Цель: показать на материале мероприятия важна ли в дружбе внешность, социальное положение; какую роль играют книги в жизненных ситуациях; можно ли найти ответы в классической литературе и в литературе, рекомендуемой для подростов.
Задачи:
- привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы и современной литературы для подростков;
- приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с классическими произведениями и литературой для подростков;
- повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане;
- научить слушать друг друга, вести диалог;
- учить видеть лицо, индивидуальность писателя через художественные особенности произведения;
- нравственное воспитание.
Подготовительный этап
- Жизненная ситуация нынешних восьмиклассниц.
- Выбор литературы по каталогу, составленному школьницами Мыскаменской школы-интерната
- Знакомство с творчеством Галины Гордиенко.
- Чтение книги Галины Гордиенко “Соперница из 8 “А”.
Оформление сцены и зала
- Плакаты с высказываниями о любви.
- Задник сцены – “звездное небо”, символизирующее бесконечность чувств. С помощью светотехнической аппаратуры звездочки будут “вспыхивать”, и сквозь них будут просвечивать два алых сердечка.
- Одна часть зала – кабинет литературы.
- Другая часть зала – коридор, телевизор, стулья
Ход мероприятия
Ведущий. Сегодня мы собрались для проведения ток-шоу “Большая перемена”
Ведущая: А разговор пойдёт о любви – извечной теме, не имеющей возраста, границ, национальности. Она всегда интересна, всегда актуальна, всегда сложна. Любовь – могучая сила, способная созидать и разрушать, делать открытия и даже остановить деградацию морали.
Ведущий: Сегодняшнее ток – шоу – это повод к размышлению, вызов к диалогу и осмыслению любви как глубинного человеческого бытия.
Ведущая: Недавно у лучших подруг произошла ссора из-за новичка. Карина (имена изменены) – мечтательница, страдающая от уверенности: она простушка и никому не интересна. Венера – первая школьная красавица, уверенная в себе дочь богатых родителей. Анна вынуждена помогать матери поднимать двух младших братьев. Заинтересовались девушки новым учеником школы. Всё так, как в книге Галины Гордиенко “Соперница из 8 “А”. Вот чем закончилось это неожиданное соперничество в книге, нам уже известно. А как же наши сверстницы решили свою проблему, сегодня нам и придётся выяснить.
(Прозвенел звонок. Началась большая перемена. Среди старшеклассников идёт обсуждение ссоры, которая произошла между лучшими подругами. Кто-то сказал о том, что подобная ситуация описана в повести какой-то писательницей Галиной Гордиенко)
Ребята в коридоре включают телевизор. Идёт
передача “Встреча с интересными людьми”
Все в оцепенении замерли. Идут титры “О чём пишет
Таисия Удальцова. Она же Галина Гордиенко”
Ведущий программы: Новый рецепт от Таисии Удальцовой: легкий налет мистики + много-много юмора + некоторое количество страшилки = приятное чтение и масса удовольствия.
Галина Гордиенко: О Череповце литераторы пишут мало, даже обидно. Так, иногда краешком заденут, а мы и рады. “О тебе, о подлеце, слава аж в Череповце”, – практически единственное упоминание о городе в большой литературе, сделанное пером Леонида Филатова в незабвенном “Сказе про Федота-стрельца”. За одно это мы готовы простить Филатову и рифму с подлецом, и это ироническое “аж”.
Впрочем, Бог с ней, классикой, когда она создавалась, Череповец еще деревянный был. Северянин его рифмовал с еще более обидной вещью. А современные писатели куда глядят? Свершилось. Облик металлургического гиганта отразился на бумаге популярной серии издательства “Омега-пресс”.
Ведущий программы: Действие романа “Жизнь в полосочку” происходит в славном городе. Герои фланируют по улице Сталеваров, купаются в Шексне и имеют дачу в Городище. Внимание к городу объясняется тем, что под псевдонимом скрывается череповчанка Галина Гордиенко, автор многочисленных книг для детей и взрослых.
Галина Гордиенко: Мне легче писать про город, в котором живу. Я вживаюсь в образы своих героинь, брожу с ними по нашим улицам. Отсюда точность местной топографии. Когда пишу, даже не задумываюсь об этом. Во всех романах этой серии я описываю Череповец. В издательстве очень удивлялись поначалу, обычно у других авторов фигурируют столицы.
