроки литературы, требуют от учащегося владения навыками самостоятельного поиска, исследовательской деятельности и обработки большого объема информации. Решением данной проблемы является широкое использование компьютерной техники и применения Интернет-технологий на уроке.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Астафьева "Белогрудка" 2010
Представлен урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка". На уроке используется один из приемов технологии критического мышления - чтение с остановками, что способствует формированию умений творческой интерпретации авторского замысла.
-
"Горит его звезда…" О Христианских мотивах в лирике Н.Рубцова 2010
В статье рассказывается о христианских мотивах в лирике Н.Рубцова, о русском национальном характере в его творчестве.
-
Урок-презентация по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с романом, рассматривая такие вопросы, как роль портрета, пейзажа и художественной детали в произведении.
-
Урок-митинг "Хотелось бы всех поименно назвать…" 2010
Сценарий урока-митинга, посвященного памяти репрессированных писателей и поэтов. Урок развивает интеллект учащихся, повышает познавательный интерес к судьбам репрессированных писателей и к изучению их творчества, а также воспитывает чувство долга и памяти о страшных годах террора в СССР.
-
Урок литературы в 10-м классе 2010
Урок, построенный в форме культурно-лингвистического анализа текста, предполагает работу с произведениями малого жанра и содействует формированию у учащихся навыка работы в группе, навыка публичного выступления. Он дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения, способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения, задуматься над такими нравственными проблемами, как милосердие, сострадание.
-
Интегрированный урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" 2010
Урок помогает через образы иллюстраций мастеров - художников, музыкальные образы, литературные образы уяснить сущность глубочайшей сказки А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке", продолжить работу над развитием речи учащихся, сценическим искусством, познакомить учащихся с элементами поиска, исследования художественного текста.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение" 2010
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности.
-
Рассказы-миниатюры "Крохотки" А.И. Солженицына. Жанровое своеобразие и тематика 2010
Цель урока: определить тематику произведения, исследовать его жанровое своеобразие, выявить авторскую позицию писателя. Рассказы "Крохотки" представляют собой небольшие микрорассказы, лирические миниатюры. Основная тема рассказов-миниатюр писателя - единство человека и природы.
-
Элективный курс "Чтение в XXI веке", 9-й класс 2010
Чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем. Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об эффективных методах и способах рационального чтения как печатных, так и электронных книг.
-
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города" 2010
На занятии решаются задачи: hасширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; продемонстрировать своеобразие языка, необычность и новизну приемов, используемых Салтыковом-Щедриным в написании произведения «История одного Города»
-
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе 2010
Урок помогает пробудить интерес к пейзажной лирике, формировать культуру восприятия лирики, ввести обучающихся в мир родного пейзажа.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "Жанры донской казачьей песни в обычаях и традициях Дона" (6-й класс) 2010
Данная разработка вызывает интерес к песням, танцам, костюмам донских казаков, расширяет представления учащихся о жанровых особенностях казачьей песни. Школьники знакомятся с историческими и культурными памятниками, пейзажами родного края. С помощью этого урока расширяется представление шестиклассников о литературном и музыкальном творчестве на Дону, фольклоре, традициях и обычаях, играх, архитектуре, художественной самодеятельности Ростовской области.
-
Система уроков по древнерусской литературе 2010
Примерная система уроков по теме "Древнерусская литература". Количество часов и форма организации занятий носит рекомендательный характер и может быть изменена учителем. Курс может быть адресован как девятиклассникам, так и учащимся 10–11-х классов в качестве элективного курса. В результате обучения ученики должны узнать основные закономерности развития древнерусской литературы, её жанровые особенности; написать сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.
-
Урок литературы в 8-м классе. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» (1825 г.) «Роняет лес багряный свой убор…» А.С. Пушкина 2010
Ребята познакомятся с замечательным лирическим произведением, с биографией А.С. Пушкина. Работа над стихотворением поможет понять, что значит дружба в жизни человека.
-
Урок-размышление "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") 2010
Урок предназначен для учащихся 9–10-х классов. Это урок изучения нового и обобщения знаний учащихся. Групповая форма работы позволяет формировать у учеников умение высказывать свою точку зрения, выполнять задания творческого характера. Компьютерная презентация помогает определить стиль писателя, особенность речи героев, проникнуть во внутренний ритм рассказа «Женский разговор».
-
Литературная композиция, посвященная 80-летию А.В. Жигулина 2010
На уроке учащиеся знакомятся с личностью Анатолия Жигулина, его творчеством и жизненной позицией.
-
Интегрированный урок в 7-м классе (классный час + литература) по теме "Разрушение человеческой личности" (по произведению "Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки") 2010
Опыт показывает, что подростки, узнавшие о вреде, наносимом наркотиками, пробуют их реже, чем сверстники, которые ничего подобного об этом не слышали.
-
Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы) 2010
Узко ориентированный профильный курс должен дать основу, достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе. Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем XX века.
-
Конспект бинарного урока (история + литература) "Полтавская битва" 2010
Цели: выяснить цели России в Северной войне, рассмотреть ход войны, этапы и основные сражения и выделить её итоги; выяснить причины победы русской армии под Полтавой; продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; на основе документов и текстов давать характеристику участникам события.
-
Тема исследования: "Моя родословная" 2010
Автор рассказывает о родословном древе своей семьи.