Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
Дидактические задачи:
- Проанализировать текст рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
- Развить способность к взаимообучению.
- Воспитать бережное и внимательное отношение к природе, к народным традициям; научить работать в микро-группах.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке:
- Работа в группах (в сотрудничестве).
- Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
- Проектная деятельность учащихся.
- Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
- ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся на компьютерах, презентации).
- Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
- Элементы фронтальной работы.
- Языковой анализ текста (элементы).
- Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).
- Элемент инсценирования.
Работа на уроке:
Учитель | Учащиеся |
|
|
Рефлексия:
Учитель | Учащиеся |
|
|
Ход урока
Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
Учебные задачи:
- Детально проанализировать текст рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
- Закрепить полученные знания об условных обозначениях.
- Исследовать флору и фауну озера.
- Изучить народные традиции, представленные в рассказе.
- Показать взаимоотношения человека и природы.
- Развить навыки устной и письменной речи.
Структура урока:
Организационный момент.
Электронная презентация цели и задач урока.
Актуализация опорных ЗУН:
Учитель. Уже много раз на уроках литературы мы обращались к такому понятию, как автобиография.
- Что это за слово, расшифруйте его? (“авто” - сам, “био” - жизнь, “графо” - пишу; описание своей жизни).
Сегодня мы обратимся к ещё двум понятиям, тесно связанным с автобиографией.
Записи в тетрадях:
Выслушайте нашего гостя, вашего ровесника, Витю Астафьева и решите:
- его будущий рассказ – автобиографическое или автобиографичное произведение? Обоснуйте свой ответ.
(Автобиографическое – по событиям жизни, но в основе рассказа сочинение – вымысел, значит автобиографичное).
Итак, мы приступаем к изучению автобиографичного рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
Готовясь сегодня к уроку, вы разделились на группы, и каждая получила своё задание. Посмотрим, что у нас получилось?!
Презентация проектов исследований:
Исследование | Результат |
|
|
1) Путь Васютки
1. Путь Васютки | 1. Карта пути Васютки на листе ватмана в масштабе |
2. - художник - математик - картограф - психолог - литературовед |
2. Карта |
3. - количество дней - психологическое состояние ребёнка - средняя скорость человека 5 км/ч - сколько прошёл Васютка: S= V*t V=4 км/ч t=5 дней: 4 дня по 8 часов и 1 день 4 часа. |
3.Трудно, но он смог. Васютка
открывает озеро — > исследователь |
Учитель. Давайте закрепим полученные знания об условных обозначениях (фронтальная работа с сигнальными карточками)
2) Васюткино озеро
1. Васюткино озеро | 1. Электронная презентация (слайдовая) |
2. - программист - ихтиолог - гидролог - почвовед - литературовед |
2. Почва (трава, берёзы, осины,
добротная, плодородная —> болото) Озеро (ряска, осока, утки —> вода…) |
3. - состав почвы около озера - вода в озере (необычная для озера) - видовой состав рыб (не характерен) - выход к Енисею |
3. Знания природы помогли Васютке выйти к реке —> выжить |
Учитель.