Ведущий программы: Впервые название города, снабженное эпитетом “загазованный”, появляется на 14-й странице в качестве альтернативы деревенскому отдыху с чистым воздухом. В череповецком автобусе режут сумочку главной героини. В казино, куда она приходит, дабы отыграться, судьба-злодейка принимает облик бритого охранника, и героиня уже считает носом количество ступеней у входа. Убей-городок, в общем. Пятитысячным тиражом. К шестидесятой странице восприятие меняется: загазованный – потому что богатый. У одного из персонажей возникает идея подзаработать на его “золотых приисках”. Кандидаты в Остапы Бендеры, записывайте, двенадцатый стул сам в руки идет.
Галина Гордиенко: “Скоро в Череповце начнется строительный бум. Цены взлетели до небес, новое жилье практически не строится. При этом стройматериалов в городе производят всего ничего. Но если замкнуть заводики на себя...” . Это мои размышления о дорожающих крышах над головами.
Ведущий программы: В поле зрения простых горожанок – писательницы Гордиенко и ее героини Тамары – попадает однажды и череповецкий мэр. И его зарплата. “В Череповце кроме автобусов еще и трамваи ходят. Весьма неплохо, кстати. Долго ждать транспорта не приходится, мэр зарплату не зря получает” – цитата хоть сейчас в проспект к очередной годовщине местного самоуправления.
Галина Гордиенко: Я люблю Череповец, считаю его одним из самых благоприятных для проживания городов страны. Из других затронувших патриотическую железу моего организма эпизодов романа отмечу описание жуткого заброшенного дома в Городище. По-моему, в мире нет ничего страшнее. А еще попытка убийства на ломоносовском пляже – я туда больше не ногой.
Ведущий программы: Список контор рынка развлечений по вызову – ни одного выдуманного Удальцовой, все – заимствованный из местных газет плод извилин череповецкого сутенерства. “Монашки в бегах”, “Шалунья”, “Королева ночи”... Но то ночь. А вот вам описание утра. “Предутренний Череповец Лешке неожиданно понравился. Тишина большого промышленного центра казалась непривычной и немного странной. Лишь изредка по проспекту со звоном двигался совершенно пустой трамвай, взламывая сонную одурь города”. О чём ещё пишете, Галина?
Галина Гордиенко: В книге “Запах полыни” я поведала читателям, как родители хотели выдать Сауле замуж за “уважаемого” человека, и тот держал ее у себя, пока она не забеременела. Но Сауле не покорилась и покинула любимые степи. Случайная попутчица приняла участие в судьбе несчастной беременной девочки. Привезла в родной город, помогла устроиться и даже организовала фиктивный брак с двоюродным братом. Сауле никогда не задумывалась о своем новом “муже” и готова была дать ему развод по первому требованию. Но по прихотливому стечению обстоятельств они однажды встретились, не зная, кем приходятся друг другу...
Ведущий программы: А я читал "Лесную колдунью". Василису, дочь лесника, считали колдуньей: тоненькая, ослепительно рыжеволосая, дикая – лес ей был милее всех подружек. Она виртуозно владела рукопашным боем, собирала лечебные травы и приручила мудрую сову. Городские родственники были ошарашены, когда вместо разбитной деревенской девахи к ним в Питер явилось это чудо лесное. Девушка в одиночку разобралась с тремя бандитами, решившими угнать дядину машину, и старой семейной тайной, но вот с собственным сердцем совладать Василисе вряд ли удастся...
Галина Гордиенко: А вот в книге "Полька и Аполлинария" описана самостоятельная жизнь семнадцатилетней девушки. Семнадцатилетней Поле пришлось после окончания школы бежать из родительского дома, да еще младшая сестра оказалась у нее на руках. Ей повезло: нашлась крыша над головой и работа. Но работа оказалась весьма странной, самый дорогой для нее человек поверил в злую клевету, и уже нельзя понять...
