Цели урока:
- показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;
- сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;
- раскрыть метафоричность и символику языка произведения;
- пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;
- воспитывать в детях чувство красоты, доброты;
- раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты:
“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”
К.Г.Паустовский
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”
К.Г.Паустовский
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”, урок-проект. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.
Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец, понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.
В этом нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.
II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
(О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.)
Примеры сравнений и олицетворений
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?
(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.)
Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?
(Сказка – быль)
Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.
III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”
1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.
Что же можно считать былью в этом произведении?
(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.)
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)
Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.
IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.
А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Художники”.
V. Представление рисунков группы “Художники”.
– Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?
(1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)
(2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)
– А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.)
VI. Выбор пути. Детальный анализ текста.
И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина.
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.
(стр. 178. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)
– Что произошло потом?
(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).
– Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
(Стр. 180. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
(стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)
Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши…
Надя, расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?
Сообщение “Топографов”
(Я вместе с мамой постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, вот здесь у меня на рисунке видно, отправляется совсем в другую сторону.)
Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? А Катя укажет это на своём рисунке.
(Чтение отрывков:
“Ёлочки-старушки” стр. 186. Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах.)
“Трава-белоус” стр.187-188. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: “Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?”)
Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).
А теперь пришло время обратится к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)
Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины.
Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?
(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)
Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.
Сообщения группы “Ботаники”
(Я нашёл научное описание ягод в биологическом энциклопедическом словаре. У нас в школе есть такой диск, и я работал с ним в медиа-центре. Вот что мне удалось узнать…)
А ещё ребята из этой группы подготовили вот в таком виде (альбом) рассказ о ягодах.
(Здесь мы попытались рассказать о лесном богатстве от лица самих ягод, а также нашли в учебнике ОБЖ сведения о том, насколько эти ягоды полезны, и когда их применяют. Я сейчас хочу рассказать о клюкве, поскольку на нашем сегодняшнем уроке эта ягода главная.)
Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. (Стр. 191.)
Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?
(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)
А в других произведениях вы встречали описание ягод?
(Да, мы нашли стихи, в которых речь идёт об этих ягодах. Чтение стихов.)
Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Вот как хорошо это показано на рисунке Кати. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.
Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)
Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?
– Для контраста.
– А что значит контраст?
– Противопоставление.
– Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.
– Для чего они собирают?
– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.
– А что происходит дальше?
(Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
– Змея, и пень, и лось.
– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.
– А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
– Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)
– А какой породы была Травка?
– Гончая.
– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
Сообщение “Кинологов”
(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)
Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.
– Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?
(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)
– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?
(Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)
– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.
Письменное
Написать сочинение-миниатюру: “Что я узнал о жизни, прочитав “Кладовую солнца” М.М.Пришвина?