Практическая работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Знакомство с повестью, анализ 1 главы, повторить и расширить теоретические понятия – портрет, литературный герой, художественная деталь, психологизм, интерьер, И.В.С.
  2. Развитие внимания, связной речи, совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику.
  3. Формировать активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы.
  4. Повысить интерес к литературе.
  5. Воспитывать умение работать с книгой.
  6. Воспитывать уважительное отношение к женщине, к матери.

Виды работы на уроке: работа с литературоведческим словарём, толковым словарём, О.К; выразительное и выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, работа над деталями.

Оборудование: повесть, литературоведческий словарь, толковый словарь, иллюстрации Кибрика к повести, опорный конспект “Изобразительно-выразительные средства”.

Ход урока

I. Повторение теории литературы (см. приложение 1–3).

- Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении?

- Кто такой литературный герой?

- Что мы можем отнести к художественным деталям?

- Что такое интерьер?

II. Анализ 1 главы повести.

1. Назовите героев повести Н. В. Гоголя.

- С какого события начинает автор повествование? Какой мы видим мать в этом эпизоде?

Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.

И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.

Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.

- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?

2. Расскажите историю жизни матери.

3. Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.

Образ матери раскрывается в нескольких эпизодах.

4. Почему представлены только некоторые детали внешности матери? Какие это детали? (Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради)

Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:

Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.

5. Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.

Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).

- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?

Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.

6. А как автор с помощью деталей интерьера при описании светлицы обращает наше внимание на образ матери?

Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно, комната используется чаще для собрания людей, на видном месте – оружие, а дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3-4-м ряду полок. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина.

А что можно сказать о хозяйке? Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

7. Как Тарас относится к своей жене?

На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:

Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?

А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:

- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца ( эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.

Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.

8. Какова главная мысль отрывка “ Одна бедная мать не спала…”? Как этот отрывок характеризует героиню? Рассмотрите иллюстрацию Е.А. Кибрика и найдите соответствие деталей текста и иллюстрации (см. приложение 3).

- Когда Гоголь пишет о матери, что составляет основу: описание событий или переживаний?

Важная черта произведения – психологизм. Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Автор использует для этого эпитеты, сравнения, развёрнутые метафоры (безмолвная сила горести трепетала…) (см. приложение 2).

9. Проанализируйте с этой точки зрения отрывок “Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней…”.

Гоголь обращает наше внимание, что несмотря на отчаяние, мать со всею лёгкостью дикой козы, с непостижимою силою, с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию останавливает лошадь и обнимает одного из сыновей.

- Каково отношение сыновей к матери?

Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.

III. Подведём итоги. Каков образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”?.

Как автор создаёт образ героини?

Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?

В каких произведениях мы уже работали над образом матери?

Н.В.Гоголь скупо, но очень ёмко раскрывает нам образ матери, показывает роль женщины в трудное бранное время, взаимоотношения мужчины и женщины.

Мы с вами начали работу над повестью с образа матери. По-моему, работа на уроке вам ещё раз показала, что читать надо внимательно, не торопясь, тщательно анализируя прочитанное.

IV. Домашнее задание: первая группа подбирает материал по Тарасу Бульбе, вторая – по Остапу, третья – по Андрию. (Cильные учащиеся могут собрать материал по всем героям)

 Литература

  1. Гоголь Н.В. Избранное. Вступ. ст. П. А. Николаева.-М.: Просвещение, 1986.
  2. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. - М.: Просвещение, 1989.