Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

Разделы: Биология, Литература

Класс: 5


Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Дидактические задачи:

  1. Проанализировать текст рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Развить способность к взаимообучению.
  3. Воспитать бережное и внимательное отношение к природе, к народным традициям; научить работать в микро-группах.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Проектная деятельность учащихся.
  4. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  5. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся на компьютерах, презентации).
  6. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  7. Элементы фронтальной работы.
  8. Языковой анализ текста (элементы).
  9. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).
  10. Элемент инсценирования.

Работа на уроке:

Учитель Учащиеся
  1. Координация действий учащихся.
  2. Работа над литературоведческими понятиями: автобиографическое, автобиографичное произведение.
  3. Фронтальный опрос.
  1. Защита проектов (представление результатов исследования).
  2. Рефлексия (таблицы).
  3. Самостоятельная работа.
  4. Фронтальная работа.

Рефлексия:

Учитель Учащиеся
  1. Самоанализ урока (“+”, “-”, достигнуты ли цели).
  2. Оценка учащихся.
  1. Самооценка проекта.
  2. Оценка за самостоятельную работу (выводится на мониторе компьютера).

Ход урока

Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Учебные задачи:

  1. Детально проанализировать текст рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Закрепить полученные знания об условных обозначениях.
  3. Исследовать флору и фауну озера.
  4. Изучить народные традиции, представленные в рассказе.
  5. Показать взаимоотношения человека и природы.
  6. Развить навыки устной и письменной речи.

Структура урока:

Организационный момент.

Электронная презентация цели и задач урока.

Актуализация опорных ЗУН:

Учитель. Уже много раз на уроках литературы мы обращались к такому понятию, как автобиография.

- Что это за слово, расшифруйте его? (“авто” - сам, “био” - жизнь, “графо” - пишу; описание своей жизни).

Сегодня мы обратимся к ещё двум понятиям, тесно связанным с автобиографией.

Записи в тетрадях:

Выслушайте нашего гостя, вашего ровесника, Витю Астафьева и решите:

- его будущий рассказ – автобиографическое или автобиографичное произведение? Обоснуйте свой ответ.

(Автобиографическое – по событиям жизни, но в основе рассказа сочинение – вымысел, значит автобиографичное).

Итак, мы приступаем к изучению автобиографичного рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Готовясь сегодня к уроку, вы разделились на группы, и каждая получила своё задание. Посмотрим, что у нас получилось?!

Презентация проектов исследований:

Исследование Результат
  1. Тема (задача)
  2. Роли в группе
  3. Содержание (анализ текста)
  1. Презентация (форма)
  2. Содержание
  3. Вывод

1) Путь Васютки

    1. Путь Васютки 1. Карта пути Васютки на листе ватмана в масштабе
    2.

    - художник

    - математик

    - картограф

    - психолог

    - литературовед

    2. Карта
    3.

    - количество дней

    - психологическое состояние ребёнка

    - средняя скорость человека 5 км/ч

    - сколько прошёл Васютка:

    S= V*t

    V=4 км/ч

    t=5 дней: 4 дня по 8 часов и 1 день 4 часа.

    3.Трудно, но он смог. Васютка открывает озеро

    > исследователь

Учитель. Давайте закрепим полученные знания об условных обозначениях (фронтальная работа с сигнальными карточками)

2) Васюткино озеро

1. Васюткино озеро 1. Электронная презентация (слайдовая)
2.

- программист

- ихтиолог

- гидролог

- почвовед

- литературовед

2. Почва (трава, берёзы, осины, добротная, плодородная —> болото)

Озеро (ряска, осока, утки —> вода…)

3.

- состав почвы около озера

- вода в озере (необычная для озера)

- видовой состав рыб (не характерен)

- выход к Енисею

3. Знания природы помогли Васютке выйти к реке —> выжить

Учитель.

- Что помогло Васютке выйти к реке? (Знание природы)

- Какое? (…)

- Какую роль сыграло озеро в судьбе Васютки? (Дало надежду на жизнь)

Учитель. Мы совершили вместе с Васюткой путешествие по тайге; открыли вместе с ним новое озеро и, вероятно, немного устали?! (Физкультминутка)

Учитель. В народе людей, забывающих своё прошлое, называли Иванами, не помнящими родства. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил о том, что без знания своего прошлого нет будущего. И с этим трудно не согласиться. Вспомним опять же Васютку…

3) Народные традиции

1. Народные традиции 1. Схема на листе ватмана
2.

