Жизнь, как известно, один раз дается
и летит чудовищно скоро;
не успеешь оглянуться, уже срок:
Вернуться нельзя.
Можно не пропустить.
В.М.Шукшин.
Разговор с произведением с целью определения философской доминанты произведения.
В процессе размышлений над рассказом найти ответы на вопросы:
- В чем "глубокий смысл", в чем "тайна человеческой жизни" по Шукшину?
- Что такое "подвиг жизни"?
Ход урока
1. Слово учителя.
(Сообщаются тема и цель урока).
Чтобы вы могли "услышать" голос автора, мы прочтем этот рассказ вслух. Может быть, особая интонация, эмоциональность помогут вам услышать то главное, без чего невозможно постичь философскую глубину этого произведения.
Во время чтения постарайтесь найти ответы на вопросы:
Как повлияла на девушку встреча со стариком?
Что изменила в ней?
Когда начались эти перемены?
2. Чтение рассказа учителем или заранее подготовленным учеником.
3. Беседа по вопросам.
- Почему рассказ начинается так? Что вы услышали и увидели? (Первые предложения короткие, как дыхание старика. Аллитерации, повторяющийся эпитет "горячий", метафора "дни горели белым огнем" усиливают ощущение зноя и духоты:)
- Расскажите о старике по его портрету. (Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки тяжелые, они неподвижно лежат на коленях.
Руки "коричневые, сухие", как земля:
Лицо и руки в "ужасных" морщинах.
Морщины словно карта жизни старика:
Жизнь уходит от него, потому и глаза "влажные, тусклые").
- Появление старика на берегу случайно? (Для него это ежевечерний ритуал).
- Почему он всегда садился на одно место? (Он садился "у коряги", сам старый и согнутый временем, как эта коряга.)
- Для чего использован контраст "стремительной реки Катуни" и неподвижно сидящего старика? (Во-первых, река - это символ времени, человеческой жизни, которая проходит так стремительно.
Во-вторых, контраст подчеркивает степенность старика: для него приход на берег - ритуал, а ритуалы не терпят суеты.)
- Расскажите о девушке, о ее характере, о ее городской жизни.
- Вам нравится девушка? Почему? Она считает себя "настоящей художницей"?
- Прочтем описание заката. Для чего такое буйство красок? (Описание заката символично.
Солнце погрузилось в "далекий синий мир", а тень придвинулась к старику.
Возникает ощущение уходящей жизни и приближающейся смерти.
На пороге смерти человек подводит итог прожитому: "отчетливее рисовались горы".
Так хочется еще пожить: "веер ярко-рыжих лучей".
После ухода стариков остаются молодые - жизнь продолжается: "зеленоватое небо", "пошла полыхать заря".)
- Почему вздохнул старик? А что сделала девушка? ("Ушло солнышко"- для старика это ушел еще один день жизни.
А для девушки это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу, поэтому она "сложила листы в ящик".)
- Обратимся к диалогу героев во время их второй встречи. Почему девушка задает вопросы невпопад? (Она раздражена, потому что не получалось нарисовать руки старика).
- Какой из вопросов девушки самый нелепый? ("Сыновей жалко?").
- Старик обижен этим вопросом? (Нет. Он удивлен).
- "Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием". А вам жалко старика? (Учащиеся обращаются к фрагменту "он пришел домой:")
- Чего до сих пор не поняла девушка? (Художница, рисующая портрет, не поняла, что старик слепой!)
- Автор скрывает от читателя, что старик слепой?
(Нет. Попробуйте не мигая смотреть на солнце, как это делал старик.)
- Когда происходит перемена в девушке? Что изменилось в ней? Почему она "пристально посмотрела на свои рисунки"? Что увидела в них? (Возможно, найден ответ на вопрос, заданный ей "настоящим художником": "А что дальше?")
- Перечитайте финал. Почему заплакала девушка? ("Ей было жалко дедушку:она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига:")
4. Выводы.
- В чем же заключается эта "тайна человеческой жизни и подвига" по Шукшину?
- Найдите ответ в тексте рассказа и прочитайте. ("Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит: А разве это просто!")
- Как вы понимаете эти слова?
- Что в рассказе является шукшинской "формулой жизни"? (Название: "Солнце, старик и девушка".)
- Нарисуйте эту формулу. (Возможный вариант рисунка: Солнце - символ жизни, Земля, согреваемая солнцем, и еще одна маленькая планета:)
5. Заключительное слово учителя.
Писатель Виктор Горн о героях Шукшина: "В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на "проклятые" вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют глубокую неудовлетворенность, мучительный душевный непокой."
Такую "потребность понять себя" испытала и девушка-художница. Финал рассказа дает надежду на то, что и она научится "видеть солнце", как умел его видеть слепой старик. И в портрете старика она все-таки сумеет рассказать о нем. О Старике. О Солнце.
6. Домашнее задание.
Написать цитатный план сочинения на тему: "Шукшинская тайна человеческой жизни и подвига".
К следующему уроку прочитать повесть Э.Хемингуэя "Старик и море". Выделить общее в проблематике рассказа Шукшина и повести Хемингуэя.