Цели урока:
- формирование у школьников нравственных идеалов на основе культурно-исторических и духовных ценностей родного края
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти через изучение истории и литературы родного края
- воспитание любви к родному слову
Задачи:
- изучение истории и литературы Архангельской области и Плесецкого района в контексте отечественной истории и литературы
- знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта – земляка А.Д. Чуркина
- на примере стихотворений А.Д. Чуркина о родине продемонстрировать учащимся красоту северного края, его творческий потенциал
- обогащение и развитие речевой культуры учащихся на основе стихотворений А.Д. Чуркина
Оформление доски:
- тема урока;
- портрет А.Д. Чуркина (Приложение 5);
- фоторепродукции А. Иванова «На реке Моша», «Закат на реке Моша», «Река Моша» (Приложение 2);
- цитата: «Родом он с Онеги, стороны северной, песенной, былинной. С далёкого детства песня запала ему в душу и, покоряясь её силе, он сам стал слагать песни. И его стихи пошли по России… Народ полюбил их, и в этом большое счастье поэта, его заслуга перед страной». (Александр Прокофьев)
ХОД УРОКА
I ЭТАП – Заочная экскурсия – работа с презентацией «Родина поэта»
(Презентация, слайд 1 – зимний пейзаж села Федово)
Вопрос: Что изображено на слайде?
Примерный ответ: Зима, полупустынная местность, редкие домики под снежными шапками: обыкновенная северная деревня, ничего особенного.
(Презентация, слайды 2-5 – зимние пейзажи села Федово)
Вопрос: Какое впечатление производят эти
пейзажи?
Примерный ответ: Красиво. Здесь нет ничего
броского, яркого, но всё равно очень красиво.
Природа северного края привлекательна особой
северной красотой, сочетанием суровости и
нежности, неброской, сдержанной северной
палитрой.
(Презентация, слайд 6 – обыкновенная деревня)
Комментарий учителя. Село Федово
Плесецкого района имеет многовековую историю: в
краеведческом музее Федовской средней школы
хранится пограничный столб с надписью
«Пограничный столб Олонецкой губернии сооружён
в 1838 году при губернаторе генерал-майоре К.П.
Волкове».
Село Федово расположено в устье реки Моша, при
слиянии её с рекой Онегой. Поэтому первое
название этих мест – Усть-Моша. В 1137 году
Усть-Моша впервые упоминается как
налогооблагаемая территория. В начале 20 века
вокруг села Федово располагалось более 80
деревень. 30
июня 2007
года село отметило 870-летие, а Федовской
средней школе уже более двухсот лет.
(Презентация, слайд 7 – школьный музей)
Комментарий учителя. Село Федово – родина поэта-песенника А.Д. Чуркина, писателей А.П. Чапыгина, М. В. Чернакова, поэта-революционера Ф. С. Чумбарова-Лучинского, критика и публициста Д.Я. Одинцова. В краеведческом музее Федовской средней школы хранятся различные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитых земляков.
(Презентация, слайд 8 – школьная мемориальная доска)
Комментарий учителя. Жители села
Федово бережно хранят память о земляках –
поэтах, писателях, общественных деятелях.
(Презентация, слайд
9 – портрет А.Д. Чуркина)
Сегодня мы с Вами познакомимся с творчеством
поэта Александра Дмитриевича Чуркина, уроженца
села Федово Плесецкого района, прочитаем его
стихотворения о родном крае.
II ЭТАП – Изучение жизненного и творческого поэта А.Д. Чуркина. Сообщения учащихся
Сообщение 1 учащегося «Детство и юность поэта»
Родился поэт Александр Дмитриевич Чуркин 02 мая
1903 года в деревне Пирогово (ныне Федовской
сельской администрации) Приозерного (Плесецкого)
района Архангельской области).
Детство его было очень трудным и голодным, но
Саша очень тянулся к знаниям, и особенно к поэзии.
Ему нравился Пушкин, тем, что умел о самых
серьезных вещах писать внешне легко и простыми
словами, его манил Лермонтов особой
музыкальностью стиха. Знал он и других поэтов,
чьи стихи учил наизусть и часто рассказывал
своим односельчанам.
