Литература
-
Литературный вечер для старшеклассников, посвященный А.С. Пушкину 2010
Литературный вечер помогает повторить учащимся произведения А.С. Пушкина, вспомнить биографию поэта.
-
М.М. Зощенко. "Золотые слова". 5-й класс 2010
Конспект урока представлен в виде таблицы, что позволяет проследить занятость учащихся на каждой ступени урока. При постановке целей и задач урока автор учитывал в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Суть урока заключается в анализе произведения. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания.
-
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" 2010
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Авторы предлагают интегрированный урок-игру, который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам.
-
Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши" 2010
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием.
-
Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины" 2010
Урок посвящен творчеству великого русского поэта Н.А. Некрасова, воссоздавшего картины жизни простого народа в ХIХ веке. Особое внимание уделено изучению поэмы «Русские женщины», в которой поэт воспел подвиг жен декабристов, разделивших тяжелое бремя каторги со своими мужьями.
-
Возможности технологии РКМЧП для формирования и развития умения работать с письменным текстом 2010
Обзор опыта применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере работы с учащимися 5–9-х классов.
-
"Интегрированный урок литературного чтения (с музыкой, ритмикой и информатикой) на тему «А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино». 2-й класс" 2010
Урок обобщает знания учащихся по прочитанному произведению. Расширяет кругозор по теме "Авторские сказки" и продолжает знакомство с понятием "повесть-сказка".
-
«Он сердцем принял боль времен и сделал собственною боль…» (к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского) 2010
Учащиеся знакомятся с творчеством А.Т. Твардовского, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста. Выявляются характерные особенности стихов А.Твардовского на военную тему.
-
Литературная игра, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 2010
При изучении творчества М.В. Ломоносова ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. Работу с текстом можно провести в форме увлекательной игры (брейн-ринга). В статье показывается многообразие личности ученого. Ученики знакомятся с фактами биографии М.В. Ломоносова.
-
Анализ стихотворения Н.Гумилева "Жираф" в 5-м классе "Веселые сказки таинственных стран…" 2010
Учащиеся 5-го класса знакомятся с понятиями Золотой и Серебряный век русской поэзии, с элементами художественного мира Н.Гумилева; обучаются анализу лирического произведения.
-
Тема материнства в повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2010
Задача на урок: посмотреть, как раскрыта тема материнства в повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" и ответить на вопросы "Почему повесть называется "Матерь Человеческая"? Что вынесено в заглавие?
-
Ф.М. Достоевский – мыслитель, художник и человек 2010
Урок, проведенный в форме пресс-конференции, позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Ф.М. Достоевского.
-
А.М. Горький "На дне". Тема урока: "Лука… Кто он? "Старик - шарлатан" или искренне жаждущий добра человек?" 2010
На уроке старшеклассники пытаются разобраться в сложных нравственных понятиях, отойти от классического восприятия литературного персонажа; обосновать свой выбор.
-
Урок литературы по теме "Простакова – госпожа бесчеловечная" 2010
Урок помогает сформировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
На уроке литературы в 9-м классе учащиеся закрепляют навыки сравнительного анализа на примере творчества поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; учатся слышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта.
-
Интегрированный урок по чтению и развитию речи по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 2010
Урок насыщен разнообразными приемами, методами преподнесения, анализа, закрепления информации. Развивает умение делать выводы, развивать творческое воображение, передавать настроение и свое отношение к героям, пробуждать чувства добрые, отрабатывать навыки выразительного чтения.
-
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2010
Историческая память о Великой Отечественной войне передается новым поколениям через поэзию, через песню. Остаются живыми и продолжают волновать те произведения, которые в пору их создания ложились на душу их особым настроем, своей пламенной страстью. Они выражали то самое существенное, то самое главное, чем жил народ в критический момент истории.
-
Мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир пережил 2010
Цель урока: расширить читательские интересы одиннадцатиклассников о литературе земли Югорской, формировать интерес к литературе родного края, развивать умение анализировать, определять и формировать свое отношение к прочитанному через создание опорных конспектов.
-
Образ Иешуа – отражение Человека в романе мастера 2010
Не секрет, что одним из самых сложных произведений XX века является роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Роман и его герои вызывают бурю эмоций как у поклонников творчества писателя, так и противников. Чтобы прочувствовать всю глубину произведения, необходимо проникнуться его главной тайной: кто такой этот странный человек Иешуа Га-Ноцри, каково его место в романе и насколько его образ связан с его библейским прообразом.
-
«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» (Е.Евтушенко). Нить судьбы творчества Б.Л. Пастернака 2010
Автор показывает этапы становления Пастернака как поэта. Раскрывает перед учащимися своеобразие личности, философской концепции, основные мотивы творчества; определяет его место и роль в поэзии ХХ века. Анализируя пастернаковскую поэтику, формирует у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.
-
Викторина "Своя игра" по литературе 2010
Игра позволяет сформировать положительную мотивацию к литературе, при этом у учащихся возникает потребность в новых знаниях.
-
Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль" 2010
На уроке рассматривается проблема героя в ранних рассказах Горького. Отмечаются особенности композиции рассказа как средства раскрытия идейного содержания. Проводится параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отмечается сходство и различие.
-
Урок-практикум "Жизнь языка" в тексте (10-й класс) 2010
Цели урока: совершенствовать навыки работы с текстом; производить лингвистический анализ текста; осознавать текст как средство самовыражения автора; вырабатывать чуткое отношение к слову. Урок рассчитан на сильный класс. Если класс слабый, то не все элементы можно брать для анализа. Можно исключить составление текста. А можно занять два урока вместо одного.
-
Родная природа в творчестве Александра Береснёва 2010
Проект, в котором на основе проведенных исследований, дискуссий и обзора литературы учащимися 4–5-х классов изучаются основы анализа лирического текста, формируются такие понятия, как колорит, цветовая гамма, понятия добра и зла… Ребята знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, сравнение, обобщение. Учащиеся учатся формировать умозаключения.
-
Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2010
Автор готовит учащихся 6-го класса к сочинению, воспитывает доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого. Учит развивать творческие способности, эмоции, познавательные способности.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Пушкин и Натали" 2010
Внеклассное мероприятие, позволяющее учащимся ответить на следующие вопросы: Почему так трагически оборвалась жизнь поэта? Кто в этом виноват? Кто та, которую поэт считал своей Мадонной, а общество «злым гением», главной виновницей его гибели? Какую роль в травле семьи Пушкиных сыграло светское общество?
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Урок посвящен 200-летию Бородинской битвы. Задачи урока: показать роль Кутузова и народа в сражении, учитывая взгляд Толстого на историю; показать идейно-художественное изображение войны в романе; доказать, что сражение - точка пересечения судеб главных героев романа.
-
Интегрированный урок в 6-м классе "В стране чудес" 2010
Как привить интерес к учебному предмету, который ещё предстоит изучать? Конечно, через игру, опыты и чудеса, увлекательные рассказы об удивительных превращениях. Интеграция учебных предметов помогает в занимательной творческой форме познакомить младших школьников с химией.
-
Урок-презентация в 10-м классе 2010
Урок-презентация по литературе проводится с целью раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; сформировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, использовать и отбирать материал.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.