(Прозвенел звонок на урок. Ребята с неохотой расходятся по классам. В 8 классе урок литературы)
Учитель: Ребята! Сегодня мы поговорим о самом прекрасном чувстве. Любовь – это не только самое древнее чувство человека, но и самое благородное, созидательное и самое человечное. Страдание, унижение, зависть, эгоизм, честолюбие, жадность – померкнет перед очищающей силой любви. Иногда она столь огромна, что найти себе выход может только трагически. Любовь подарила нам бесчисленное множество сказаний, песен, баллад, сонетов, од, поэм, драм, трагедий, легенд, и конечно же, имен: Елена Прекрасная, Беатриче, Лаура, Татьяна Ларина, Гудала Тамара, Анна Снегина, Шаганэ. Мы не знали бы их, если бы не замечательные стихи, созданные в их честь.
Чтец.
Беатриче,
Я полюбил тебя, лишь увидал впервые,
Я помню, шел кругом ничтожный разговор,
Молчала только ты, и речи огневые,
Безмолвные слова мне посылал твой взор.
За днями гасли дни, уж год прошел с тех пор.
И снова шлет весна лучи свои живые.
Цветы одели вновь причудливый убор,
А я? Я все люблю, как прежде, как впервые.
И ты по-прежнему безмолвна и грустна,
Лишь взор искрится твой и говорит порою.
Не так ли иногда владычица Луна
Твой лучезарный лик скрывает за горою.
Но и за гранью скал, склонив свое чело,
Из тесной темноты она горит светло.
(К. Бальмонт)
Ученик: Иногда любовь поднимает человека из самых глубин жизни, принимая его со всеми недостатками и несовершенствами, и ведет к белоснежным вершинам духа.
Любовь сильна, как божество,
И божеству равна,
Ее я славлю оттого,
Что жизнь дарит она.
Нигде я Бога не встречал,
Любовь везде видна.
Жизнь наша без ее начал
Бесплодна и скудна.
Чему молиться – божеству
Или любви земной?
Любовь я Богом назову,
И ей молюсь одной.
А. Зако-Чаюпи (с албанского)
Ребята из класса: Чушь! Все чушь и ерунда!
Учитель: Что вы имеете в виду?
Ребята из класса: Я имею в виду все ваши возвышенные разговоры о любви.
Учитель: Но вы же не можете отрицать величия любви, ее огромной силы. В конце концов, ведь это же классика.
Ребята из класса: Вот именно, это классика, и все это давно в прошлом. Откройте глаза, посмотрите вокруг. Разве любовь сегодня нужна молодежи?! Нет, любовь для стариков, а молодежи сегодня нужны тусовки, развлечения, острота ощущений, и здесь не обязательна любовь. А плотские желания – это инстинкт, а не любовь и чувства.
Учитель: Но, мне кажется, что от таких отношений вы не получите никакой радости, потому что они не окрыляют вас, не заставляют душу петь, а глаза – улыбаться. Мне вообще кажется, что они надоедают вам, озлобляют, и где-то в душе буквально каждому из вас это чертовски опостылело и хочется чего-то светлого.
Ребята из класса: А вот в душу к нам лезть не надо. Сами разберемся. Нам ведь скучно от ваших высоких фраз и дифирамбов любви.
Учитель: А мы и не пытаемся вас воспитывать, мы вас просто приглашаем принять участие в разговоре о любви. Ведь любовь и есть стремление к высокому.
Ученица: А я хочу прочитать вам свои стихи. Читает стих.
Ребята из класса: Вот вы стишки пишите о возвышенной любви, а если разобраться. С давних лет было принято выходить замуж и жениться по расчёту. Вспомним родителей Ивана Сергеевича Тургенева, вспомним произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого. В наше время нет надобности выходить замуж и жениться по любви, поэтому лучше безбедное существование, красивая жизнь: особняки, рестораны, отдых за границей, машины и т.д. Посмотрите на наши звёзды эстрады, кино.
Ребята из класса: Да, взять ту же Аллу Пугачёву. Поэтому мы считаем, что уже в подростковом возрасте нужно определить своё место под солнцем.
