Поэзия времен Великой Отечественной войны (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Оборудование: эпиграф, книги, гвоздики, электронное наглядное сопровождение урока.

Цель урока:

  • познавательная: углубление знаний учащихся о войне 1941-1945 гг., ознакомить учащихся
  • с разнообразием и глубиной поэзии времен войны;
  • развивающая: выразительное чтение стихотворения, выступление перед аудиторией;
  • воспитательная: любовь к родине, патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Основная часть урока: ведущие по очереди читают о поэтах и их стихах, ученики наизусть рассказывают стихи, слушают записи песен и стихов.
  4. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский, 1941 г.

Слово учителя: Сегодняшний наш урок посвящен поэзии времен Великой Отечественной войны. Казалось бы, война и стихи – никак не совместимые понятия, но и на войне поэты оставались поэтами. Мы вспомним стихотворения поэтов, чьё творчество во многом посвящено военной теме; стихотворения, ставшие классическими произведениями и те, которые мало знакомы широкому кругу читателей.

Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события.

1 ведущий: Война против фашизма была народной и священной, с августа 1941 года её стали называть Отечественной. Поэт Василий Лебедев-Кумач в содружестве с композитором А. Александровым написали песню “Священная война”. Уже 24 июня 1941 года текст песни был опубликован на страницах газет “Известия” и “Красная звезда”. Все трудных четыре года была эта песня с нашим народом, сопровождая его в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Звучит песня “Священная война”, на фоне песни читается отрывок из заявления Советского правительства от 22 июня 1941 г.: “…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…”

1 ученик:

А. Твардовский

Дом у дороги

В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.
Трава была травы добрей –
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.
………………….............
Домой ждала тебя жена,
Когда с нещадной силой
Старинным голосом война
По всей стране завыла.
……………………………
Не докосил хозяин луг,
В поход запоясался,
А в том саду все тот же звук
Как будто раздавался:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
……………
И был ты, может быть, уже
Забыт самой войною,
И на безвестном рубеже
Зарыт иной землёю.
Не умолкая, тот же звук,
Щемящий звон лопатки,
В труде, во сне тревожил слух
Твоей жене – солдатке.
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.

1942–1946 гг.

2 ведущий:

Документы военных лет. Считаем свое перо мобилизованным. Из резолюции митинга писателей Москвы 22 июня 1941 года: “… Каждый советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной, народной войны против врагов нашей Родины!”

Из заявления писателей Ленинграда в начале июля 1941 года: “…Настал момент, когда наряду с пером в наших руках должна быть винтовка, а наше место – в строю, плечом к плечу с рядовыми бойцами”.

Так многие писатели и поэты уходили на войну.

1 ведущий:

Великая Отечественная война прошла через сердце каждого поэта. В те огненные годы героизм народных масс вдохновлял на создание волнующих и точных по своей гражданской нацеленности стихотворений, а сами стихи, в свою очередь, поднимали людей на борьбу, давали силы в бою, вели к победе.

Поэты работали в армейской печати, участвовали в строительстве оборонительных рубежей, с оружием в руках защищали Отчизну. Одни, солдаты и офицеры переднего края, прошли сквозь горнило сражений и израненные, вынесли из-под огня “порохом пропахнувшие строки”. Другие не увидели утро победы, и последней строкой их судьбы стала скупая запись: “Пал смертью храбрых…” Мы помним их: Ю.Инге, Б.Костров, А.Лебедев, Г.Суворов, П.Шубин и многие другие.

2 ведущий:

Константин Михайлович Симонов с 1941 по 1945 гг. – военный корреспондент газеты “Красная звезда”. Эти корреспонденции составили позже четыре книги. В январе 1942 г. в газете “Правда” было опубликовано стихотворение “Жди меня”.

2 ученик: читает стихотворение “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера…

2 ведущий:

Была своя закономерность в том, что первоначально писалось оно, как и “Землянка” Алексея Суркова, тоже появившаяся на страницах “Правды” в феврале 1942 года, не для газеты, да и вообще не для публикации. Это были интимные стихи-письма.

