Разработка урока "Приключение длиною в жизнь" (внекласное чтение в 7 классе, урок-игра по биографии и творчеству зарубежного писателя Роберта Льюиса Стивенсона) (1850-1894).
Свою жизнь Стивенсон прожил как одно большое приключение.
Роберт Льюис Бэлфур (такое полное имя писателя) родился 13 ноября 1850 года в городе Эдинбург.
Материал | Вопросы и записи в тетради |
1 Орг момент Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке внеклассного чтения по теме "Приключение длиною в жизнь". Цель нашего занятия - знакомство с биографией и творчеством замечательного писателя, портрет которого вы видите на буклете перед собой. Но пока не буду называть его имени, постарайтесь вспомнить его сами Я попрошу вас заполнять буклет поэтапно вместе со мной. Внизу каждой страницы есть вопрос Кто он. Если вы догадаетесь раньше остальных, вам нужно написать имя этого человека и поднять руку. Если еще не узнаете его, то надо будет поставить знак вопроса. Для начала, чтобы лучше настроиться на разговор об этом интересном человеке и писателе я предлагаю вам посмотреть видеоряд, где его жизнь представлена в фотография от детских лет до самых последних. Обращайте внимание на детали, чтобы предположить, в какой стране он жил и в какое время 2 основная часть. 1 этап видеоряд Слайд 2 Работа со стр1 ВОПРОС: Итак, Ребята, каковы ваши версии: в какой стране, в какое время жил этот писатель. ОТВЕТ: Наш герой родился в политическом и культурном центре Шотландии в городе Эдинбурге в 19 веке в 1850 году. Его Мать Маргарет Изабель, была дочерью священника и принадлежала к старинному проду Бэлфуров. Через нее ОН был связан С героическим прошлым Шотландии, легендарными Мак-Грегорами, Одним из которых, по преданию, был сам Роб Рой, герой борьбы шотландцев за независимость. Именно Его имя прославил, вынеся в название романа, Вальтер Скотт. Отец, Томас, был инженером, потомственным (в 5-6 поколении) строителем маяков. И от него сын перенял любовь к морю и рассказам о всяких морских приключениях. ВОПРОС: Может ли кто-нибудь назвать его имя сейчас? 2 этап слайд 3 ВОПРОС Ребята, глядя на портрет писателя, можете ли вы предположить, какие черты характера были свойственны ему? Почему вы так считаете? Более точный ответ о чертах характера можно получить из высказываний писателя. Откройте стр 2. Читают, отвечают и комментируют : почему? ОТВЕТ Это был сильный духом человек, неунывающий и справедливый, ВОПРОС Как вы думаете, а когда закладываются черты характера? ОТВЕТ: Правильно, в детстве. Он был единственным ребенком в семье и все его очень любили. Но в два года мальчик тяжело заболел, сказалась наследственность (его мама была больна туберкулезом) и болезнь оказалась очень серьезной и по-настоящему она уже больше не отпускала никогда. метафорическое выражение "худой, как щепка" точно подходило ему. Поэтому детство писателя было не самым счастливым. Давайте прочитаем, что он сам пишет о детских годах Страна Кровати" была его вынужденным поселением, неделями и месяцами он не покидале и в любую минуту мог оказаться в ней снова. слайд 3 Но все в семье как могли поддерживали его, особенно его няня Алиса Каннингем., которая в основном и занималась его воспитанием Она была женщиной незаурядной и попользовалась таким авторитетом в доме, что за свои шалости и проступки мальчик просил прощения у нее, а не у родителей. Прочитайте пожалуйста стихотворение на 3 страничке "Памятка для хороших детей" Она обладала замечательным чувством юмора, воображением и немалым талантом рассказчика. Именно она научила его фантазировать, что вместо одеяла и подушек горы, равнины, моря: В те долгие ночи, когда Луиса мучил кашель, Камми несла его к окну, чтобы показать ночь, звёздное небо и свет в окнах тех, кто "тоже болеет". Няне, по его собственному признанию, наш герой был обязан тем, что сделался писателем. Она помогла развить его природную способность к сочинительству, стала тем товарищем, общества которых слабый и болезненный ребёнок был лишён. Мальчик до такой степени проникся духом игры, что ему легко было представить все, что он видел на картинках и слышал в рассказах отца и няни., а потом и сам читал. Это умение научило мальчика мечтать, наградило удивительной способностью беды и неприятности превращать в приключения. Свои длительные заболевания и временные выздоровления он представлял как увлекательный поединок со смертью, каждый прожитый день - как награду, добытую в поединке. слайд 3 Он был очень благодарен няне за это и недаром именно ей посвятил свой первый поэтический сборник, который вышел. Когда писателю было 35 лет.
