Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всемирному Дню чтения "Произведения казахстанских писателей"

Разделы: Литература


Цель: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.

Проблема: насколько актуальны проблемы, поднимаемые в произведениях казахстанских писателей, в окружающем нас мире?

I.Evek.

1. Психологический настрой.

"Давайте познакомимся".

Называем свое имя и качество, присущее нам, на первую букву имени. Например: Светлана - серьезная и т.д.

2. Постановка мини-цели.

- Итак, мы познакомились друг с другом, и я надеюсь, что мы плодотворно поработаем на нашем занятии.

- Что вы ожидаете от Дня чтения?

(ученики пишут о своих ожиданиях, желаниях на цветках, обсуждают в группах и помещают на поляну ожиданий).

3. Тема.

Тема нашего Дня чтения "Произведения казахстанских писателей".

4. Работа индивидуально, в паре, в группе.

Сейчас мы попробуем определить, что вы знаете о современных казахстанских писателях и какие их произведения вы читали?

Высказывания учащихся.

- Из ваших ответов мы узнали, что не очень много вы знаете о литературе Казахстана. А хотите расширить, углубить свои знания?

II. Realiz.

1. Заполнение карты ЗХУ. Работа с материалами о литературном процессе в Казахстане (приложение 1).

2. Целеполагание. Сегодня мы познакомимся с рассказами современных казахстанских писателей. Вам предстоит прочитать 5 рассказов:

  • Виктор Мосолов "Встреча в автобусе";
  • Вадим Гордеев "Самый невзрачный гость";
  • Тамара Павленко "Мелочи жизни", "Основной инстинкт";
  • Марат Кабанбаев "Встреча в автобусе" (рассказы мы взяли в Литературном Интернет - журнале Казахстана, они должны быть небольшие по объему).

3. Стратегия "Воображение".

-Прежде, чем вы начнете читать эти произведения, закройте глаза и мысленно попробуйте представить, о чем будет произведение с таким названием:Кто герои? Представьте место, где будет происходить действие. Как оно выглядит? Что вы видите? О чем говорят герои? Какие звуки вы слышите? Какие чувства испытываете?

Откройте глаза и запишите ваши мысли. (3 мин). Поделитесь в парах своими прогнозами, задайте друг другу вопросы. Выберите самое интересное прогнозирование, прочтите его в группе.

Спикеры знакомят с оригинальными работами аудиторию.

4. Чтение рассказов. Вашему вниманию предложены 5 рассказов. Каждая группа будет работать над одним из них. Вам нужно прочесть, отмечая карандашом фразы, выражения, слова, которые вызывают у вас вопрос или показались вам важными. 10 мин.

5. Работа с концептуальной картой.

Вернитесь к тексту, чтобы провести мониторинг чтения, т.е. рефлексию и осмысление прочитанного, зафиксируйте в концептуальной карте вашу систему взглядов на предмет прочитанного. Индивидуальная работа 10 мин.

Название рассказа Главные герои, их основные характеристики. Чувства, мысли героев Тема, идея рассказа Ваш взгляд, чувства, переживания. Может быть, вы бы поспорили с автором или сказали что-либо ему.
         

Работа в парах: обменяйтесь концептуальными картами в паре, в группах, подскажите друг другу интересные идеи. Задавайте "толстые" вопросы по работе в концептуальной карте. 10 мин.

6. Презентация прочитанного рассказа(см. приложение 2)

7. Собеседование в диалогическом общении.

- Что объединяет эти все рассказы?

- Согласны ли вы с позицией авторов в решении главными героями жизненных проблем? Если "да", приведите аргументы, если "нет", - предложите свою версию.

III. Reflekt

1. Возврат к эссе-прогнозированию.

-Что совпало в вашем эссе, что вы прочитали в рассказах?

Расскажите об этом друг другу.

- Как вы думаете, зачем вам было предложено написать эссе-прогнозирование?

- Какую цель преследовал учитель, предложив вам эту работу?

2. Рефлексия Дня чтения.

1) Эссе по проблеме. Актуальны ли проблемы, поднимаемые в произведениях казахстанских писателей, в окружающем нас мире?

"Авторский стул" (учащиеся читают свои эссе)

2) Возврат к "Поляне ожиданий".

-Нашими ожиданиями было то, что вы познакомитесь с рассказами современных казахстанских авторов, прочтете их, выявите нравственные проблемы, рассматриваемые в этих произведениях, возможно, что-то возьмете для себя. Наши ожидания оправдались. А ваши?

- Похлопаем в ладоши, если оправдались.

- Остались ли вопросы, на которые вы не нашли ответов? (мнения учащихся)

- Ответы на возникшие у вас вопросы вы сможете найти, продолжив чтение произведений современных казахстанских писателей. Для этого посещайте читальные залы, библиотеки города. Благодарю за совместную работу.

Приложение 1.

Материал о литературном процессе в Казахстане.

Литературный процесс в Казахстане находится на новом этапе развития. Интересные произведения и исследования публикуются в журналах "Простор", "Нива", "Аполлинарий", "Аманат", "Тамыр", "Тан-Шолпан", действуют региональные литературные объединения, имеющие свои небольшие печатные издания. Огромную информационную работу ведет "Книголюб", интересные издательские проекты осуществляют Роллан Сейсенбаев и Бахытжан Канапьянов. Ольга Маркова, филолог, руководитель ряда проектов в области культуры, главный редактор "Аполлинария", объединила вокруг себя представителей "новой волны" казахстанской литературы. Общественный фонд "Мусагет" организовал мастер-классы для начинающих писателей, проходят различные литературные конкурсы. В казахстанской литературе появляются новые имена: Елена Зейферт, Евгений Барабанщиков, Марат Исенов, Ксения Рогожникова, Илья Одегов, Анна Рогожникова, Елена Терских, Иван Глаголев, Тигран Туниянц, Евгения Чумаченко, Елена Преображенская и многие другие.

Казахстанская литература, как и культура в целом, - явление уникальное, в том числе благодаря наличию и тесному взаимодействию традиций разных народов. Наряду с казахской ее представляют литература русская, немецкая, уйгурская, татарская и другие. Национальные литературы органично вобрали в себя традиции казахской культуры, которая в свою очередь обогатилась их достижениями. Несомненный научный интерес представляет реализация синтеза культур в творчестве писателей разных национальностей, то, каким они видят Казахстан, каким воссоздают образ мира.

Вышедшая в 2004 году книга "Литература народов Казахстана" актуальна и востребована, написана известными казахстанскими учеными. Но ее тираж вызывает, мягко говоря, недоумение - 500 экземпляров. При этом сказано, что книга "предназначена студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям филологических и гуманитарных факультетов вузов, научным сотрудникам, любителям и ценителям литературы". Согласитесь, странно, что количество любителей, ценителей казахстанской литературы и изучающих ее специалистов исчисляется пятью сотнями на всю страну?!..

Нарушена связь между писателем, издателем и читателем, только начинает возрождаться литературная критика. Не беда, что появилось много графоманов, и каждый может издать свою книгу. Гораздо хуже, если не будет издана или пройдет незамеченной книга достойная. Книги казахстанских издательств из-за очень скромных тиражей почти сразу становятся библиографической редкостью. Не всегда есть они и в библиотеках. Зато наверняка часть тиража лежит у автора, и он знать не знает, кто и где интересуется его творчеством. Писатель остался без читателей, но ведь и читатель остался без писателя. Причем читатель этого пока не понял. Он дезориентирован в книжном мире и свою неинформированность порой принимает за свободу выбора.

Приложение 2.