Формирование эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия прочитанного учащимися 5–6-х классов на уроках литературы

Разделы: Литература, Музыка


Изучение литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, - важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно знать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности, его отношение к искусству, творчеству, людям - это помогает учителю в формировании творческого интереса школьников, формирует культуру восприятия.

Ученику трудно самостоятельно ориентироваться в мире литературы. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Расширение и обогащение духовно-эстетической воспитанности учащихся, происходящее от класса к классу, связано с изучением вершинных произведений художественной литературы, ее воспитательной и эстетической значимостью и предполагаемой читательской активностью, сопереживанием, эмоциональной отзывчивостью, развитием интеллекта и воображения школьников.

Известно, что школьники 5-6-х классов отличаются более ярким воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, чем и характеризуется наивный реализм, свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им “секреты” автора художественного произведения, помочь освоить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру их читательских возможностей. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментирования произведения равно значимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

Яркому эмоциональному восприятию помогает сценическое воплощение небольших фрагментов текста на уроке. Литературный образ, запечатленный в игровых образах, - это не только удивительная зрительская реакция, эмоциональный отклик, но и переосмысление уже прочитанного, новый взгляд на общепринятые нормы.

Всем хорошо известна схема: преподаватель обучает всех детей, при этом работает с каждым индивидуально, поощряя и стимулируя самостоятельную работу ученика. Урок может заиграть новыми красками, если сделать акцент на самостоятельной работе учащихся при подготовке к уроку, ориентируя школьников на работу индивидуальную и групповую.

При изучении стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети” класс разбивается на условные группы, где право выбора сферы приложения своих способностей остается за учеником, учитель же должен в индивидуальной беседе помочь ребенку в самоопределении своих задатков и способностей. Создается первая группа - артисты и психологи, она должна инсценировать композиционно значимые сцены стихотворения для эмоционально-образного восприятия темы детства и охарактеризовать личностные качества героев. Вторая группа - аналитики - перечитывает текст и ищет словесные картинки - эпизоды жизни крестьянских детей. Третья группа - художники - воспроизводит эти словесные картинки в творческие работы, комментируя материал. Подготовительный этап начинается на предыдущем уроке, где во время повторного самостоятельного прочтения текста учитель индивидуально работает над выразительным чтением значимого эпизода с двумя учениками; дается индивидуальное домашнее задание: разыграть ролевую ситуацию с чтением наизусть. При самостоятельной работе над групповой речевой ситуацией учитель обязательно присутствует, он поощряет личностные качества, фантазию и актерскую изобретательность каждого ученика. Поощряются особенно те дети, которые раньше не проявляли интереса к такой работе и недостаточно подготовлены к ней. Принимается любая инициатива, развивается интерес к коллективному творчеству. Работа аналитиков остается за пределами внимания учителя: ученики должны самостоятельно найти в тексте и выразительно зачитать яркие эпизоды, рисующие жизнь крестьянских детей, и охарактеризовать их впоследствии. Группа художников поможет запечатлеть в живописных рисунках эти словесные картинки.

Как видим, процент самостоятельной работы детей при подготовке к уроку гораздо выше, чем процент индивидуальной работы с учителем, что обеспечивает неподдельный интерес к теме и ходу урока.

Главной целью любого урока литературы является образно-эмоциональное воздействие на ум, сердце и чувства каждого ученика, развитие творческих способностей каждого. На примере разработки урока “Образно-поучительный мир басни” мы покажем возможности интеграции педагогики, психологии, литературы, музыки, живописи и многих других дисциплин, в совокупности способствующих формированию эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия художественного текста, дающих проекцию на целый мир.

Тема: Образно-поучительный мир басни. Русские басни. “Бродячие” сюжеты в баснях. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне.

Цели: Расширить представление о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать навыки выразительного чтения, инсценировки; умение находить в басне мораль; воспитывать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Наглядность: портрет Крылова, иллюстрации А. Лаптева.

Словарная работа: ТЮЗ, патриот, композиция, иносказание.

План урока:

1. Вступительное слово учителя: сегодня у нас не совсем обычный урок, мы сегодня как бы побываем с вами в ТЮЗе (театр юного зрителя). К сожалению, в Якутске нет такого театра, но ведь все дети - фантазеры, и мы с легкостью можем представить, что это не класс, а зрительный зал, и перед нами будут выступать настоящие актеры. Ведь басня — это маленький рассказ, который всегда поучителен, путем иносказания автор заставляет нас задуматься о собственной жизни, характерных поступках. Мы поговорим о русской басне, но ее корни уходят далеко в прошлое и в далекие от России земли.

Эпиграф: “Когда первобытный человек впервые почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? Как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос человек отвечал себе мифом. На второй вопрос — басней”. Эзоп.

Кто такой Эзоп? Эзоп - родоначальник басни, он родил её, он создал её мир и писал свои басни в прозе, но обязательно басня состояла из двух частей: из каких? (Рассказ и мораль, причем мораль-вывод может стоять и в конце, и в начале басни.) А кто еще вслед за Эзопом писал басни? (Лафонтен). Какие похожие басни Эзопа и Лафонтена вы слышали? (“Ворона и лисица”.)