«Ещё подростком, в 15 лет, я вступил
добровольно в Красную Армию. Участвовал в боях
под станциями Емца, Обозерская», – говорил А.Д.
Чуркин.
«Красная Армия, – писал А.Д. Чуркин, – сделал из
меня человека. В армии я много занимался
самообразованием. Здесь же начал писать стихи».
В перерывах между боями Чуркин читал стихи своим
товарищам, пробовал сочинять и свои. «Однажды
начальник клуба попросил меня написать
дивизионный марш на мотив не помню какой
популярной песни. Я эту просьбу выполнил, и марш
пели в строю», – вспоминает поэт.
В 1920 году А.Д. Чуркин окончил артиллерийскую
школу младшего комсостава, а в 1922 году был
направлен в Одесскую артиллерийскую школу.
Сообщение 2 учащегося «Творческий путь поэта»
Впервые стихотворение А.Д. Чуркина было
опубликовано в 1924 году в газете «Одесские
известия».
В 1927 году Чуркин демобилизовался из Красной
Армии и стал работать в редакции журнала
"Резец" (г. Ленинград) литературным
сотрудником.
Первая книга поэта "Выход весны" вышла в 1931
году в Гослитиздате (Государственное
литературное издательство).
Во время Великой Отечественной войны А. Чуркин
работал в творческой группе поэтов и
композиторов при Политуправлении
Краснознамённого Балтийского флота.
Весной 1942 года тяжело больного А.Д. Чуркина
вывезли по «дороге жизни» из осаждённого
Ленинграда в Архангельск, где до 1944 года он
являлся сотрудником газет «Патриот Родины» и
«Правда Севера».
Всего издано восемь сборников стихов и песен
Александра Чуркина, на его стихи написано более
двухсот песен. Музыку к стихам поэта Чуркина
писали композиторы В.Соловьев-Седой и
И.Дзержинский, Г. Носов. «Казачью кавалерийскую»
– одну из первых песен Соловьева-Седого и
А.Чуркина – первым исполнил Леонид Утесов.
Умер поэт 9 сентября 1971 года.
Чтение стихотворений А.Д. Чуркина с элементами анализа и комментариями учителя.
Сообщение учителя: Александр Дмитриевич Чуркин, покинувший отчий дом в 15 лет, большую часть жизни прожил в г. Ленинграде, в течение жизни не раз навещал родные места, особенно часто он приезжал после Великой Отечественной войны, в зрелом возрасте, когда ему было уже более пятидесяти лет.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Примерный ответ: Раньше было просто некогда: революция, гражданская война, начало творческой жизни, Великая Отечественная война… Потом стал скучать по родине, по дому, стал анализировать свою жизнь, задумываться о самом важном в жизни человека.
Вопрос: А что в жизни человека самое важное?
Примерный ответ: Жизненный успех, творчество в жизни поэта, дом, семья, любовь, родина…
Сообщение учителя: Действительно, все эти необходимые части человеческой жизни в судьбе поэта были воплощены в полной мере, а вот родина осталась далеко от места, где он жил и творил. Именно поэтому поэт А.Д. Чуркин часто в своём творчестве вспоминает родные места. Почти все его стихотворения о родном крае написаны вдали от родины. Так в 1928 году он пишет стихотворение Олония (ранее, в 19 веке, Усть-Моша входила в состав Олонецкой губернии).
Чтение учителем отрывка из стихотворения «Олония» (Приложение 1)
Вопрос: С каким чувством вспоминает поэт свою родину?
Примерный ответ: С радостью, восхищением.
Вопрос: Что у поэта вызывает такое радостное, светлое настроение?
Примерный ответ: Необыкновенно красивое небо, река, лес…
Комментарий учителя: Действительно, природа северного края необыкновенно красива: она вызывает восхищение своей скупой, суровой, но в то же время почти неземной красотой. Перед вами фоторепродукции местного фотохудожника А.Иванова «На реке Моша», «Река Моша», «Закат на реке Моша».
Работа с фоторепродукциями (Приложение 2)
Вопрос: Что вдохновило художника на создание этих фотокартин?