Посмотрите, пожалуйста на названия его произведений и догадайтесь, какое название дал наш герой этому сборнику Ответ: Детский цветник стихов" Интересно, что когда один критик прочел стихи, он написал, что "эти жизнерадостные стихи сочинил тот, Чья жизнь жизнь легка" Но родные и друзья, а теперь и мы с вами знаем, что это не так. Вот как вспоминают историю написания одного из 48 стихотворений этого сборника. Как-то раз из-за больного горла десятилетний мальчик не мог говорить, из-за больных глаз - читать, из-за болей в правой руке - писать. "Как жаль, что ты вынужден молчать", - посочувствовали ему. "Молчать - тоже занятие", - еле слышно ответил он. И в тот же вечер нацарапал левой рукой весёлое стихотворение о дальних странах: Прочитайте его пожалуйста на стр 3
И представляете, судьба наградила его за жизнелюбие и силу духа. Она дала ему дар не только возможность описывать приключения героев, но и возможность самому увидеть мир: спуститься на дно моря к самому подножию маяка, побывать в во Франции, германии, пересечь океан и высадится на Американский берег, а потом и вовсе поселиться на одном из красивейших островов Тихого океана "Я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью" - такой итог он подвёл незадолго до своей кончины. ЭТАП 3 Много интнресных книг написал этот писатель за свою недолгую жизнь. Его читателями стали люди всех возрастов. Его положительные герои честны, справедливы и сильны духом, как и он сам. ВОПРОС: Посмотрите на названия его произведений, нет ли там знакомых вам? слайд 4 Среди его произведений есть и очень известная баллада ВОПРОС: Что такое баллада? по мотивам шотландских легенд. Такова баллада о маленьком. Но гордом народе пиктов, живущих среди скалистых гор. Они стойко хранили секрет приготовления меда , предпочитая умереть, но не отдать секретный рецепт врагу ВОПРОС Догадались ли вы о какой знаменитой балладе я говорю? ОТВЕТ Вересковый мед ВОПРОС Кто же автор? Не догадались или не уверены? Тогда вам последняя подсказка. Вы его точно знаете и надеюсь не раз с удовольствием читали и смотрели экранизации. Слайд 5 А родилась эта книга тоже из игры. Правда на этот раз из игры с одиннадцатилетним мальчиком, Ллойдом Осборном, который очень любил слушать всякие истории и придумывал их сам. Обычно они играли в солдатиков, в типографию, в картинную галерею, а теперь решили выяснить, кто лучше нарисует географическю карту. Кто луш=чше, история умалчивает, но то, что мальчик Ллойд очень помог писателю в придумывании сюжета это факт. Приложил руку к разработке деталей костюмов героев и отец писателя, обрадовавшийся возможности принять участие в написании настоящей книги. Но некоторые исследователи считают, что романа не было бы, если бы не одно историческое лицо, вернее даже два?? Некие Израэль хЕНдс и Тич Черная Борода, пираты бороздившие океаны и прятавшие свои сокровища на островах Слайд 6 Слайд 7 ВОПРОС а знаете ли вы. Что нарисованный и описанный писателем остров очень похож на другой? ОТВЕТ остров Пинос или Хувентуд (остров молодежи) в 70 км от кубы ВОПРОС Кто же автор этого романа? Слайд 8 Давайте вспомним героев этой книги: Кто больше назовет?
Прочитайте эпизод на стр 5 и попробуйте вставить имена участников этого эпизода. ДАВАйте прочитаем этот эпизод по ролям
Именно этот роман неоднократно перечитывал ночами четырежды премьер-министр Англии Уильям Эварт. Ребята, читайте его произведения и вы получите большое удовольствие, не меньшее, чем жители острова САМОА, где Стивенсон прожил последние годы. дар рассказчика был признан всеми и даже туземцами с острова САМОА, где и поселился писатель в последние годы . После того, как он перевел на их язык рассказ Волшебная бутылка, они называли его не иначе как ТУСИТАЛА то есть сказитель. Их любовь к нему и уважение были настолько велики. Что когда писатель умер, они по его завещанию похоронили его на самой высокой точке острова и написали им же придуманные слова: ПРОЧИТАЙТЕ ИХ НА 6 СТР Слайд 9
Слайд 12 Сейчас там музей. Самоанцы тщательно берегут память о писателе и стараются жить по его главному завещанибю людям Я хотела бы закончить рассказ о писателе его строками -завещанием всем людям ПРОЧИТАЙТЕ ЕГО ВМЕСТЕ СО МНОЙ НА СТР 6 А теперь попрошу вас ответить на главный вопрос урок: ВОПРОС Кто этот замечательный человек и писатель, о котором мы сегодня говорили? И последний вопрос: Как вы сейчас понимаете название урока: Приключение длиною в жизнь"? |
Все ли понятно?
Их ответы: На слайде 2 Мать: Маргарет Изабель Бэлфур, дочь священника , но из очень знатного рода Отец: Томас - инженер, потомственный (в 5-6 поколении) строитель маяков.
Ответы:
Открываем 2 страничку. Читают вслух, комментируют. Записывают на стр 2 Записывают итог
Читают на стр 2 высказывание
Читают стих "памятка:"
Смотрят на список произведений
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого часто лежит необычный случай, легенда или предание
КТО ОН?
Фрагмент песни из мультфильма?
ВОПРОС О какой балладе я говорю Допишите ее название в ряд его произведений Дать послушать???
Их ответы
На странице 5 и на месте линий имена
Вставляют имена
Слайд и читаем построчно про него
Пишут. |