2. Сообщения старшеклассников о Тредиаковском и Сумарокове.

Сейчас послушаем басни русских поэтов. Людей, писавших басни, называли баснописцами. Но, слушая басни, не забывайте о главном вопросе урока, басня объясняет нам: как должен вести себя человек в этом мире.

Чтение басни Тредиаковского. Как называлась басня? А сейчас послушаем сообщение и басню другого русского баснописца - Сумарокова. Как называется басня? Чья басня была вам более понятна? Почему? Кто из героев более достоин порицания?

3. Обобщение на основе сопоставления.

Басни похожи, в них одни и те же действующие лица, но мораль, вывод каждый автор делает свой. Сюжет как бы бродит из басни Эзопа в басню Лафонтена, из басни Лафонтена в басню Тредиаковского, оттуда - к Сумарокову, затем - к Крылову, - такой сюжет называется “бродячим сюжетом”. В творчестве Крылова такие сюжеты присутствуют.

4. Кратко биография Крылова. Родился в Москве, в семье бедного армейского офицера. По одним сведениям, он нигде не учился, по другим, - закончил училище в Твери, где семья какое-то время проживала. Самое большое богатство — сундучок с книгами. В 50 лет изучил древнегреческий язык. Зачем Крылову язык Древней Греции? Посмотрим инсценировку басни Крылова “Ворона и Лисица”.

5. Каким языком написана басня Крылова? Из скольких частей состоит басня?

Где мораль? Какое ключевое слово в морали? Что осуждает Крылов? Какой сюжет у басни? Ворона бездумная? Глупая? Или любящая лесть? Какая фраза стала крылатой?

Пушкин назвал Крылова народным поэтом России. В последние годы жизни Крылов работал в Петербургской публичной библиотеке, и там часто собирались любители русского слова. Как-то Крылова попросили выступить, а перед этим долго и нудно выступал драматург, все почти спали, Крылов достал блокнот и подписал мораль к новой басне.

6. А была это басня “Демьянова уха”. Ребята покажут ее инсценировку. Ребята, отчего сбежал Фока? Как вел себя Демьян? (Назойливость, прилипчивость — одно из самых неприятных качеств человека.)

7. Работа с текстом. Выбираем крылатые выражения. “И с той поры к Демьяну ни ногой” и др.

Гоголь говорил, что всякая басня имеет историческое происхождение. Крылов — человек, переживший время Отечественной войны 1812 года. Когда Наполеон, видя поражение французов, решил схитрить, запросив перемирия у Кутузова, ответом на эти события и стала басня.

8. Посмотрим инсценировку басни “Волк на псарне”. Ребята, в чем причина шума на псарне? Как ведет себя волк? (Скрытое притворство). А Ловчий как ведет себя? Почему он перебил волка? Можно ли мораль применить к сегодняшнему дню? Разве можно верить хищнику-захватчику? Нет, конечно. Патриот - это человек, любящий Родину.

Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу Дмитриеву с просьбой посмотреть переводы басен Лафонтена; одна из них очень понравилась Дмитриеву, это была басня “Свинья под дубом”.

9. Выразительное чтение басни учителем. Кто такой невежда? Все следят по тексту. В каждой басне автор пользуется аллегорией - иносказанием. Объясните аллегорию басни. Свинья - это... Науки должны развиваться, чтобы люди и общество тоже развивалось.

10. Рассматриваем иллюстрации А. Лаптева. Эпизодичная роль ворона. Почему на иллюстрации ему отводится центральное место? Мудрость всегда в почете.

Крылов обладал незаурядными актерскими способностями и с удовольствием читал свои басни, если его приглашали, имел огромный успех. Зная, что его книги раскупают мгновенно, он тиражировал дешевые издания для бедных - брошюры. Что такое брошюра?

11. Обращаемся к выставке книг и слушаем в исполнении учителя музыки басню "Квартет ".

12. Заключение. В художественной литературе традицию басни продолжили Сергей Михалков, Леонид Филатов, они писали как стихотворные, так и басни в прозе. Одну прозаическую басню Михалкова я вам расскажу, в ней главным лицом является тоже ворон.

Расхвастался Попугай:

- Я умею говорить по-человечьи.

Больше вы не услышите ни одного слова на птичьем языке.

- Какая умница, — восхитилась Трясогузка.

- Он умеет говорить по-человечьи? — переспросил старый Ворон. - Ну что ж, это неплохо, но это не значит, что он умнее других. Я тоже знаю несколько человеческих слов, но не считаю себя умником.

- А вы поговорите с ним.

Ворон перелетел на сук, где сидел важно “надутый” Попугай, и на чистом человечьем языке представился:

- Здравствуйте, я Ворон.

- Попка - дурак, попка - дурак, - в ответ закричал Попугай.

- Вы убедились? — восхитилась Трясогузка.

- Да, я с ним согласен.

С чем согласен мудрый Ворон? Как должен вести себя в мире человек? А еще он должен читать хорошие, мудрые книги, чтобы научиться быть Человеком.

13. Тест “Отслеживаем восприятие”.

14. Д/з.: выучить понравившуюся басню.