Примерный ответ: Красота северной природы.
Вопрос: Какая это красота?
Примерный ответ: Разная: суровая и радостная, суровая и нежная. Она завораживает своей почти неземной красотой, заставляет задуматься о чём-то самом важном, тянет человека куда-то ввысь.
Сообщение учителя: Но не только особая красота северной природы заставляет поэта обращаться к теме родины. В 1934 году А.Д. Чуркин создает стихотворение «Молодая осень». Поэт в это время живёт в Ленинграде, ему сопутствует успех: его стихи печатают, он активно сотрудничает с композиторами, считается одним из самых материально обеспеченных литераторов, ведь за песни неплохо платят. Но даже на вершине успеха его тревожат воспоминания о родном крае. В стихотворении «Молодая осень» поэт отмечает особенную силу притяжения родных мест.
Выразительное чтение учеником стихотворения «Молодая осень» (Приложение 1)
Вопрос: Природу какого края описывает поэт?
Примерный ответ: Это красота природы средней полосы России.
Вопрос: Какие чувства вызывает у поэта красота осени России средней полосы?
Примерный ответ: Ностальгическое чувство, тоску по родине.
Вопрос: В чём причина этой тоски?
Примерный ответ: Потому что только дома, на родине может быть по-настоящему хорошо, тепло родного очага – это и есть родина.
Вопрос: С каким чувством поэт вспоминает о родном доме?
Примерный ответ: С теплотой, ему хочется побывать дома, напитаться теплом родных мест.
Сообщение учителя: Детство поэта было тяжёлым, нерадостным: семья остро нуждалась в деньгах, отец любил выпить, поэтому даже любовь матери не всегда спасала детей от голодных дней и тяжёлой отцовской руки. Вот как вспоминает о своём детстве А.Д. Чуркин в стихотворении «Юность»
Выразительное чтение учеником стихотворения «Юность» (Приложение 1)
Вопрос: С каким чувством описывает поэт своё детство?
Примерный ответ: С чувством горечи: ему было тяжело, он боялся своего отца и в то же время любил его. Ему было одиноко, он часто был предоставлен сам себе. Он сравнивает своё детство с «деревянной древней телегой».
Вопрос: Почему тогда поэт вообще вспоминает своё детство, если оно было таким безрадостным?
Примерный ответ: Это всё равно была его семья, это его родина.
Сообщение учителя: Через 30 лет, в 1964 году поэт вновь обратится к теме родины и своего детства в стихотворении, которое назовёт «Встреча с юностью». В этом стихотворении поэт описывает свои чувства от посещения родных мест в уже в 60 лет: за его плечами две войны, успешная творческая жизнь, слава.
Выразительное чтение учеником стихотворения «Встреча с юностью» (Приложение 1)
Вопрос: Какой была для поэта встреча с юностью?
Примерный ответ: Радостной, светлой.
Вопрос: Что так дорого поэту в родном краю?
Примерный ответ: Ощущение молодости: ведь когда-то он здесь был молодым, теперь здесь же живут и взрослеют другие молодые. Соприкосновение с родным краем, его юностью, даёт поэту возможность почувствовать себя моложе, он испытывает новый прилив творческих сил. Родина для него – источник поэтического вдохновения.
Сообщение учителя: То, что именно родные места стали для поэта основой поэтического творчества, жизненного успеха, поэт осознаёт в полной мере и выражает горячую благодарность родному краю и землякам-северянам в стихотворении «Северяне мои, северяне» (1965 г.) Он приходит к осознанию того, Север не только красота природы, но и люди, их жизнь.
Выразительное чтение учеником стихотворения «Северяне мои, северяне» (Приложение 1)
Работа с цитатой на доске: «Родом он с
Онеги, стороны северной, песенной, былинной. С
далёкого детства песня запала ему в душу и,
покоряясь её силе, он сам стал слагать песни. И
его стихи пошли по России… Народ полюбил их, и в
этом большое счастье поэта, его заслуга перед
страной», – говорил композитор Александр
Прокофьев.
Но, несмотря на такую высокую оценку творчества,
к своим стихам А.Д. Чуркин, как все истинные поэты,
относился с особой требовательностью.