- биолог

- литературовед

- лингвист

- фольклорист

- художник

2.

3.

- от затесей далеко не уходить (затеси старые и новые) + словарная работа

- в тайгу брать с собой хлеб (еда), соль, спички, ружьё с запасом патронов

- глухаря берут собакой

- страшное начинается просто

- тайга хлипких не любит

- Мука – вперёд наука

- кора берёзы для разжигания костра

- вызвездило – к холоду

- погасла звёздочка – чья-то жизнь оборвалась

3. Не исполнил традиции – беда и приключилась (вспомнил, что плохо вёл себя в школе, плохо учился… Пожалел об этом!)

Учитель. Теперь мы знаем, что традиции соблюдать необходимо. Но ведь традиционной сегодня можно назвать и тесную связь человека с природой…

4) Взаимосвязь человека и природы

1. Взаимоотношения человека и природы 1. Презентация через интерактивную доску
2.

- литературовед

- программист

- эколог

- зоолог

- ботаник

2.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

3.

- встреча с кедровкой (название птицы, где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет; полезная птица – разносит по тайге семена кедра… А мы вырубаем, берём больше, чем нам надо…)

- глухарь, 2 утки, 2 гуся (за убийство глухарь как бы наказывает Васютку: это убийство оправдать нельзя, т.к. он собирался это сделать лишь для трофея – будет в его арсенале теперь ещё и глухарь, а утки, гуси – для еды)

- лиственный лес обычно на берегу

- почти голая сосна у ели – север, ветвей больше – юг.

3.Человек и природа должны взаимодействовать, но, не вредя друг другу.

Учитель. Итак, мы видим, что природа готова помочь человеку, если он будет использовать свои знания ей во благо, если не будет отрекаться от тех знаний, что пришли к нам от наших предков…

5) Уроки рассказа

1. Уроки рассказа 1. Сочинение-миниатюра “Уроки рассказа

В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

2.

- программист

- литературовед

- географ

- биолог

- филолог

2.
3.

- запоминать всё, чему учат

- слушать старших (более грамотных в данном вопросе)

- второй раз не попадаться (второй глухарь)

- практические навыки и умения (ориентирование в лесу)

- бережное отношение к природе и т.д.

3.Выводы делаем все вместе: согласны, нет, почему

Учитель.

- Согласны? Да, нет?

Учитель. А теперь давайте немного отдохнём. (Физкультминутка)

Учитель. А сейчас вы сможете проверить, насколько наш сегодняшний урок был эффективным…

1. Закрепление.

2. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ.

Тест

1. На какой реке происходят события рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?

  1. На реке Северная Двина.
  2. На реке Енисей.
  3. На реке Москва.

2. Чем снабжал Васютка рыбаков?

  1. Кедровыми орешками.
  2. Дровами.
  3. Хлебом.

3. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

  1. Просто так.
  2. Пригодится.
  3. Таков старинный порядок.

4. Стрелял ли Васютка в кедровку?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

5. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

  1. Он подражал собаке.
  2. Он закричал.
  3. Он бросил в него палку.

6. Когда Васютка понял, что он заблудился?

  1. Когда стемнело.
  2. Когда закончились все припасы.
  3. Когда увидел муху в сетях паука.

7. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

  1. На его пути стала попадаться трава.
  2. Стали видны просветы среди деревьев.
  3. С той стороны, где по его предположению была вода, ветки на деревьях становились всё длиннее.

8. За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?

  1. За звёздами.
  2. За народными приметами.
  3. За состоянием озера.

9. Как Васютка выбрался к реке?

  1. Он догадался, что озеро проточное.
  2. Вернулся по своим затесям.
  3. Ориентировался по муравейникам.

10. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

  1. В скромности.
  2. В хвастовстве.
  3. В том, что он говорит слишком громко.

Учитель. А мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…

Формулировка домашнего задания.

Письменно ответить на вопрос: “Чему меня научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

Рефлексивные карты

Группа № 1 – рефлексия группы
Ф.И. Исследование (оценка) Презентация (оценка) Самостоятельная работа
(оценка)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

Группа в целом

     

 

Группа 1

Оценка презентации
(балл)

Группа № 2

 

Группа № 3

 

Группа № 4

 

Группа № 5

 

Презентация и музыкальное приложение (большой объем) находится у автора.