Сурков во время наступления под Москвой, в декабре 1941 года, написал свою “Землянку”, которую тут же запели и поют до сих пор. Этой песне суждена долгая жизнь.

Звучит песня в исполнении учащихся.

1 ведущий:

8 марта 1942 г. в “Правде” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Сегодня – это наша отечественная классика. Что оно вмещает в себя? Трагический опыт первого полугода войны и первых месяцев блокады Ленинграда, раздумья о судьбах Родины и национальном достоинстве, призыв к мужеству и непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит.

3 ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

1 ведущий:

В этих стихах отчетливо выражена связь не только с русской классической, но и с традицией древнерусской литературы. Оно было не в полную меру принято современниками. Глубина этих сдержанных, исполненных достоинства строк раскрылась с движением времени.

2 ведущий:

Главная тема военных лет или главная её художественная идея состояла в утверждении и прославлении жизни. Самая великая и самая жестокая война в истории человечества велась “ради жизни на земле”, как сказал Александр Твардовский в поэтической эпопее “Василий Теркин”, “Книге про бойца”.

Она была энциклопедией народной жизни за четыре военных года, главы из неё печатались и перепечатывались во фронтовых газетах. И если “Священная война” Василия Лебедева-Кумача явилась “главной песней” тех лет, то “Василий Теркин” Твардовского был “главной книгой” фронта, окопа.

В лирической хронике Александра Твардовского “Дом у дороги”, которую мы уже прослушали, поэме о великом бедствии народа есть строки, обращенные к современникам и в будущее: “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. Память живет в народном сознании и в художественном сознании литературы, рождая стремление спасти человечество от новой трагедии.

И не случайно эпиграфом нашего урока является стихотворение Твардовского: “Война – жесточе нету слова…”.

1 ведущий:

Осознание грандиозности подвига, совершенного советским солдатом, потребовало от поэзии масштабности художественного мышления и самой художественной образности. Сергей Орлов оказался тем поэтом, кому выпало выразить эту грандиозность художественными средствами.

4 ученик:

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград…
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

1 ведущий:

Стихи эти тоже стали нашей классикой. Их первая фраза: “Его зарыли в шар земной” - теперь высечена на гробовой плите самого поэта.

Учитель:

Очень много стихотворений было посвящено матерям. Для каждого мать ассоциировалась с Родиной, а Родина – с матерью. И поэтому наказ матерей сыновьям звучал как наказ самой Родины.

Хочу познакомить вас с поэтом Павлом Булушевым и его стихотворением “Мамы идут на прорыв”. Прошу обратить внимание на последние две строчки.

Всё начальство наше в изумленье.
На рассвете к нам из тыла, у высотки,
Просочились через оцепленье
Чуть не в боевое охраненье
Две каких-то оголтелых тетки.

Сам комбат (он спал) полураздетый
Расшумелся: “Жизней вам не жалко?!
Здесь у нас танкоопасный сектор.
И вообще, в трехстах шагах нейтралка!”

Но бессильны все его резоны.
Дело в том, что тут у нас в разведке
С дней формирования батальона
Служат сыновья их, однолетки.

А с войны какие увольнения?
Вот к ним в гостьи и явились сами.
“Так что окажите уваженье,
Не задерживайте нас. Мы – мамы!”

Пробивной пароль у этих женщин.
Тут комбату и ответить нечем.
(Даже старший лейтенант из “Смерша”
Строгость напускает… безуспешно).

И сквозь оборону спозаранку
Мамы прорываются упрямо…
Можно задержать лавину танков,
Но попробуйте остановите маму!

Очень хорошее трогательное стихотворение.

2 ведущий:

Якутские поэты тех лет тоже писали стихи, вдохновляли ими свой народ. От них исходила огромная моральная сила, поддерживающая и тыл, и фронтовиков. Это и Сергей Степанович Васильев, и Тимофей Егорович Сметанин, и Гавриил Иванович Макаров (Дьуон Дьанылы) и мн. др.

Послушайте отрывок из стихотворения Тимофея Сметанина “БырастыылаЬыы” (прощанье), написанное в 1942 г.