- Что помогло Васютке выйти к реке? (Знание природы)
- Какое? (…)
- Какую роль сыграло озеро в судьбе Васютки? (Дало надежду на жизнь)
Учитель. Мы совершили вместе с Васюткой путешествие по тайге; открыли вместе с ним новое озеро и, вероятно, немного устали?! (Физкультминутка)
Учитель. В народе людей, забывающих своё прошлое, называли Иванами, не помнящими родства. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил о том, что без знания своего прошлого нет будущего. И с этим трудно не согласиться. Вспомним опять же Васютку…
3) Народные традиции
1. Народные традиции | 1. Схема на листе ватмана |
2. - биолог - литературовед - лингвист - фольклорист - художник |
2. |
3. - от затесей далеко не уходить (затеси старые и новые) + словарная работа - в тайгу брать с собой хлеб (еда), соль, спички, ружьё с запасом патронов - глухаря берут собакой - страшное начинается просто - тайга хлипких не любит - Мука – вперёд наука - кора берёзы для разжигания костра - вызвездило – к холоду - погасла звёздочка – чья-то жизнь оборвалась |
3. Не исполнил традиции – беда и приключилась (вспомнил, что плохо вёл себя в школе, плохо учился… Пожалел об этом!) |
Учитель. Теперь мы знаем, что традиции соблюдать необходимо. Но ведь традиционной сегодня можно назвать и тесную связь человека с природой…
4) Взаимосвязь человека и природы
1. Взаимоотношения человека и природы | 1. Презентация через интерактивную доску |
2. - литературовед - программист - эколог - зоолог - ботаник |
2.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА |
3. - встреча с кедровкой (название птицы, где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет; полезная птица – разносит по тайге семена кедра… А мы вырубаем, берём больше, чем нам надо…) - глухарь, 2 утки, 2 гуся (за убийство глухарь как бы наказывает Васютку: это убийство оправдать нельзя, т.к. он собирался это сделать лишь для трофея – будет в его арсенале теперь ещё и глухарь, а утки, гуси – для еды) - лиственный лес обычно на берегу - почти голая сосна у ели – север, ветвей больше – юг. |
3.Человек и природа должны взаимодействовать, но, не вредя друг другу. |
Учитель. Итак, мы видим, что природа готова помочь человеку, если он будет использовать свои знания ей во благо, если не будет отрекаться от тех знаний, что пришли к нам от наших предков…
5) Уроки рассказа
1. Уроки рассказа | 1. Сочинение-миниатюра “Уроки
рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. |
2. - программист - литературовед - географ - биолог - филолог |
2. |
3. - запоминать всё, чему учат - слушать старших (более грамотных в данном вопросе) - второй раз не попадаться (второй глухарь) - практические навыки и умения (ориентирование в лесу) - бережное отношение к природе и т.д. |
3.Выводы делаем все вместе: согласны, нет, почему |
Учитель.
- Согласны? Да, нет?
Учитель. А теперь давайте немного отдохнём. (Физкультминутка)
Учитель. А сейчас вы сможете проверить, насколько наш сегодняшний урок был эффективным…
1. Закрепление.
2. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ.
Тест
1. На какой реке происходят события рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?
- На реке Северная Двина.
- На реке Енисей.
- На реке Москва.
2. Чем снабжал Васютка рыбаков?
- Кедровыми орешками.
- Дровами.
- Хлебом.
3. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
- Просто так.
- Пригодится.
- Таков старинный порядок.
4. Стрелял ли Васютка в кедровку?
- Да.
- Нет.
- Не знаю.
5. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
- Он подражал собаке.
- Он закричал.
- Он бросил в него палку.
6. Когда Васютка понял, что он заблудился?
- Когда стемнело.
- Когда закончились все припасы.
- Когда увидел муху в сетях паука.
7. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- На его пути стала попадаться трава.
- Стали видны просветы среди деревьев.
- С той стороны, где по его предположению была вода, ветки на деревьях становились всё длиннее.
8. За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?
- За звёздами.
- За народными приметами.
- За состоянием озера.
9. Как Васютка выбрался к реке?
- Он догадался, что озеро проточное.
- Вернулся по своим затесям.
- Ориентировался по муравейникам.
10. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
- В скромности.
- В хвастовстве.
- В том, что он говорит слишком громко.
Учитель. А мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…
Формулировка домашнего задания.
Письменно ответить на вопрос: “Чему меня научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”
Рефлексивные карты
Группа № 1 – рефлексия группы | |||
Ф.И. | Исследование (оценка) | Презентация (оценка) | Самостоятельная работа (оценка) |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
Группа в целом |
Группа 1 |
Оценка презентации |
Группа № 2 |
|
Группа № 3 |
|
Группа № 4 |
|
Группа № 5 |
Презентация и музыкальное приложение (большой объем) находится у автора.