Цель: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.
Проблема: насколько актуальны проблемы, поднимаемые в произведениях казахстанских писателей, в окружающем нас мире?
I.Evek.
1. Психологический настрой.
"Давайте познакомимся".
Называем свое имя и качество, присущее нам, на первую букву имени. Например: Светлана - серьезная и т.д.
2. Постановка мини-цели.
- Итак, мы познакомились друг с другом, и я надеюсь, что мы плодотворно поработаем на нашем занятии.
- Что вы ожидаете от Дня чтения?
(ученики пишут о своих ожиданиях, желаниях на цветках, обсуждают в группах и помещают на поляну ожиданий).
3. Тема.
Тема нашего Дня чтения "Произведения казахстанских писателей".
4. Работа индивидуально, в паре, в группе.
Сейчас мы попробуем определить, что вы знаете о современных казахстанских писателях и какие их произведения вы читали?
Высказывания учащихся.
- Из ваших ответов мы узнали, что не очень много вы знаете о литературе Казахстана. А хотите расширить, углубить свои знания?
II. Realiz.
1. Заполнение карты ЗХУ. Работа с материалами о литературном процессе в Казахстане (приложение 1).
2. Целеполагание. Сегодня мы познакомимся с рассказами современных казахстанских писателей. Вам предстоит прочитать 5 рассказов:
- Виктор Мосолов "Встреча в автобусе";
- Вадим Гордеев "Самый невзрачный гость";
- Тамара Павленко "Мелочи жизни", "Основной инстинкт";
- Марат Кабанбаев "Встреча в автобусе" (рассказы мы взяли в Литературном Интернет - журнале Казахстана, они должны быть небольшие по объему).
3. Стратегия "Воображение".
-Прежде, чем вы начнете читать эти произведения, закройте глаза и мысленно попробуйте представить, о чем будет произведение с таким названием:Кто герои? Представьте место, где будет происходить действие. Как оно выглядит? Что вы видите? О чем говорят герои? Какие звуки вы слышите? Какие чувства испытываете?
Откройте глаза и запишите ваши мысли. (3 мин). Поделитесь в парах своими прогнозами, задайте друг другу вопросы. Выберите самое интересное прогнозирование, прочтите его в группе.
Спикеры знакомят с оригинальными работами аудиторию.
4. Чтение рассказов. Вашему вниманию предложены 5 рассказов. Каждая группа будет работать над одним из них. Вам нужно прочесть, отмечая карандашом фразы, выражения, слова, которые вызывают у вас вопрос или показались вам важными. 10 мин.
5. Работа с концептуальной картой.
Вернитесь к тексту, чтобы провести мониторинг чтения, т.е. рефлексию и осмысление прочитанного, зафиксируйте в концептуальной карте вашу систему взглядов на предмет прочитанного. Индивидуальная работа 10 мин.
Название рассказа | Главные герои, их основные характеристики. | Чувства, мысли героев | Тема, идея рассказа | Ваш взгляд, чувства, переживания. Может быть, вы бы поспорили с автором или сказали что-либо ему. |
Работа в парах: обменяйтесь концептуальными картами в паре, в группах, подскажите друг другу интересные идеи. Задавайте "толстые" вопросы по работе в концептуальной карте. 10 мин.
6. Презентация прочитанного рассказа(см. приложение 2)
7. Собеседование в диалогическом общении.
- Что объединяет эти все рассказы?
- Согласны ли вы с позицией авторов в решении главными героями жизненных проблем? Если "да", приведите аргументы, если "нет", - предложите свою версию.
III. Reflekt
1. Возврат к эссе-прогнозированию.
-Что совпало в вашем эссе, что вы прочитали в рассказах?
Расскажите об этом друг другу.
- Как вы думаете, зачем вам было предложено написать эссе-прогнозирование?
- Какую цель преследовал учитель, предложив вам эту работу?
2. Рефлексия Дня чтения.
1) Эссе по проблеме. Актуальны ли проблемы, поднимаемые в произведениях казахстанских писателей, в окружающем нас мире?
"Авторский стул" (учащиеся читают свои эссе)
2) Возврат к "Поляне ожиданий".
-Нашими ожиданиями было то, что вы познакомитесь с рассказами современных казахстанских авторов, прочтете их, выявите нравственные проблемы, рассматриваемые в этих произведениях, возможно, что-то возьмете для себя. Наши ожидания оправдались. А ваши?
- Похлопаем в ладоши, если оправдались.
- Остались ли вопросы, на которые вы не нашли ответов? (мнения учащихся)
- Ответы на возникшие у вас вопросы вы сможете найти, продолжив чтение произведений современных казахстанских писателей. Для этого посещайте читальные залы, библиотеки города. Благодарю за совместную работу.
Приложение 1.
Материал о литературном процессе в Казахстане.
Литературный процесс в Казахстане находится на новом этапе развития. Интересные произведения и исследования публикуются в журналах "Простор", "Нива", "Аполлинарий", "Аманат", "Тамыр", "Тан-Шолпан", действуют региональные литературные объединения, имеющие свои небольшие печатные издания. Огромную информационную работу ведет "Книголюб", интересные издательские проекты осуществляют Роллан Сейсенбаев и Бахытжан Канапьянов. Ольга Маркова, филолог, руководитель ряда проектов в области культуры, главный редактор "Аполлинария", объединила вокруг себя представителей "новой волны" казахстанской литературы. Общественный фонд "Мусагет" организовал мастер-классы для начинающих писателей, проходят различные литературные конкурсы. В казахстанской литературе появляются новые имена: Елена Зейферт, Евгений Барабанщиков, Марат Исенов, Ксения Рогожникова, Илья Одегов, Анна Рогожникова, Елена Терских, Иван Глаголев, Тигран Туниянц, Евгения Чумаченко, Елена Преображенская и многие другие.
Казахстанская литература, как и культура в целом, - явление уникальное, в том числе благодаря наличию и тесному взаимодействию традиций разных народов. Наряду с казахской ее представляют литература русская, немецкая, уйгурская, татарская и другие. Национальные литературы органично вобрали в себя традиции казахской культуры, которая в свою очередь обогатилась их достижениями. Несомненный научный интерес представляет реализация синтеза культур в творчестве писателей разных национальностей, то, каким они видят Казахстан, каким воссоздают образ мира.
Вышедшая в 2004 году книга "Литература народов Казахстана" актуальна и востребована, написана известными казахстанскими учеными. Но ее тираж вызывает, мягко говоря, недоумение - 500 экземпляров. При этом сказано, что книга "предназначена студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям филологических и гуманитарных факультетов вузов, научным сотрудникам, любителям и ценителям литературы". Согласитесь, странно, что количество любителей, ценителей казахстанской литературы и изучающих ее специалистов исчисляется пятью сотнями на всю страну?!..
Нарушена связь между писателем, издателем и читателем, только начинает возрождаться литературная критика. Не беда, что появилось много графоманов, и каждый может издать свою книгу. Гораздо хуже, если не будет издана или пройдет незамеченной книга достойная. Книги казахстанских издательств из-за очень скромных тиражей почти сразу становятся библиографической редкостью. Не всегда есть они и в библиотеках. Зато наверняка часть тиража лежит у автора, и он знать не знает, кто и где интересуется его творчеством. Писатель остался без читателей, но ведь и читатель остался без писателя. Причем читатель этого пока не понял. Он дезориентирован в книжном мире и свою неинформированность порой принимает за свободу выбора.