5 ученик:

КэтэЬин, дооттоор, кэлиэхпит,
Эрэнин, биЬиги эргиллиэхпит, -
Кырыстан сибэккилэр,
Лабаалартан сэбирдэхтэр
Чээлэй куеунэн чэмэлиЬэр,
Дьэрэкээн енунэн дьиримнэЬэр,
Киэн Лена аралыйар
Кэлэр дьыл сааЬыгар.
Тулабыт уерэ-кете туруоа,
Оо, онно кэрэ да буолуоа.
Сиппэтэх тойуктары биЬиги
Оччоо ситэ туойуохпут,
Итии эркиннээх кэрэ оло5у
Оччоо дьэ олоруохпут.

2 ведущий:

Позади оборона Брестской крепости, оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга…

Настроение в войсках было хорошее, победоносное, частенько в конце дня певали “Катюшу”, “Землянку”, “Темную ночь”… Поразительно и чудодейственно это в людях – осознание силы, жизнелюбие, песня, стихи.

Долгим и нелегким был путь к Берлину.

Давайте просто послушаем стихи и песни тех лет.

(Прослушиваются записи песен и стихов в исполнении известных актеров)

1 ведущий:

9 мая. Каким он был долгожданным!

Емилиан Буков “Победа”.

6 ученик:

Я ждал тебя, не как влюбленный
Подругу ждет – придет ли, нет…
Я ждал тебя, как сад бессонный
Ждет на заре, чтоб хлынул свет.

Пришла, как в небо голубое
Приходит солнышко весной,-
И смолк далекий грохот боя,
Запели птицы надо мной.

Мне столько слов сказать хотелось!
Но слезы хлынули из глаз,
Впервые изменила смелость,
И робок был я в этот час.

1945 г.

7 ученик: Сергей Викулов “Возвращение”.

Вот и дом мой. Старые березы
У окна по прежнему шумят.
Я пришел. Но почему же слезы?
С радости, как люди говорят?
Утром рано-рано на крылечко,
Словно завороженный стою,
И в окошко вижу я у печки
Маму постаревшую мою.

Я шатаюсь, словно выпил лишку
Только дверь толкнул – и дома … вот!
- Помнишь, мама, среднего сынишку,
Много доставлявшего хлопот?

Я пришел. Но знаю: нету брата.
Я пришел. Но знаю: нет отца.
Утираю, будто виноватый
В чем-то, слезы с мамина лица.

Заключительное слово учителя:

В течение нескольких уроков мы знакомились с жизнью и творчеством поэтов времен Великой Отечественной войны. И каждый из вас, наверняка, для себя сделал какие-то выводы. Как видите, поэты писали на разные темы. Было написано множество стихов, сложено песен, были написаны поэмы известными и малоизвестными поэтами и просто солдатами.

Отсюда мы можем сделать вывод, что каждый поэт, как гражданин, как воин – сделал огромный вклад в дело Победы, в дело грядущего будущего, вдохновляя своими стихами. Своим творчеством солдат – в бою, тружеников тыла – веру в Победу.

Заканчивая наш урок, хочу сказать, что у человека есть свой час памяти, обращенный к прошлому. Сегодня – это пора тревожных раздумий о судьбах мира и самой жизни планеты Земли, над которой нависла угроза гражданских войн, термоядерной катастрофы.

Война 1941-1945 годов оставила глубокую рану в душах и сердцах каждого человека, россиянина.

Эта война действительно была, действительно страшная и долгая… И вам – молодым, нужно помнить об этом, знать, читать о ней и уважать героев, уважать их подвиги, уважать ветеранов, которые боролись не щадя своей жизни, ради светлого будущего, ради счастья на земле, ради нас.

Роберт Рождественский “Реквием”: (Все встают)

Памяти наших отцов и
старших братьев, памяти
вечно молодых солдат и
офицеров, павших на
фронтах Великой Отечественной войны
Вечная Слава
Героям!
(Все вместе) Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная слава
Героям!

Почтим память наших героев - дедов и прадедов минутой молчания!

Спасибо всем за активное участие и за внимание.

Урок окончен. Приложение