Литература
-
Педагогическое эссе "Люблю родной язык" 2010
В статье представлено эссе на тему любви к родному языку. Эссе поможет учителям определить родной язык при работе с учащимися.
-
Образ матери в произведениях Н.А. Некрасова 2010
Данный урок позволяет выйти за рамки изучаемого материала в 10-м классе, так как одновременно анализируется и сравнивается несколько произведений: глава "Крестьянка" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", поэма "Мать", стихотворение "Родина". Урок позволяет рассмотреть, как образ матери представлен в творчестве поэта Н.А. Некрасова.
-
А.П. Чехов "Вишневый сад". "Весь смысл и драма человека внутри…" 2010
Сочетание в пьесе "внешнего" и "внутреннего" действия помогает почувствовать душевное состояние героев, увидеть их как бы изнутри, со всеми их мыслями, чувствами, тревогами, ожиданиями, ощутить высокое мастерство Чехова-драматурга.
-
Чичиков у Ноздрева (изучение 4-й главы поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2010
Данный урок входит в цикл уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Известно, что центральная сюжетная линия произведения Гоголя – изображение помещиков, их быта и образа жизни. Урок, посвящённый изучению темы «Чичиков у Ноздрёва», включает элементы проблемно-диалогического обучения и требует от учеников навыков текстологического анализа и навыков образного мышления.
-
Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией В.М. Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps"; создаются условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
-
Особенности поэтики Николая Гумилева 2010
Урок дает возможность познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры автора, показать связь его произведений с традициями романтизма. На уроке используются элементы интеграции: сопоставление стихотворений Н.С. Гумилева с полотнами французского художника П.Гогена, проведение литературных параллелей. На заключительном этапе урока дети знакомятся с понятием "акростих".
-
Родная природа в стихотворениях поэтов XIX–XX вв. 2010
Опыт учителя, совмещающего в своей работе инновации и традиционные приёмы преподавания литературы, поможет провести занятие в необычной форме. Цель таких уроков – научить детей мыслить раскованно и творчески, самостоятельно выстраивать свои знания.
-
Конспект итогового урока по литературе. 5-й класс 2010
В статье предложен синтетический урок, посвященный русскому фольклору. Цель урока – закрепить знания о художественных особенностях фольклора и отличиях его жанров, показать его роль в жизни и культуре человека, расширить понимание детьми воспитательной и образовательной функций фольклора, углубить представления о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора народов мира.
-
О необходимости работы над углубленным изучением поэтического текста 2010
Занятия по углубленному изучению поэтического текста дают возможность организовать систематическое и целенаправленное наблюдение за использованием в поэтическом тексте выразительно-изобразительных средств разных единиц русского языка, расширить кругозор учащихся по стиховедческой науке, глубже усвоить поэтический раздел литературы, создать живую творческую атмосферу.
-
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества 2010
Данная тема является вводным уроком при изучении биографии писателя, что позволяет систематизировать последующий материал при изучении творчества.
-
Театральное мастерство в работе современного учителя на уроках русского языка и литературы 2010
Представлен урок, посвященный формированию представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Воспитывается уважительное отношение к русскому языку и культуре русского народа. Проводится популяризация русского языка и литературы.
-
Обобщение изученного по теме "Серебряный век русской литературы" 2010
Урок направлен на проверку знания и понимания литературных фактов, связанных с изучением поэзии Серебряного века, что позволяет оценить как общую ориентацию в литературном материале, так и знание деталей, определяющих творческую индивидуальность конкретного автора.
-
"Взыскующая память о войне". Тема Великой Отечественной войны в творчестве донской поэтессы Кнарик Хартавакян 2010
Тема Великой Отечественной войны долгое время оставалась ведущей в творчестве писателей "военного призыва". Почему же пишет стихи о войне донская поэтесса Кнарик Хартавакян, родившаяся в мирные 50-е? Каковы причины и побудительные мотивы обращения к данной теме? Ответом на этот вопрос может стать ее стихотворение "Патриотическая ностальгия".
-
Литературный вечер для старшеклассников, посвященный А.С. Пушкину 2010
Литературный вечер помогает повторить учащимся произведения А.С. Пушкина, вспомнить биографию поэта.
-
М.М. Зощенко. "Золотые слова". 5-й класс 2010
Конспект урока представлен в виде таблицы, что позволяет проследить занятость учащихся на каждой ступени урока. При постановке целей и задач урока автор учитывал в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Суть урока заключается в анализе произведения. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания.
-
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" 2010
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Авторы предлагают интегрированный урок-игру, который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам.
-
Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши" 2010
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием.
-
Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" 2010
Урок посвящен творчеству великого русского поэта Н.А. Некрасова, воссоздавшего картины жизни простого народа в ХIХ веке. Особое внимание уделено изучению поэмы «Русские женщины», в которой поэт воспел подвиг жен декабристов, разделивших тяжелое бремя каторги со своими мужьями.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
"Интегрированный урок литературного чтения (с музыкой, ритмикой и информатикой) на тему «А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино». 2-й класс" 2010
Урок обобщает знания учащихся по прочитанному произведению. Расширяет кругозор по теме "Авторские сказки" и продолжает знакомство с понятием "повесть-сказка".
-
«Он сердцем принял боль времен и сделал собственною боль…» (к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского) 2010
Учащиеся знакомятся с творчеством А.Т. Твардовского, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста. Выявляются характерные особенности стихов А.Твардовского на военную тему.
-
Литературная игра, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 2010
При изучении творчества М.В. Ломоносова ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. Работу с текстом можно провести в форме увлекательной игры (брейн-ринга). В статье показывается многообразие личности ученого. Ученики знакомятся с фактами биографии М.В. Ломоносова.
-
Анализ стихотворения Н.Гумилева "Жираф" в 5-м классе "Веселые сказки таинственных стран…" 2010
Учащиеся 5-го класса знакомятся с понятиями Золотой и Серебряный век русской поэзии, с элементами художественного мира Н.Гумилева; обучаются анализу лирического произведения.
-
Тема материнства в повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2010
Задача на урок: посмотреть, как раскрыта тема материнства в повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" и ответить на вопросы "Почему повесть называется "Матерь Человеческая"? Что вынесено в заглавие?
-
Ф.М. Достоевский – мыслитель, художник и человек 2010
Урок, проведенный в форме пресс-конференции, позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Ф.М. Достоевского.
-
А.М. Горький "На дне". Тема урока: "Лука… Кто он? "Старик - шарлатан" или искренне жаждущий добра человек?" 2010
На уроке старшеклассники пытаются разобраться в сложных нравственных понятиях, отойти от классического восприятия литературного персонажа; обосновать свой выбор.
-
Урок литературы по теме "Простакова – госпожа бесчеловечная" 2010
Урок помогает сформировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
На уроке литературы в 9-м классе учащиеся закрепляют навыки сравнительного анализа на примере творчества поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; учатся слышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта.
-
Интегрированный урок по чтению и развитию речи по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 2010
Урок насыщен разнообразными приемами, методами преподнесения, анализа, закрепления информации. Развивает умение делать выводы, развивать творческое воображение, передавать настроение и свое отношение к героям, пробуждать чувства добрые, отрабатывать навыки выразительного чтения.
-
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2010
Историческая память о Великой Отечественной войне передается новым поколениям через поэзию, через песню. Остаются живыми и продолжают волновать те произведения, которые в пору их создания ложились на душу их особым настроем, своей пламенной страстью. Они выражали то самое существенное, то самое главное, чем жил народ в критический момент истории.