Цели.
Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.
Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.
Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год).
На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.
Эпиграфы:
“Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”)
“Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу)
Учитель литературы:
Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но, согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано по этому поводу, а между тем здесь по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, никогда не сможет.
Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.
В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.
А какое впечатление на вас произвело это произведение?
Что потрясло?
Учитель обществознания.
Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).
Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).
Поэтому не случайна тема нашего урока.
Объявляется тема урока, цели.
Учитель литературы:
Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении главной героини и к каким последствиям они привели .
Учитель обществознания:
Каковы причины отклоняющегося поведения?
Учитель обращается к схеме на доске.
Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.
(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения)
Учитель литературы:
Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”?
В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный.
Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?
Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”)
Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор купеческой усадьбы”; скука.
Учитель обществознания:
Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное поведение - результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)
Учитель литературы:
Каково же окружение Измайловой?
5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.
Образ Сергея. “Всем вор взял – что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит,и улестит и до греха доведет!”
Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста)
Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме)
Учитель обществознания:
Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?
(Ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.
Учитель литературы:
Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.
Вопросы:
Какие черты характера вы можете выделить в героине?
Главное свойство натуры – решительность: гл. 4 “…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”).
Сравните со словами короля Макбета о решительности.
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
- Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке)
Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:
Глава 5 (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”);
Глава 8 (“Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея”;
Глава 15 (“Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу”.
Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность.
Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.
“Конец главы 6: “Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья”)
Учитель литературы:
Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.
Но ведь “…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё перешагнёт”. (Н.Лесков “Несмертельный Голован”)
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Обсуждение)
Катерина Измайлова “перешагнула”.
Учитель обществознания:
Как итог – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные).
Учитель литературы:
Анализ сцен убийств.
1. Убийство свекра (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”).
О смерти человека вскользь, походя.
2. Убийство мужа (конец главы 7 – гл.8)
Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой-то гордостью.
3. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).
Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).
Важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет Мценского уезда” (1989, реж. Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое состояние лесковских героев?” - заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме.
Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Не случайно у Лескова упоминание этой детали. Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.
Обращение к эпиграфу очерка “Первую песенку зардевшись спеть” . Как вы его поняли?
Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение снов в тексте.
Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто “песенку спеть”; нарушен высший нравственный закон, ибо высшая ценность на земле – это жизнь.
Учитель обществознания:
Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т.д.)
Уч-ся высказывают своё мнение, ответив на вопрос: Как наказана Катерина? (Каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение)
Учитель литературы:
Изменила ли лесковскую героиню каторга?
Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого.
Палач - в облике любовника, поманившего когда-то в сказочную “Аравию счастливую”. Сергей пытался отнять единственное, что составляло жизнь Измайловой, - прошлое её любви.
Как показано пробуждение чувства вины?
(Глава 15: “И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей”)
Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней?
Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова эпиграфа урока? (Обсуждение)
Итоги урока:
На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога в душе. Одной из основных черт, определяющих художественность произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае не являются типическим способность русской женщины к преступлению.
Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений.
Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли в вашем представлении понятия “ любовь” и “нравственное падение”?