Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство здесь и сейчас. В условиях модернизации образования РФ одно из ведущих мест занимает выделение в качестве основной цели – воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся.
Одним из ресурсов повышения качества образования является выведение ученика в позицию субъекта обучения. Другими словами, эффективность обучения заметно возрастет, если ребенок начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить знания и встраивать их в свою деятельность, устранять свои ошибки в организации собственной деятельности. Именно поэтому я ставлю перед собой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию способностей учащихся по литературе. Наиболее остро для меня стоит проблема активного, творческого восприятия знаний.
Учебный процесс должен быть увлекательным и интересным, учителю необходимо раскрывать значение получаемых на уроке знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало у меня необходимость применения новых педагогических подходов и технологий.
А одна из инновационных технологий, которая дает возможность реализовать эти задачи, – проектная. Приобщение школьников к проектной деятельности считаю одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Но в то же время понимаю, что использование средств новых информационных технологий зависит от уровня моей подготовки. Например, курсы ИКТ ,которые пригодились мне в педагогической практике. Многое зависит от инициативности учителя и учащихся, а самое главное – от технического оснащения.
Использование новых информационных технологий позволяет мне подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые реализую и как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Проектной деятельностью я занимаюсь первый год, но уже точно могу сказать, что эта работа позволяет максимально развивать учащимся свой творческий потенциал, вносит разнообразие в учебную и практическую творческую деятельность, основанную на индивидуально-личностном подходе к обучению, а также поддерживает высокий уровень познавательной активности и позитивной исследовательской мотивации.
Методика организации проекта “Мир современной прозы”
I. Обоснование проекта:
1. Учебный процесс при помощи средств новых информационных технологий становится более увлекательным и интересным, помогает раскрыть значение получаемых на уроке знаний и их практическое применение в жизни.
2. Проект помогает завершить большую тему “Мир современной прозы”, идущую на протяжении целого учебного интервала (двух четвертей).
3. Проектом можно начать и новую тему, которая будет на следующих уроках.
II. Дидактические цели:
1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения,
2. Формирование критического мышления, навыков работы в группах.
III. Методические задачи:
1. Овладеть в совершенстве Microsoft Power Point для оформления результатов.
2. Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
3. Познакомить учащихся с творчеством современных писателей.
4. Совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения.
5. Создавать благоприятную атмосферу, превращая скучную обзорную лекцию в увлекательный урок, тем самым вызывая желание детей принимать в уроке активное участие.
IV. Ожидаемый результат:
1. Образовательный продукт: систематизированная подборка материала по творчеству писателей, чьи произведения практически не освещены в учебнике литературы (презентация, буклет, доклады, музыкальные подборки и подборки живописных полотен).
2. Работа с Интернетом (целесообразное применение ресурсов Интернета как источника информации для проведения исследований разных уровней – ученических, учительских или совместных в связи с его огромным информационным потенциалом).
3. Более качественная подготовка к государственному экзамену по литературе.
V. Виды деятельности:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами).
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний).
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности учащихся).
5. Экспертное оценивание полученного материала.
На четвёртом этапе мне и хотелось бы остановиться подробнее.
Практика показывает, что защита проектов проходит чаще всего в форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают консультацию, как работать над презентацией.
Презентация должна включать:
- Вступление
- Основные тезисы
- Обзор новой концепции или мнений по вопросу
- Ссылки на использованные сайты
- Общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты
- Графические изображения, анимационные эффекты
- Диаграммы и графики
- Цитаты, список использованных материалов
- Другое - по надобности
Предъявление информации превращается в представление: текст, её содержащий, “оживает”. Хотя я прекрасно понимаю, что важна не только компьютерная обработка фактического материала, но и последующее воздействие авторского электронного текста на аудиторию, потому что мы имеем дело с гуманитарной дисциплиной, а здесь очень значимо прямое воздействие слова.
Конечно, внимание обращаю на разработку дизайна слайдов (Мастер презентаций Power Point позволяет использовать готовые шаблоны дизайна, которые учащиеся могут выбирать по своему усмотрению), на звуковое и графическое оформление слайдов (гармоничное сочетание с содержанием замысла автора), на создание лаконичного, доступного, наглядного текста; композиционное решение слайдов не должно быть перенасыщено информацией.
Занимаясь проектной деятельностью, я заметила, что эта работа захватила не только меня, но и моих учеников, которые получили удовлетворение, испытали радость от осознания собственных достижений и приобретённых навыков. А это значит, что информационные технологии приносят ощутимую пользу на сегодняшний день, поэтому мы на верном пути.