Чтение учителем стихотворения «Родство» (Приложение 1)
Вопрос: Какие сомнения мучают поэта?
Примерный ответ: Сомнения в своём таланте.
Вопрос: Как поэт разрешает свои сомнения?
Примерный ответ: Он обращается к «краю былинному», родной стороне, откуда черпает вдохновение. Северный край издревле славился народными песнями, былинами, красотой истинного русского слова.
Знакомство с песней на стихи А.Д. Чуркина «Вечер на рейде»
Комментарий учителя: Духовное родство с песенным и былинным краем, его «самоцветным словом», позволили поэту создать необыкновенные песни, которые стали близкими и дорогими народу. Одна из самых знаменитых песен на стихи А.Д. Чуркина «Вечер на рейде» стала поистине народной: она полетела в народ в годы войны, стала одной из самых любимых песен военных лет, да и до сегодняшнего дня её знают и любят многие, пели и поют повсеместно.
Сообщение 3 учащегося «История создания песни «Вечер на рейде»
Эта песня создана в первые дни войны, в августе 1941 года, когда поэт А. Чуркин и композитор В. Соловьёв-Седой отдыхали после длинного трудового дня. Они работали на разгрузке порта «Лесной». Поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. «Ничто не напоминало о войне,— вспоминал впоследствии А. Чуркин.— Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне…» «Замечательный вечер. Стоит песни», – сказал В. Соловьёв-Седой. Композитор сам придумал начало припева – «Прощай, любимый город!» – и под него стал писать музыку. Через два дня передал ноты А. Д. Чуркину, и тот, взволнованный нежной мелодией, сложил текст «Вечера на рейде»… Так родилась песня.
Прослушивание песни «Вечер на рейде» в записи 1942 года (Приложение 3)
Примечание: текст песни в распечатанном виде находится на столе у каждого учащегося (Приложение 4)
Вопрос: О чём эта песня?
Примерный ответ: О любви к родному краю, к родному дому.
Вопрос: Почему её полюбили все без исключения, не только жители города Ленинграда?
Ответ: Потому что каждый любит свою родину, только, может быть, выразить этого не умеет.
Сообщение учителя:
Песня стала народной, её исполняли на всех фронтах, не только моряки, но и воины всех родов войск. Парашютисты-десантники пели:
Споемте, друзья, ведь завтра в полет
Летим мы во вражеский тыл.
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Кто песен родных не забыл.
Партизаны Крымасочинили такие слова:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.
Песня стала крылатой. Почему она стала такой дорогой? О чём же пели солдаты? Поэт в стихотворении 1966 г. «Солдаты пели» сам отвечает на этот вопрос.
Выразительное чтение учеником стихотворения «Солдаты пели» (Приложение 1)
Сообщение учителя: Песня, посвящённая Ленинграду, стала песней о России, о Родине. Чувство родины присуще каждому человеку. Мы все, осознанно или бессознательно, дорожим своей родиной, всем, что с ней связано. Родина у каждого своя. Большинство жителей города Мирного приезжие, но каждый хранит в своем сердце любовь к родному краю.
III ЭТАП. Итог урока
Творческие работы учащихся
Учащиеся представляют свои работы – рисунки на тему «Уголок родного края» с краткими комментариями к ним, подготовленные дома. Примечание: после рассказа ученика работу закрепить при помощи магнитов на доске – так происходит создание обобщённого образа Родины – России)
Заключительное слово учителя: Родина, её значение в жизни человека всегда были в ряду особо важных ценностей русского народа. На эту тему русский народ сложил много пословиц и поговорок. Предлагаю вам дома вспомнить пословицы и поговорки на тему Родины.
Работа в тетрадях
Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки на заданную тему и выполняют записи в тетрадях.
Опорный материал:
1. «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»
2. «На родной стороне и камешек знаком»
3. «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»
4. «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да
своё»
5. «Всякая сосна своему лесу весть подаёт»
6. «Где кто родился, там и пригодится»
7. «За морем теплее, а дома веселее»
8. «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё
хламовище»
9. «Всяк кулик своё болото хвалит»
10. «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и
Курмыш»