Отличница: А как же классика? Да что далеко ходить. Возьмём книгу Галины Гордиенко “Соперница из 8 “А”…
Ребята из класса (прерывает): Если у героини книги есть всё для того, чтобы очаровать своей внешностью, материальным положением и т.д. юношей, мужчин, то и в дальнейшем у неё всё сложится. Она будет купаться в роскоши. А дружба? Сегодня одна подруга, завтра другая? Неужели это так важно – школьная дружба. А если говорить о девчонках, женщинах, то женской настоящей дружбы не бывает. Поэтому ею и дорожить нечего.
Учитель: А что вы скажете на это?
У нас говорят, что, мол, любит,
И очень, мол, балует, холит, ревнует, млеет.
А, помню, старуха-соседка, короче
Так встарь говорила: жалеет,
И часто платок, затянувши потуже,
И вечером в кухне, усевшись, погреться,
Она вспоминала сапожника-мужа,
Как век он не мог на нее наглядеться.
Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь, уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь, чего, мол, управился скоро?
Не скажет... Но знаю: меня ему жалко...
Зимой мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица.
Он встанет, поправит на мне одеяло,
Да так, что не скрипнет под ним половица.
И сядет к огню в уголке своем тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек...
Дай Бог ему отдыха в царстве небесном! –
И тихо вздыхала – жалел меня очень.
В ту пору все это смешным мне казалось,
Казалось, любовь чем сильнее, тем злее, –
Трагедии, бури, какая там жалость!
Но юность ушла, что нам ссориться с нею?
Недавно больная бессонницей зябкой ?
Я встретила взгляд твой – тревога в нем стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка –
Как верно она про любовь говорила.
И. Снеговая “Любовь”.
(В классе тишина. Ребята смотрят друг на друга. Звенит звонок. Окончен урок. Ребята выходят на перемену. Бурно обсуждают тему любви. Их разговор подслушивает классный руководитель 9 б класса. Она подходит к ребятам с книгой Галины Гордиенко “Соперница из 8 “А” в руке и говорит):
Не знаю, можно ли назвать чувства, которые испытываю, любовью, но уверена в том, что многие-многие-многие... испытывают что-то подобное.. Дело в том, что восторг влюбленности обязательно проходит, особенно, если интересующий вас человек не рядом и не может быть рядом.
– Люблю я, не люблю...
Не это важным стало.
Тебя всегда я жду,
Но вот встречаю мало.
И не постигнуть взглядом,
Что в одиноком устье
Сошлись по воле рока
Два светлых нежных чувства.
Т. Мазур (пер. с белорусского)
Я, как и наши героини, страдала комплексом неполноценности. Я не любила смотреть на себя в зеркало и испытывала такие же чувства, как героиня повести:
“Мила комплексовала. Если честно, ей в эти минуты просто не хотелось жить. Девочка никогда не казалась себе такой неуклюжей уродиной, как сегодня. Даже купленные недавно плотно облегающие фигуру черные эластичные брючки и подаренная мамой именно к этому вечеру прекрасная бледно-лиловая блузка, она была уверена, не делали ее стройней. Мила просто каждой клеточкой ощущала свои лишние килограммы, они мешали ей дышать, улыбаться, мешали просто забыться и нырнуть с головой в ту же музыку. А когда девочке на глаза попадалась веселая Нина, у нее перехватывало дыхание. От зависти и горьковатой безнадежности.
Нинка была прекрасна. Так называемый парижский “ансамбль” оказался просто темно-зеленым платьем из полупрозрачной ткани. Оно было длинным, наверное, бальным. С одной стороны от самого бедра шел разрез, и стройная Нинкина ножка выглядела необычайно соблазнительно….”
В моей жизни было много молодых людей, которые ценили, прежде всего, красоту. Но я встретила человека, который меня оценил по достоинству. Увидел мою внутреннюю красоту, заставил забыть о своих комплексах и превратить их в достоинства. И я благодарна ему. У меня есть семья, которую я обожаю, муж, которого люблю. И я счастлива, что в моей жизни есть люди, которые окрыляют меня. Я становлюсь терпимее, нежнее и добрее к родным... Разве это плохо? Разве от этого кто-то страдает? А девочкам я хочу пожелать никогда не предавать дружбы. Юноша сделает свой выбор, а вот вы потеряете лучших подруг и настоящую дружбу.
Восьмиклассник: Да, любовь – не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы, и обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города.
Восьмиклассница: А у нас есть исповедь бывшей “ночной бабочки”, которая смогла душевно выбраться из затянувшей ее рутины низости и грязи жизни. (Читает). “Я долго бродила по парку. Продрогла. Зашла в церковь. Вечерняя служба заканчивалась. Мой взгляд остановился на темной иконе Божьей Матери с младенцем. Я остолбенела. На меня смотрели полные такой невыразимой тоски глаза женщины-матери. Смотрели в упор, выворачивая душу. И я, не верующая в Бога, не знавшая ни одной молитвы, никогда не ходившая в церковь, падшая, погрязшая в грехах проститутка, стала неистово просить здоровья моему младенцу, губы шептали какие-то слова, ноги мои подкосились. Я опустилась перед иконой на колени, слезы очищения лились ручьями за всю ту боль, за весь тот кошмар, в котором я находилась. Меня всю заполнила такая простая истина. Я – женщина, я – Мать всему живому на этой земле, и моя спасительная звезда – это любовь”.
(Прозвенел снова звонок на урок. Ребята ещё долго обсуждали эту тему. Подруги помирились)
Ведущий: В заключение мы хотим предложить вам одну литературную исповедь одного из героев Ремарка из романа “Триумфальная арка”
Ведущая (читает): “Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает неправильно. А мы живем, мы неизменно живем. Когда ты просыпаешься, на дворе – весна, когда засыпаешь – осень, а между ними тысячу раз мелькает зима и лето, и если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны. Мы выгадываем дни, любимая моя, и теряем годы. Но кому какое дело, кого это тревожит. Мгновения радости – вот это жизнь! Лишь поближе всего к вечности – твои глаза мерцают, звездная пыль стирается сквозь бесконечность, и твои губы юны. Между нами трепещет загадка – ты и я.
Зов и отклик, рожденные вечерними сумерками, восторгами всех, кто любит... Это как сок розы. Бесконечный путь ведет к любви, ведет к тебе и ко мне”. Ремарк
Ведущий: Что можно добавить к этим письмам: дай Бог женщине, прошедшей через трудности жизненного ада, терпения и мудрости, чтобы не озлобилось страдавшее сердце. Дай Бог вам всем мудрости Ремарка. Берегите свои чувства. Желаем вам быть любимыми и любить.
Ведущая: Наше ток-шоу “Большая перемена” подошло к концу. Давайте вынесем из этого мероприятия чувство очищения. А нашим сверстницам пожелаем возвышенной любви, настоящей дружбы и взаимопонимания.
Ах, как хочется мне любить
И с души своей снять оковы,
Сердце вольное отпустить,
Надышаться с лихвой свободой.
Как же хочется мне любить,
В океан из любви окунуться,
Обо всём лишь на миг забыть,
В жизни новой опять проснуться!
Ведущий: Мне хотелось бы поблагодарить всех вас за искренность, за интересный диалог. А вот если подвести итог нашему небольшому разговору и попытаться кратко одним-двумя словами дать определение любви, то любовь – это... (Беглый опрос зрителей. Возможные варианты ответов ведущего: верность, взаимопонимание, взаимоуважение, а может, привычка и т. д.)
Ребята расходятся. Слышны разговоры:
– Ну, вы даете! Это же самый первый ее
детектив, ужасно смешной, но ведь первый! А у нее с
каждой следующей книгой язык меняется, такое
достаточно редко бывает. Если сравнить ее
“Молочные берега” и “Сюрприз под занавес” или
последний детектив “Гран-при за лучший прикол”
...
– А у меня тётка читает её книги, так она говорит
– ее детективы уже не достать ни за какие
коврижки. Раньше лежали на прилавках! Кто один
брал, потом искали другие. Но тиражи маленькие.
– Она пишет для подростков и в серии "Девушка с
характером". Эти книги в твёрдом переплёте,
дорогие!
– А зачем покупать, если они в библиотеке есть.
– А нам библиотекарь говорила, что ее книги
входят в список рекомендуемых для подростков, а
девчонки на них записываются заранее, потому что
они не стоят никогда на полках – все из рук в
руки...